Тайны и будни московского метро
|
В наше время сложно представить себе москвича, который ни разу не спускался в столичную подземку. Даже упрямые автолюбители, которых из-за руля не выгонишь, волей-неволей иногда пользуются метро: миллионы машин на улицах превратили Москву в город в самыми большими пробками в Европе. |
Триста с лишним километров подземных линий и ежегодное «население» около 2,5 миллиардов человек — московское метро давно стало своеобразным «государством в государстве» со своей удивительной историей, легендами и страшилками, мистикой и особой психологией. |
Подземная история |
К строительству метро Москва шла с середины XIX века. Чем Москва хуже Лондона и Парижа, где подземка давно стала реальностью? В 1875 году появились первые предложения о строительстве линии от Курского вокзала до Марьиной Рощи. Еще один проект архитекторов Балинского и Кнорре, уже 1902 года, заблокировали в Московской думе лоббисты трамвайного сообщения (этот вид транспорта приносил немалый доход в казну). «Господам Кнорре и Балинскому в их домогательствах отказать…» — гласила резолюция городского совета. |
К вопросу о строительстве метро возвращались и в 1913, и в 1914 (тогда этим планам помешала Первая мировая война), и в 1923, и в 1925… |
15 июня 1931 года — ровно 80 лет назад — на пленуме ЦК ВКП(б) был принято историческое решение. С докладом выступал первый секретарь Московского горкома партии Л. М. Каганович. Градоначальник был недоволен транспортной системой столицы, указывая на чрезмерную загруженность трамвайных линий. Итогом заседания стало постановление «О строительстве московского метрополитена». В документе содержалось указание «немедленно приступить к подготовительной работе по сооружению метро в Москве, как главного средства, разрешающего проблему быстрых и дешевых людских перевозок». Спустя четыре года, в мае 1935-го, была запущена первая линия «Сокольники» — «Парк культуры». |
До 1955 года московский метрополитен носил имя своего «создателя» — не Ленина и не Сталина. «Метрополитен имени Л.М. Кагановича», сообщали надписи на фронтонах станций. Темпы создания подземки были поистине ошеломляющими. Проект, по понятным причинам, курировал лично Сталин. За малейшие отклонения в графике работники целых отделов теряли работу, нередко с «волчьим билетом». И ладно бы только работу… |
«Считать «Метрострой» важнейшей государственной стройкой с обеспечением ее лесоматериалами, металлом, цементом, средствами транспорта и т.п., как первостепенной важности ударной стройки всесоюзного значения», — гласило постановление Совета народных комиссаров Союза ССР от 1932 года. |
К концу 1930-х годов московское метро насчитывало три десятка станций на трех линиях. Ударными темпами разрабатывалось и уникальное оформление станций: подход к облику московской подземки был серьезный. |
- Концепция метро была заложена еще в 1930-х. Оно должно было стать чем-то вроде подземных дворцов для обычных людей. Отсюда мрамор, гранит, большие пространства и памятники под землей, — рассказывает Николай Шумаков, главный архитектор компании «Метрогипротранс» — той, что вот уже 80 лет проектирует облик московской подземки. |
Специальные правительственные комиссии проверяли эскизы новых станций. Бывало, что идеи для их оформления предлагал лично Сталин. Требовалось создать не просто вид транспорта, а монументальную роскошь с идеологическим подтекстом. |
Подземный дворец «Комсомольская-кольцевая» Фото: Александр Попов (Russos) / LJ.com |
Метро мгновенно завоевало расположение москвичей — в 1930-е, как и в наши дни, вагоны были зачастую забиты под завязку. Данных о пассажиропотоке тех лет не сохранилось, но восемь десятилетий спустя московское метро вышло на второе место в мире по этому показателю: почти 2,5 миллиарда пассажиров в год. Московская подземка уступает лишь токийской — той самой, где в час пик людей буквально запихивают в вагоны специально обученные люди. |
Спасение под землей |
Фашистские самолеты начали бомбить столицу уже через месяц после начала войны, и в 1941 году московское метро стало огромным бомбоубежищем. В метро проводились правительственные совещания, на полу станций ночевали люди, здесь даже принимали роды — в 1941 году в метро родилось 217 детей. |
