Драконы – завсегдатаи швейцарских Альп
|
В продолжении нашей серии публикаций мифов и легенд Швейцарии, приглашаем Вас погрузиться в загадочный мир люцернских сказаний, а для этого отправимся побродить крутыми тропинками горы Пилатус. Говорят, здесь в пещерах до сих пор прячутся огнедышащие драконы. |
Nous continuons de publier notre serie de mythes et de legendes suisses et aujourd’hui nous allons emprunter les sentiers abruptes du mont Pilate dans le canton de Lucerne. On pretend que ces cavernes abritent jusqu’a nos jours des dragons cracheurs de feu. |
Драконы: добродушные и коварные, зловонные красно-зеленые пещерные ящеры и белоснежные чистюли, обитатели горных водоемов - в любом обличье всегда были желанными героями швейцарских легенд. Но, наверное, всех превзошел кантон Люцерн. Что ни история здесь – то происшествие с участием крылатого чудовища. Облюбовали огнедышащие ящерицы землю Люцерна к ужасу ее жителей. Хроники кантона сохранили многочисленные свидетельства очевидцев, которые на собственном опыте испытали коварство и злобу люцернских драконов. Складывается впечатление, что в Средневековье драконы были в Люцерне вроде, как НЛО в наши дни. Что 500 лет назад, что в наши дни – кто имеет веру верить, тот верит. |
В 1509 году два горожанина подали в суд Люцерна оригинальный иск. Истец утверждал, что, стесняемый нуждой, он отдал взаймы местному доктору знаменитый «камень дракона». Ростовщичество имело в Альпах, как видим, давние корни. Долг был уплачен, а злонравный доктор не желал отдавать сокровище. |
- Я унаследовал камень от своих предков, господа судьи, - рассказал пострадавший горожанин. – Мой прапрадед заметил летом 1421 года, как из одной пещеры на горе Пилатус выполз отвратительный дракон. Чудовище готово было растерзать моего несчастного предка, но у того хватило мужества спрятаться в горной расселине. Дракон покружил, да и скрылся, но на прощание плюнул с досады на серые камни крутого склона. Слюна на глазах затвердела. Когда чудовище скрылось, мой отважный предок подобрал этот сгусток, расколол его, и обнаружил внутри округлой формы камешек величиной с гусиное яйцо алого цвета с коричневыми крапинками». |
Камень оказался чудодейственным – излечивал любые недуги. Доктору удалось не только его отсудить, но и оформить соответствующий патент – опять-таки в судебном порядке, поскольку случай был беспрецедентным. |
Другая история повествует о подвигах молодого пастушка, который, погнавшись за беглянкой козочкой, поскользнулся на крутом склоне – и скатился кубарем в темную расщелину. Земля была ему пухом в прямом смысле – толстый слой прошлогодней листвы, соломы и сена сохранил герою жизнь. Лежит пастух и раздумывает: а что это такое мягкое и теплое рядом едва шевелится? Батюшки, да тут приготовились мирно зимовать два здоровенных дракона! Горемычный пастух не смог самостоятельно выбраться из ущелья, а крылатые лежебоки так и проспали до весны. Чем питался наш герой всю зиму – загадка. Возможно, собирал желуди, ловил летучих мышей, а может и сами ящеры, по примеру белок, заготовили себе провиант на зимовку. С приходом весны дракоши пробудились и элегантно взмыли к небесам. Один из них, правда, задержался на краю скалы и дружелюбно свесил пастушку свой длинный хвост: хватайся, мол, вытащу. Пастух, не чуя земли под ногами от радости, припустил в родные края рассказывать односельчанам о благородстве дракона. |
Так могли выглядеть коварные обитатели люцернских пещерНо не все крылатые ящеры обладали столь мирным нравом. Над одной долиной Люцерна примерно в это же время поселилось зловещее чудовище багровой масти. Дракон терроризировал местных жителей, похищал их скот, летал над деревней, извергая зловонный огонь, потрясая хвостом в колючках и закрывая гигантскими крыльями солнце. Под конец облюбовал себе пещеру в местных горах и устроился весьма неплохо. |
Многие смельчаки пытались обезвредить чудище – участь их была печальна, ни один из них не вернулся в деревню. На сельском совете решено было отправиться против дракона всем миром. Никто из местных пастухов не хотел прослыть трусом. С вилами, косами и топорами выступило мужское ополчение на рассвете. Женщины деревни со слезами провожали своих защитников. В горах послышался страшный рев, рычание, крики, мольбы о помощи. Потом все смолкло. Вернулся лишь один человек – чтобы рассказать оставшимся о кровавых событиях. |
Пришел в деревню из дальних странствий наемник Струтхан. Он участвовал в военных походах по всей Европе, и эти россказни про драконов вызвали у него лишь скептическую улыбку: |
- Эх, вы! Вояки на драконов! Сразу и видать, что не знаете военной тактики. Я одним махом этой уродине голову снесу. |
Но в душе Струтхан поежился, суеверный страх сковал его тело – одно дело воевать со своими собратьями по всем правилам военного искусства, и совсем другое – сражаться с порождениями ада в темных горных ущельях. Но смело выступил вперед наследник отважных гельветов. Дорогу осилит идущий. В горах ему встретился всадник в полном боевом вооружении. |
- Куда держишь путь, воин? – спросил незнакомый рыцарь. |
- Сражаться с драконом, - уныло протянул Струтхан. |
- Могу я тебе помочь? |
- Еще бы! |
Вскоре тропинка привела их к берлоге чудовища. Из пещеры послышался недовольный рев ящера, потревоженного во время послеобеденного отдыха. А вскоре показался и сам дракон, изрыгая пламя и серу. Струтхан перекрестился, ну, пришел последний час! Достойно встречают смерть швейцарцы, пусть этот чужеземец в том убедится. Но рыцарь чудесным образом преобразился на глазах у Струтхана: головой он теперь упирался в небеса, а в руке сжимал меч величиной с гору. Молниеносным ударом он обезвредил чудовище, с улыбкой бросив наемнику: |
- Гордым Бог противится, а на смиренные призирает! – и в то же мгновение стал невидим. Это был святой Георгий, победитель драконов. А на Руси этого святого именовали не иначе, как «Георгий Победоносец». |
Струтхан со всех ног бросился в деревню. Не преминул он рассказать о чудесном избавлении благодаря заступничеству небесного победителя духов злобы. В деревне воцарился мир, а в местных церквях долго служили мессы в честь святого Георгия. |
Кажется, в наш век прагматизма и непоколебимой веры в научный прогресс мы склонны скорее верить в существование НЛО, чем драконов. В Швейцарии этот переход от народных верований к основам научной мысли можно особенно четко проследить в легендах – драконы на альпийских просторах вымерли в XVI веке. В Средневековье не только Люцерн прославился проделками драконов. Другие швейцарские кантоны тоже могут похвастаться такими историями. В озере Шавонн, в кантоне Во, симпатичный белый дракончик, доброго нрава и совершенно безвредный, кормился прямо из рук местных девушек, приходивших купаться в озере. В Вале долго существовали легенды о драконе Натер и змее Жеронд, которые повадками и габаритами скорее вписываются в контекст традиционных мифов о драконах. |
http://www.nashagazeta.ch/news/11899 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|