Алтай сакральный, заповедный
|
Автор:Константин ЕРМОЛИН |
АиФ-Алтай №6 от 09 февраля 11 |
Взаимодействовать с природой надо мягко и интуитивно |
Сокровищницей и колыбелью многих цивилизаций называл Алтай Николай Рерих, уникальной территорией – и по природному, и по культурному разнообразию - считают Алтай многие ученые и исследователи. Но осознать и понять единство этого многообразия обычным школьникам трудно. |
Первой ступенью к этому могло бы стать внедрение в школах Республики Алтай и Алтайского края комплексных образовательных программ по экологии, истории, культуре региона. Подобный положительный опыт уже есть – в 11 школах Республики Алтай в качестве эксперимента велось преподавание по уникальным учебным пособиям из серии «Алтай заповедный». |
Руководитель авторского коллектива учебников, заведующая кафедрой культуры и коммуникативных технологий АлтГТУ, кандидат культурологических наук Ирина Жерносенко, являющаяся также экспертом по образовательным программам Краевого экспертно-аналитического центра, рассказала нам о результатах эксперимента. |
В комплексе для старшекласников |
– Ирина Александровна, как появилась идея написать и издать комплексные эколого-культурные учебники Алтая? |
– Образовательный проект по непрерывному экологическому просвещению школьников был поддержан международной Программой развития ООН и Глобальным экологическим фондом – они выделили грант на написание, издание и апробацию учебных пособий. По условиям гранта необходимо было за год написать тексты пособий, получить согласование министерства образования Республики Алтай, выпустить тираж в 500 экземпляров и провести апробацию в школах. |
В феврале 2009 года мы подали заявку на грант, в марте ее одобрили и с 1 апреля авторский коллектив начал работу – обсудили концепцию, собрали научный материал, и в июне провели семинары с учителями экспериментальных школ, выделенных для апробации, с которыми обсудили содержание учебников, адаптировав представленные учеными статьи к восприятию школьников. |
В июле 2009 года был готов макет комплекта, состоящий из трех учебных пособий: «Мир заповедной природы Алтая», «Мир заповедной культуры Алтая», «Экология и культура» и рабочих тетрадей к первым двум пособиям. Комплект «Алтай заповедный» предназначен для учащихся 8-11-х классов общеобразовательной школы. |
Мы передали их на экспертизу в министерство образования республики, с тем, чтобы после получения одобрения отпечатать тираж и раздать учебники в школы. Однако выход учебников задержался – нам четыре месяца не выдавали экспертного заключения, а затем отказали в грифовании без объяснения причин – попросту отказали пособиям в праве на существование. |
Но наш комплект пособий вызвал интерес в научном сообществе, и нам было предложено пройти экспертизу в Экспертном совете Российской Академии образования (Северо-Западное отделение). Вердикт ученых: комплект учебных пособий «Алтай заповедный» концептуально опережает процесс реформирования содержания образования. Весь комплект учебных пособий выдержан в единой концепции и основан на интегративном принципе, что позволяет выстроить в сознании учащихся единую целостную картину мира, увидеть взаимозависимость и взаимодополняемость природных и социокультурных процессов. |
Принцип интеграции выдерживается не только внутри учебных пособий, объединяя предметные знания в соответствующие им области (естественнонаучную и гуманитарно-художественную), но и между содержанием самих книг, что подчеркивается и одинаковостью названий учебников для среднего звена общеобразовательной школы. Они имеют единую структуру: содержание глав учебных пособий распределено по ландшафтным зонам Горного Алтая, где расположены ключевые особо охраняемые природные территории Республики. |
Содержание пособий взаимно перекликается, здесь встречаются точки зрения современного научного знания и традиционного знания местного населения. Учебники хорошо иллюстрированы, в них наглядно представлены уникальные природные и культурные ресурсы Алтая. |
Помимо этого авторы подготовили мультимедийные диски, сопровождающие учебники богатой коллекцией слайдов, видеофильмов и материалов справочного характера. Комплект получил высшую экспертную оценку: гриф «Рекомендовано» Российской Академии образования и был определен как инновационный. |
Человек как часть природы |
- В апреле 2010 года к нам приехал эксперт из ПРООН/ГЭФ и посетил все одиннадцать школ Онгудайского и Кош-Агачского районов Республики, где проводился эксперимент. Отзывы оказались положительными – некоторые ученики признавались, что учебники охотно читают их родители. Интерес проявляли учителя и других школ, соседних сел и районов. Высоко оценили учебники и эксперты из других регионов Сибири, Дальнего Востока, Поволжья – многие захотели создать подобные пособия для своих территорий. |
