Стать медиумом, сделать божество видимым – государственный оракул Тибета
|
10 января 2011 |
Тубтен Нгодуп, медиум (кутен) оракул Нечунга перед вхождением в транс |
Любой, кому посчастливилось стать свидетелем пребывания в трансе досточтимого Тубтена Нгодупа, медиума (кутена) оракула Нечунга, смог убедиться в том, что в это время в нем обитает сила, намного превосходящая его собственную, заставляющая его тело стать визуально больше, искажающая его черты, вытягивающая его до предела. Божество Нечунг является гневным защитником, который, периодически вселяясь в тело медиума, даёт советы Далай-ламе и его правительству относительно угроз, связанных с будущим тибетской нации. В этой статье, составленной по материалам отрытых лекций в Тибетском центре медитации и личных интервью, кутен-ла рассказывает о своей жизни в качестве медиума. |
? Как избирают государственного оракула Нечунга? |
Тубтен Нгодуп: Более тысячи лет в Тибете существовала традиция медиумов, которые являлись средством общения с защитниками Дхармы. Эти защитники имеют определенную иерархию, в которой они занимают уровни от первого до десятого в соответствии со своими способностями и совершаемыми ими духовными деяниями. Защитники могут быть как мирскими, так и надмирскими. Если бы защитник Нечунг находился на высшем уровне, то не было бы никакой возможности для общения с ним посредством человека-медиума. Но поскольку его цель помочь всем существам, он находится на том уровне, на котором такое общение возможно. Существует несколько путей для того, чтобы стать медиумом. Иногда эта роль передаётся по наследству в семье, как в случае с оракулом Гадонга. Женщины также могут быть медиумами из поколения в поколения, пример чему медиум Денма. Возможно также, что человек обладает определенными качествами, которые в нем распознает наставник. В этом случае последний может помочь медиуму стабилизировать его состояние транса. |
Но с Нечунгом все происходит совсем иначе. Медиума выбирает непосредственно сам защитник. У такого человека с момента первого вхождения защитника в его тела появляется способность к ясновидению. Существуют внешний, внутренний и тайный метод определения того, действительно ли тот или иной человек является медимом государственного оракула. Его также должен признать Его Святейшество Далай-лама. Так получилось, что я, как и мой предшественник, принадлежу к монастырю Нечунг (в котором я нахожусь с 1971 года), но так бывает не всегда. Предыдущие медиумы приходили из разных уголков Тибета, представляли разные общественные слои и школы буддизма. Если до момента, когда в него впервые вошел дух оракула, человек был мирянином, то после он должен принять монашеское посвящение, поскольку, будучи медиумом Нечунга, автоматически становится настоятелем монастыря. Он также становится заместителем министра [тибетского правительства], что свидетельствует о важности выполняемой им роли. Я ? семнадцатый по счёту медиум. |
Стать медиумом, сделать божество видимым – государственный оракул Тибета |
"Послания защитника, излагаются на древнем диалекте. Их записывает специально обученный |
помощник. В настоящее время для записи посланий также используют магнитофон. |
Что же до Его Святейшества, то он прекрасно понимает их без перевода, даже в тех случаях, |
когда и писец не может их разобрать! Фото: abcblogs.abc.es |
Мой предшественник скончался в 1984 году, и в последующие три года эта должность была вакантной, хотя правительство и возносило многочисленные молитвы с просьбой о возвращении оракула. Вообще-то я общительный человек, люблю посещать учения вместе с другими монахами. Но незадолго до Лосара (тибетского Нового года) в 1987 году, я почувствовал себя несколько необычно, и мне захотелось побыть одному. В середине одного из учений Его Святейшества Далай-ламы, которое проходило в центральном храме, я вдруг почувствовал сильное желание встать со своего места в задней части зала и представиться Его Святейшеству. Конечно, если бы я поступил таким образом, телохранители наверняка выпроводили бы меня! Во время обеденного перерыва это чувство утихло, но когда все вернулись в зал, оно возросло ещё сильнее. Я не мог даже смотреть на Его Святейшество, потому что знал, что если хоть на секунду подниму на него свой взгляд, то немедленно встану и пойду к нему. Тогда я закрыл глаза, и один монах, думая, что я сплю, спросил меня: «Вы пришли сюда, чтобы вздремнуть?». Я извинился, сославшись на головную боль. Я спрятался под своим зеном (верхней монашеской накидкой), а когда, наконец-то, высунул из-под него голову, то обнаружил, что все уже ушли! Затем, я подошёл к статуям тысячерукого Ченрези и Гуру Падмасамбхавы и помолился об устранении каких бы то ни было препятствий. На следующий день в моём монастыре, Нечунге, начались традиционные праздничные церемонии по случаю Лосара. |
