Эдгар По. Душевнобольной, ясновидящий, убийца?
|
04.08.2011 |
09:30 |
«Тайна Мари Роже» - одно из самых знаменитых детективных произведений Эдгара По. В основе сюжета лежат подлинные события об убийстве 21-летней жительницы Нью-Йорка Мэри Сесилии Роджерс. Не являлся ли сам писатель центральным персонажем описанной им трагедии? Невероятно? Но, тем не менее, имеются очень серьезные свидетельства в пользу этой версии. |
В один из жарких летних дней 1841 года неподалеку от Уихокена, штат Нью-Джерси, из реки Гудзон было выловлено тело молодой женщины, оказавшейся 21-летней жительницей Нью-Йорка Мэри Сесилией Роджерс, хорошо знакомой писателям, актерам и иным знаменитостям, которые любили заигрывать с ней в табачной лавке Джона Андерсона, расположенной в южной части Манхэттена. |
Эдгар По. Душевнобольной, ясновидящий, убийца?. 19671.jpegПолиция заподозрила в убийстве сначала самого Андерсона - владельца лавки, который не раз провожал Мэри домой. Но вскоре табачник был выпущен, хотя так и не сумел предоставить полноценного алиби. Следствие сосредоточило внимание на женихе Мэри, Дэвиде Пейне, проживавшем в пансионе, которым владела мать убитой, в городке Хобокен, штат Нью-Джерси. |
Первые вещественные доказательства по этому делу были найдены в прибрежном лесу. Ими оказались пояс для чулок, шарф, зонтик и носовой платок с инициалами «М.Р.». Трава на месте их обнаружения оказалась примятой, как будто там шла борьба. Несколько дней спустя на том же самом месте Дэвид Пейн покончил с собой, приняв большую дозу «лауданума». |
Его самоубийство отнюдь не приблизило сыщиков к раскрытию этого преступления. Наоборот, следствие зашло в тупик, так как у молодого человека, как выяснилось впоследствии, было абсолютно надежное алиби на день убийства... |
За газетными отчетами внимательно следил и тридцатидвухлетний Эдгар Аллан По - автор шеститомного собрания стихотворений и коротких рассказов. Жизнь литератора была нелегкой - на иждивении у него находилась молодая жена, больная чахоткой. Эдгару приходилось содержать ее на 65 долларов в месяц - столько получал он как литературный редактор филадельфийского журнала «Грэм». |
Одновременно с редакторством, По вел лихорадочный поиск прототипа, который помог бы ему продолжить трилогию детективных рассказов, начатую в том же 1841 году, которая позже вылилась в широкоизвестное произведение под названием «Убийства на улице Морг». Прототипом стало убийство Мэри Сесилии Роджерс. Однако позднее самого писателя стали подозревать в совершении этого дикого преступления. |
Основанием послужило то, что знаменитый сыщик Огюст Дюпен - герой По - дал понять, что знает тайну убийства. И это в то время как полиции города ничего не было известно! Естественно, полицейских заинтересовал вопрос, откуда литератор мог знать, кем и как совершено преступление, если они - профессионалы, занимаясь этим делом, находятся в полном неведении. |
Дело получило широкий резонанс, о чем свидетельствуют газетные подшивки тех дней. После выхода в свет «Тайны Мари Роже» публика начала строить и высказывать разные предположения. В частности о том, что Эдгар По располагал гораздо более обширными сведениями, нежели те, которые изложил в рассказе. |
Такому мнению способствовало и известие о возможном душевном расстройстве писателя, которое, скорее всего, действительно имело место. Кроме того, существовало всеобщее убеждение в том, что преступникам свойственно невольно давать следователям подсказки, приводящие к их изобличению. |
Некоторые исследователи до сих пор считают, что писатель мог иметь какое-то отношение к тому преступлению. |
Имеют ли эти слухи под собой какую-то почву? Автор переживал в те годы далеко не лучшую свою пору, страдая от бедности и недостатка читательского признания. Он вел ожесточенную, но заведомо проигрышную борьбу с мучившими его алкоголизмом, а возможно, и наркоманией, хотя пристрастие По к наркотикам не является достоверно установленным фактом. |
Состояние По нашло отражение в образах созданных им персонажей, что сослужило ему печальную службу. Теоретически душевнобольной человек мог совершить подобное преступление, чтобы затем, художественно описывая изощренное убийство, добавить себе популярности и выбраться из нищеты. Но был ли Эдгар По способен на такое? |
По очень подробно описывает предполагаемые детали преступления, так, что повествование напоминает скорее репортаж, чем художественный рассказ. Следует заметить, что «Убийство на улице Морг» и его продолжение вообще разительно отличаются по стилистике изложения от прочих рассказов писателя. Случайно ли? И возможно ли шаг за шагом отслеживать действия убийцы, зная о преступлении исключительно по газетам? Что это - игра больного воображения или замаскированное признание в собственном жутком злодеянии? А может быть, Эдгар По был ясновидящим? |
http://www.yoki.ru/anomalous/zagadki/04-08-2011/398894-EdgarPoe-0/ |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|