Эзотерика и запрещённые виды спорта в СССР
|
|
Ченнелинг, аура, чакра, энергетические каналы, реинкарнация, магия — таких, популярных сегодня слов, в нашем советском детстве и юности конечно же не было и быть не могло. С экранов наших телевизоров гадалки не гадали, бабки-целительницы руками не махали. Такой загруженности неясными энергиями советские люди не знали. Да и вообще в советские времена любое инакомыслие и «странности» могли иметь самые печальные последствия. Заявить где-то открыто, что ты путешествуешь в астрале или помнишь свои прошлые жизни, было бы по меньшей мере странно и могло закончится не очень хорошо.
|
|
Советское общество 70-х — 80-х годов было крайне далеко от модных ныне тенденций, так разнообразно представленных на рынке эзотерических услуг в наши дни: маги, гадалки, шаманы, целители, астрологи. Сегодня на каждом шагу студии йоги либо центры по трансцедентальному изменению сознания, в газетах сплошные объявления на тему: помогу, сниму, отворожу, приворожу, а также рекомендации астрологов. В советских газетах подобного рода объявлений и услуг попросту не существовало. В советских книжных магазинах таких книг, как-то: «Путешествие вне тела» или «Как открыть третий глаз», «Сделай шаг навстречу деньгам» или «Как привлечь к себе то-то и то-то и т.д» и т.д не было вообще. Мы, советские люди, не жили по фень-шуй и не медитировали, хотя стоит отметить, что тяга к различного рода эзотерическим знаниям в СССР присутствовала всегда. Но мы всё же жили простой, нормальной жизнью и, углублятся в третий глаз у нас, у всех, необходимости не возникало.
|
|
Ввиду того, что в массе своей советские люди никогда не выезжали заграницу, то и доступа к различного рода нетрадиционным учениям и духовным практикам Востока, практически не имели. Секреты китайской системы ушу, дыхательной гимнастики, лечебного массажа, в том числе и бесконтактного, мануальной терапии, траволечения, акупунктуры также интересовали советских людей, но были доступны лишь ограниченному кругу советской элиты. Были конечно люди, которые ездили в Индию, в Китай, и в другие страны и, конечно же, они привозили «оттуда» видео с интересными записями разных «учителей» (гуру) и литературу духовного характера, хипповые торбы, красивую индийскую одежду, душистые масла и аромалампы. Распространению нетрадиционных видов знаний также способствовали иностранные студенты, в основном из Индии, которых было в СССР немало, благодаря популярной в те годы советско-индийской дружбе.
|
|
Литература, знакомившая советского человека с основами буддизма, суфизма, христианства, вегетарианства, йоги была представлена в форме самиздатов. Распространялась она в виде ксерокопий или перепечатывалась под копирку на печатных машинках. Приобрести такого рода самиздат можно было у знакомых, в клубах здоровья, на различного рода лекциях, посвящённых формам нетрадиционных видов мышления. Однако подобного рода увлечения носили скорее подпольный характер.
|
|
Вот что вспоминает Анатолий Зенченко, один из самых известных преподавателей йоги на территории бывшего Союза : « В СССР действовал запрет на карате, йогу и бридж (непонятно что общего у этих вещей, но тем не менее занятия ими были делом уголовным — приказ тогдашнего Всесоюзного спорткомитета, датированный 1971 годом, и постановление 1973 года). Поэтому в большей степени мои занятия йогой — это была самостоятельная практика». Нередко можно было встретить статьи о терапевтическом эффекте йоги в журналах «Сельская молодёжь», «Физкультура и спорт», “Вопросы курортологии и физиотерапии”. К йоге относились осторожно, с опаской, как к некоему эксперименту с неизвестными результатами. Например в 1976 году в журнале «Вопросы курортологии и физиотерапии» вышла статья на тему полезности хатха-йоги. Изучалась экспериментальная группа людей и на основе этого был сделан вывод, что хатха-йога не оказывает никакого лечебного воздействия на человеческий организм. В 1988 году при содействии журнала «Физкультура и спорт» был проведён круглый стол по теме хатха-йога. В результате чего состоялась жаркая дискуссия между сторонниками и противниками йоги. Одни доказывали её преимущество, другие считали опасной и даже вредной.
|
|
Начиная с конца 80-х в СССР наблюдается постепенный процесс легализации йоги. В этот же период Лев Тетерников, автор методики Рациональной йоги, организует ассоциацию йоги СССР. Вначале любители йоги собирались неофициально на квартирах, небольшими группами. Подобное занятие стоило 5 рублей и проводили его инструкторы-самоучки, которые обучались искусству йоги по тем же самиздатам. Позже в 80-е появились официальные секции на базе так называемых групп здоровья. Но несмотря на осторожное отношение ко
|
|
всему нетрадиционному, в 1982 году выходит первая в СССР книга о «Йоге и про йогов», автора Верещагина В.Г.