Как правило, при жизни прошлого кутена, во время его пребывания в трансе, я подносил ему чай и цог (ритуальную пищу), поскольку являлся мастером ритуалов. Но в 1987 году кутена с нами больше не было, и мне поручили совершить подношения статуе в алтарной защитника, которая вмещала всего шесть или семь человек. Таким образом, в то время, когда большая часть монахов читала молитвы в главном зале храма, я находился в алтарной защитника в сопровождении лишь настоятелей монастырей Дрепунг Гоманг и Дрепунг Лоселинг. В момент, когда из главного зала донеслись молитвенные обращения к защитнику, мои руки затряслись, сердцебиение усилилось, и я увидел, как ко мне приближается красный свет. У меня возникло ощущение, будто бы по моим рукам и ногам прошёл электрический ток. Больше я ничего не помню. |
Настоятели Дрепунга оповестили об этом инциденте ведомство Его Святейшества Далай-ламы по делам религии, и вскоре эта новость стала известна всем. Спустя несколько меня вызвал Его Святейшество и сказал: «Возможно, что вы и есть следующий кутен, но прежде чем что-нибудь еще случится, вам нужно уйти в затворничество». Это было необходимо, чтобы полностью убедиться, что выбор медиума сделан правильно. Его Святейшество также спросил меня о том, как я отношусь к такому назначению, и я ответил, что готов служить ему в любом качестве, которое он сочтет наиболее подходящим. |
Эти события произошли в конце марта 1987 года. Однако в то же время двое других людей также проявили возможные признаки медиума: одним из них был монах из Дрепунг Гоманга, другим ? человек, недавно прибывший из Тибета. Со временем признаки у первого из них ослабли, в то время как второй после выполнения затворничества действительно оказался проводником одного из божеств, но не защитника, и в итоге, вернулся обратно в Тибет. Так, 11 июля 1987 года я был признан правительством, а 4 сентября того же года Его Святейшество официально даровал мне титул. |
? Многие медиумы, особенно до того как будут распознаны, испытывают тяжелые физические или психические страдания, главным образом из-за того, что у них открываются тонкие психические каналы. Вам приходилось сталкиваться с подобным? |
У меня не было проблем с психикой, однако у меня повысилось артериальное давление и участилось сердцебиение. Но как только состояние транса стабилизируется, как правило, всё становится на свои места. |
? Проходят ли какую-то специальную подготовку люди, ассистирующие вам во время сеансов пребывания в трансе? Понимает ли Его Святейшество поэтические послания защитника или же он нуждаются в их интерпретации? |
У кутена имеются четыре помощника, которые располагаются в таком порядке: один ?спереди, трое других ? с левой, правой стороны и сзади. Тот, который располагается спереди, является самым важным, поскольку он отвечает за закрепление тяжелого головного убора кутена (в настоящее время головной убор весит около 14 килограммов, в Тибете же вес такого головного убора порой достигал свыше 30 килограммов). Новичок занимает заднюю позицию и затем, по мере того как он набирается опыта, может перейти к правой стороне, затем к левой и, наконец, занять переднюю позицию. Если помощник, который располагается спереди, заболел, то его замещает помощник, занимающий позицию слева. Если же говорить о посланиях защитника, то они излагаются на древнем диалекте. Их записывает ещё один, специально обученный помощник. В настоящее время для записи посланий также используют магнитофон. Что же до Его Святейшества, то он прекрасно понимает их без перевода, даже в тех случаях, когда и писец не может их разобрать! |
Из лекций, прочитанных в Тибетском центре медитации |
Дост. Тубтен Нгодуп, кутен Нечунга |