Однако на уровне руководства республики учебники однозначного одобрения так и не получили, появились даже противники эксперимента. Возможно, сыграла роль ревность к авторам учебника – в большинстве своем, это ведущие ученые Горно-Алтайского госуниверситета, директор Республиканского краеведческого музея и другие уважаемые в республике лица. Возможно, на отношение к учебникам повлияли какие-то политические или экономические соображения – ведь экологические приоритеты не всегда совмещаются с получением прибыли. |
– В чем особенность этих учебных пособий? |
– Учебные пособия призваны сформировать экологическое сознание у школьников, и принципиальное убеждение авторов комплекта основано на том, что это возможно только тогда, когда будет сформирована культурная идентичность подрастающего поколения. |
Нужно не только познавать ценности собственной культуры, но ими нужно жить. Необходимо вспомнить те экологические методы взаимодействия с природой, которые во все времена были свойственны коренным народам, проживающим на территории Алтая. Без бережного отношения к своей культуре трудно бережно относиться к природе. Задача экологии, на мой взгляд, не перечислять краснокнижные растения и запрещать доступ к ним, а научить человека гармонично общаться с природой, жить природными ритмами и законами. |
Сельское население Алтая старается жить этими ритмами и сейчас, но техногенная цивилизация активно вытесняет эту способность. Еще одно концептуальное основание пособий – теория «вмещающего ландшафта», сформулированная Л. Н. Гумилевым. Основная мысль теории заключается в том, что особенность строения ландшафта влияет на тип культуры, который развивается в нем. А так как на Алтае приставлены разные виды ландшафта, от субтропических и горных до степных – то формируются разные культурные слои. Алтайский народ один, но этнически многообразен. Единство в многообразии – в этом богатство культуры алтайского народа. |
– А в чем особенность и ценность Алтая? |
– Алтай уникальная территория, где много нетронутой природы, которая содержит реликты и эндемики. Алтай уникален своим положением, через его территорию шли великие переселения народов. Практически, формирование этногенеза всей Евразии шло через Алтай. Изучая Алтай можно проследить культурогенез различных народов, и можно понять как сохранить эту территорию в чистоте и красоте, но при этом наполнить ее современными формами деятельности. |
Чтобы вырастить поколение людей, которые будут гармоничны с природой, нужно начинать со школы. Современные жители Алтая утратили часть сакрального знания о своей территории, и относятся к ней потребительски, не говоря уже о приезжих туристах и отдыхающих. Вернуть взрослым это бережное и мудрое отношение к природе можно через детей. |
«Места силы» для понимающих |
– В чем сакральность Алтая? Где это реальность, а где массовая культура и мода? |
– Это важный вопрос, но и больной. Алтай во многом сохранил сакральные территории, и «места силы» действительно есть. Но сегодня наблюдается совершенно разное отношение к этим местам коренного населения и тех, кто приезжает на Алтай. Большинство приезжих отдают дань моде, им хочется увидеть эти места, потрогать, попробовать прочувствовать, но это развлечение для них, новые впечатления. А «места силы» работают мягко и корректно. |
Ученые из Новосибирска, Горно-Алтайска, Москвы (геологи, геофизики, медики), а также ваша покорная слуга с коллегами в разное время проводили многочисленные исследования с использованием современной аппаратуры, позволяющей делать очень тонкие замеры. Вывод – в этих местах есть магнитные аномалии, геомагнитные образования кольцевого вида, особые энергоинформационные явления. |
Возле некоторых курганов есть полевая структура не объяснимая геофизикой. Наука ответа не дает. А местные жители говорят просто – это духи, которые здесь живут, и все местные знают, как с ними общаться. В отличие от мировых религий, где есть незыблемые каноны, веками выверенная обрядность, в традиционной культуре Алтая канонов нет, все индивидуально. |
Но с древнейших времен жители Алтая верили, что мир вокруг них – это живая система, и общаться с ней необходимо, как с живой. К сожалению, представители современной цивилизации утратили это умение. Для этого необходимо понимать традиционные для этой местности ценности, культуру коренного народа. Комплексное эколого-культурное образование как раз и позволяет приблизиться к этому современным школьникам. |
http://www.altai.aif.ru/society/article/17082 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|