В октябре 1941 года для Москвы настали черные дни: немцы стояли так близко к городу, что сдача столицы многим казалась неизбежной. Началась паника и массовое бегство. Параллельно минировались стратегические объекты, в том числе и метро. 15 октября 1941 года двери метрополитена не открылись — единственный раз за всю историю существования московской подземки. Однако к вечеру того же дня руководство города отменило приказ. Сталин не покинул столицу, и это вселило в москвичей уверенность: город выстоит. |
Примечательно, что во время войны строительство линий метро не приостанавливалось. На некоторых станциях — например, на «Курской» и «Павелецкой», — сохранились памятные таблички: «Сооружено в дни Великой Отечественной Войны». |
Позже идея использовать метрополитен в качестве бомбоубежища получила свое развитие и, как следствие, усиленное финансирование. С началом холодной войны советское руководство рассматривало метро в качестве возможного противоядерного бункера. Именно тогда появился термин «станция глубокого заложения». Первой линией этого проекта стала «Арбатско-Покровская». Тогда же, говорят, началось строительство секретной правительственной ветки — так называемого объекта Д-6. |
Секретный объект Д-6 |
Известный диггер Вадим Михайлов уже больше 20 лет исследует московский подземный мир. Повидал многое: от слизи неизвестного происхождения на сводах туннелей до знаменитых крыс-мутантов из страшилок. Вадим добрался и до вентиляционных шахт подземного города на юго-западе — секретного объекта слежения Министерства обороны. Но на таинственный объект Д-6 проникнуть так и не удалось. |
- Как-то раз мы набрели на стены, покрытые толстым слоем щелочи, — рассказал Вадим. — Мы попытались отскрести эту корку и обнаружили бронированные стены. Ну кому может понадобиться ставить такие укрепления в обычной канализации? Мы попали в зал с колоннами, но только потом поняли, что это был вход в Д-6. |
О секретном сталинском метро ходят самые разные слухи. Например, что объект Д-6 действующий и готов к использованию на случай войны, и что объект находится под охраной специального отряда, которому отдан приказ вести «огонь на поражение» в случае проникновения. И что линии правительственной подземки соединяют жизненно важные объекты Москвы — Кремль, загородную резиденцию Горки-9, Генштаб и так далее. Существует Д-6 на самом деле или нет, но в наши дни «другое метро» стало вполне успешным коммерческим проектом. |
Объект Д-6 упоминается в рекламных брошюрах сталинского бункера на Таганке — рассекреченного командного пункта ГО-42, ставшего «Музеем холодной войны», — хотя посещение этого бывшего секретного объекта никоим образом не проливает свет на тайну «второго метро». |
В середине 1990-х русские разработчики компьютерных игр создали несколько «стрелялок», действие которых происходит в туннелях таинственной подземки. А некоторых писателей — например, Дмитрия Глуховского, — слухи о Д-6 вдохновили на создание фантастических рассказов. Роман Глуховского «Метро 2033» о пост-апокалиптической жизни в подземке быстро стал бестселлером в России и за ее пределами. |
- Я катался на метро с 10 лет, — признается Дмитрий, — и никогда не думал о том, что у москвичей в буквальном смысле слова под ногами находится самое большое в мире ядерное бомбоубежище. Я вырос и решил написать книгу о том, как жила бы Москва под землей после атомной войны. |
Мистика метро |
Помимо слухов о секретном метро, в столичной подземке есть еще много непонятного и невидимого глазу обычного пассажира. Без мистики такой огромный и перенасыщенный энергией объект как метро просто немыслим. Молодой, но уже опытный машинист Андрей Ульянов рассказал одну такую историю: |
- На подъезде к станции «Сокол» Замоскворецкой линии стрелка скоростимера иногда начинает хаотично прыгать то влево, то вправо. И никто не может объяснить этот феномен. Наверное, полтергейст живет какой-то… |
Он вспоминает, что именно на этом перегоне, «Войковская — Сокол», в марте 2006 чуть не произошла страшная катастрофа. Из-за невнимательности рабочих, устанавливавших рекламный щит на поверхности, в туннеле обрушились две сваи. Андрей вовремя применил экстренное торможение и спас сотни жизней… |
Парапсихолог Владислав Климов уверяет — в метро не может не скапливаться негативная энергетика. |
- Многие линии метро проходят через места массовых захоронений и убийств. Поэтому иногда в туннелях рабочие слышат странные голоса и даже видят привидения. В некоторых частях подземки, из-за плохой ауры мест в сочетании со стрессом, у пассажиров бывают галлюцинации. |
В доказательство своих слов Владислав привел меня к метромосту на юго-западе. С помощью биолокационной рамки Климов продемонстрировал, как метро впитывает негативную энергию. |