|
|
Что касается каратэ, то его запрещали в СССР многократно и что самое характерное то, что наибольшее массовое развитие оно получило именно в периоды запрета. Впервые каратэ запретили в 1973 г. как «метод физической подготовки, не имеющий ничего общего с советской системой физического воспитания», а также за чуждую советской системе «самурайскую идеологию».
|
|
После 28 апреля 1981 стали массово закрывать секции по каратэ. 10 ноября 1981 г. Президиум Верховного Совета РСФСР принял два Указа: «Об административной ответственности за нарушение правил обучения каратэ» и «О внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс РСФСР» (ст. 219. «Незаконное обучение каратэ»). В результате чего каратэ, как вид спорта, ушло в подполье и так продолжалось вплоть до 1989 года. В декабре 1989 г. в Москве при ЦК ВЛКСМ была зарегистрирована Советская ассоциация восточных единоборств (САВЕ) , а также Федерация боевых искусств (ФБИ) СССР.
|
|
Хотелось бы отметить и присутствие в СССР людей с разного рода экстрассенсорными способностями. Целители, экстрассенсы, ясновидящие, шаманы, колдуны, астрологи всегда были, есть и будут. Но их присутствие в СССР вообще не афишировалось. На телевидении их тоже не было видно.
|
|
Единственным громким именем на то время было имя целительницы Джуны, потом появился Павел Глоба со своей астрологией и женой Тамарой и уже позже Кашпировский со своим реалити-шоу в 1989 году. Интересный факт о Павле Глобе. В 1984 году он выступал с лекцией в Ленинградском Доме учёных и процитировал Нострадамуса, его высказывание о том, что на Востоке существует некая могучая держава, которая рухнет через 73 года и 9 месяцев. В КГБ СССР посчитали это антисоветской пропагандой. Павла Глобу арестовали и посадили в тюрьму в Лефортово, а затем он побывал в «Серпах» — Институте судебной психиатрии имени В. П. Сербского в Москве. В результате его отпустили за отсутствием состава преступления, но репутация была испорчена, работу он потерял, его уволили. А возможность построить блестящую научную каръеру свелась к нулю.
|
|
Кстати, достать в те годы таблицы по астрологии или книги по этой тематике тоже было нелегко. В целом про астрологию советские люди тоже не знали, да и откуда мы могли знать об этой науке, ведь источников было крайне мало. Скудные сведения по астрологии можно было почерпнуть лишь при помощи тех же самиздатов. В целом тема эзотерики, экстрассенсорики в СССР была закрытой и её никто так не рекламировал. Она существовала где-то отдельно, тайно и не являлась составной частью жизни советского человека. Но если в массовой культуре эзотеризм не был представлен вообще, то в научной среде он присутствовал и даже широко обсуждался. Так, в Москве существовал Институт Востоковедения, члены которого имели возможность путешествовать в Индию, в Тибет и тем самым осуществлять свою научную деятельность. Так, первый сертифицированный специалист по йоге и хинди, Анатолий Николаевич Зубков неоднократно имел возможность посещать Индию. Плодом его трудов и знаний явился сценарий к документальному фильму «Индийские йоги, кто они?», который вышел на экраны в 70-е годы и вызвал большой интерес со стороны советской публики. Эзотерическими исследованиями активно занималась режиссёр Наталья Бондарчук, чьи фильмы о Шамбале и семье Рерихов стали хорошо известны уже в конце 80-х; Людмила Васильевна Шапошникова, известный на весь Союз исследователь-индолог, активно изучавшая Тибетские духовные практики и являющаяся одним из идеологов Рериховского движения в СССР.
|
|
В 1989 году в Москве был создан Фонд Рерихов и при её содействии создан музей наследия Николая и Елены Рерих. Благодаря ей и младшему сыну Рерихов Святославу, из Индии в Москву были перевезены все ценные реликвии семьи Рерихов: картины, библиотека, ценные вещи. Они и стали основой музея им. Н.Рериха в Москве. Такие труды, как «Учение 4-го пути» Гурджиева, «Тайная доктрина» Блаватской, учения Живой Этики, книги известного художника и востоковеда Николая Рериха, в СССР не являлись литературой массового чтения и были не только малоизвестны, но и малодоступны нам, простым советским гражданам. В целом, оглянувшись назад, можно увидеть,что при видимом отсутствии эзотерического движения на территории СССР, оно всё же существовало и те, кто стремился совершенствовать свой дух, закалять своё тело, те, кто стремился к духовности и внутренней гармонии с окружающим миром и собой, к тайным, сакральным знаниям мира — всё же имели возможности находить ту информацию, которая была им необходима на их пути духовного развития.
|
Ведь ещё из советской песни все мы помним: «Кто ищет, тот всегда найдёт»!
|
|
http://www.newsland.ru/news/detail/id/774948/
|