- Рамка работает очень просто. Если дуги расходятся, значит, место заряжено позитивной энергией. Если скрещиваются — мы наблюдаем скопление негативной ауры. |
Несложно догадаться, что когда парапсихолог наводил рамку в сторону станции «Воробъевы горы» и метромоста, дуги сближались. |
Впрочем, у представителей традиционной медицины тоже есть своя версия о негативном влиянии подземки на человека. Психиатр Вячеслав Филашихин дает такое объяснение: |
- Условия в метро сильно отличаются от тех, что на поверхности — уровень влажности, давление, качество воздуха… К тому же метро — это замкнутое пространство. Все это в сочетании со стрессом от движения посреди огромной массы людей может негативно сказаться на психологическом состоянии человека. |
Именно поэтому, советует Филашихин, в метро необходимо как-то отвлекаться. Например, читать книги или слушать музыку — что, собственно говоря, многие и делают. |
Светлые стороны подземного мира |
Существуют в московском метро места, которые несут в себе заряд позитива. Или просто заставляют людей в это верить. Есть на станции «Площадь революции» знаменитая скульптурная композиция «Пограничник с собакой». Нос у бронзового пса натерт до золотого блеска — у студентов существует стойкое поверье, что достаточно потереть нос именно этой собаки, и проблем с экзаменом не будет. Сила веры в пса, приносящего удачу, распространилась и на граждан, вышедших из студенческого возраста. |
Пограничник с собакой на «Площади Революции». Источник: Фотобанк Лори |
Свои усилия к созданию приятной атмосферы прикладывает и руководство метрополитена. В начале 2000-х был проведен интересный эксперимент с привлечением известных актеров театра и кино. На основных линиях привычные сухие объявления вроде «Осторожно, двери закрываются...» расцвели любимыми голосами Веры Алентовой, Владимира Меньшова, Константина Райкина и многих других. Каково было удивление пассажиров, когда на станциях Сокольнической линии хорошего дня им желала Людмила Марковна Гурченко! |
Другой всенародный любимец, актер Лев Дуров, рассказал мне, что не раздумывал ни минуты, когда ему предложили поучаствовать в озвучании объявлений метро. |
- Я нынче не часто езжу на метро, но хорошо представляю себе голос диктора в вагоне — сухой, почти командный тон. Как будто генерал говорит с солдатами на плацу. А пассажир — особенно тот, что возвращается с работы — должен чувствовать себя как дома, а не как в строю. |
Конечно, свою «партию» добрейший Лев Константинович записал в максимально дружелюбной и располагающей манере. Жаль, что проект был временным… |
А вот дежурная на эскалаторе станции «Октябрьская кольцевая» Людмила Шумакова пострадала за свое желание добавить немного естественных эмоций в повседневную жизнь метрополитена. Людмила делала объявления в необычной манере — «Молодой человек, ну пропустите же девушку-красавицу! Может, она на свидание торопится. И вообще — слева стоять на эскалаторе не рекомендуется». |
Шумакова говорит, что отдыхала душой, общаясь с пассажирами таким образом. И однажды была вознаграждена — некий мужчина подарил ей букет цветов. Но другой пассажир не разделил позитива Людмилы — наябедничал руководству станции на «авторский стиль» общения дежурной с пассажирами, и той приказали прекратить фривольничать на рабочем месте, под угрозой увольнения. Людмила продолжает работать на станции, но балагурить в микрофон действительно перестала… |
Метро будущего |
В конце 2010 года правительство Москвы подписало генплан на развитие метро — до 2020 года планируется построить еще 124 километра линий, доведя подземный транспорт до нескольких отдаленных районов города. К 2025 году общая протяженность линий метро превысит 650 километров — говорят, даже появится еще одна кольцевая линия. |
Строительство станции «Достоевская». Трогательная любовь к русской литературе. Фото: Алексей Ярошевский |
Строительство метро — удовольствие дорогое, но необходимое. Стоимость прокладки 1 (одного) километра туннелей порой доходит до 7 миллиардов рублей. Но пассажиропоток в «резиновой» Москве растет с каждым годом, так что выбора нет. |
Меняется вид московской подземки — от сталинского ампира до стиля хай-тек, — но одно остается неизменным: в измученной пробками Москве именно метро было, есть и будет главной транспортной артерией. |
Алексей Ярошевский, тележурналист, RT |
http://strana.ru/journal/2458614 |