Стать медиумом, сделать божество видимым – государственный оракул Тибета |
Монастырь государственного оракула Тибета в Дхарамсале, Индия |
Фото: Игорь Янчеглов |
[«Защитник даёт советы как для индивидуального преумножения заслуг, так и для коллективного. Со времен правления Великого Пятого [Далай-ламы] и до сегодняшних дней существует непрерывная связь между ним и Далай-ламой. Например, предыдущий кутен сделал очень чёткие предсказания относительно китайского нашествия, сообщив, что так же, как была потеряна Монголия, будет потерян и Тибет. Но, возможно, из-за истощения коллективных благих заслуг, наставление защитника и многих лам осталось без должного внимания. |
Однако не так давно, после нескольких опасных землетрясений, защитник дал совет, что строительство ступ в Дхарамсале могло бы предотвратить подобные катастрофы в будущем. И действительно, как только ступы были возведены, землетрясения закончились». |
«Необходимо заглядывать за пределы нынешнего времени, где, как нам кажется, у нас есть друзья или враги. Ведь такое положение неустойчиво. Это относится как к жизни народов, так и отдельных людей. Нам необходимо обрести внутреннее равновесие для того, чтобы положить конец делению на друзей и врагов. Если нам удастся преодолеть наши омрачающие эмоции – неведение и привязанность – то и внешние враги исчезнут. В противном случае, если мы будем пытаться побороть лишь внешнего врага, то всегда будет кто-то, кто придёт ему на помощь. Принятие Прибежища в Будде, Дхарме и Сангхе – это лестница, которая ведёт на иной уровень. Никогда не отказывайтесь от Прибежища в глубине своего сердца, даже если кто-то и требует, чтобы вы отказались от своей веры. В каком бы направлении вы не шли, будь то основное или промежуточное, пусть Прибежище всегда пребывает с вами. Оно - часть вашего существа». |
– Могли бы вы рассказать историю замысловатого и тяжёлого костюма оракула? Возможно, он был разработан в соответствии с видениями одного из просветлённых наставников? |
Он был разработан согласно видению Деси Сангье Гьяцо, регента Пятого Далай-ламы. Именно он завершил строительство монастыря Нечунг. Он преподнёс комплект ритуальных одеяний медиуму, который, широко улыбнувшись, произнёс: «Этот костюм настолько прекрасен, что им могли бы гордиться даже обитатели царства богов!». |
– Очевидно, что между вами и защитником существует тесная кармическая связь. Возможно ли, что в своих прошлых воплощениях вы уже служили его кутеном? |
Вполне вероятно, что я был кутеном и в прошлых своих воплощениях. Однако в случае с медиумами ситуация иная, чем с большинством тулку, которых распознают в очень раннем возрасте. Так, человек, в которого входит защитник, должен достичь хотя бы подросткового возраста. Таким образом, перевоплощение в данном качестве не является линейным, как в случае с тулку. Но перевоплощение кутеном из прошлых жизней – возможно. |
Стать медиумом, сделать божество видимым – государственный оракул Тибета |
У кутена имеются четыре помощника, которые располагаются в таком порядке: один ? спереди, |
трое других ? с левой, правой стороны и сзади. Тот, который располагается спереди, является |
самым важным, поскольку он отвечает за закрепление тяжелого головного убора кутена |
(в настоящее время головной убор весит около 14 килограммов, в Тибете же вес такого |
головного убора порой достигал свыше 30 килограммов). Фото: abcblogs.abc.es |
– Кутен-ла, в это опасное время какой совет вы могли бы дать буддистам, а также тем, кто не практикует Учение Будды? |
Духовная практика не ограничивается пределами религии. Его Святейшество [Далай-лама] всегда советует каждому следовать своей исконной духовной традиции, вкладывая в духовную практику всё своё сердце, и в то же время проявлять уважение к другим религиям. Кроме того, следует помнить, что учителя разных вероисповеданий являлись в разное время. Иисус Христос пришел в иное время, нежели Будда, и даже в тибетском буддизме основатели четырёх линий жили в разное время. Все эти различные учителя появились в разное время и в определенном порядке для того, чтобы удовлетворить разнообразию наших потребностей и склонностей. Даже если вы не являетесь последователями той или иной религии, очень важно сохранять правильный образ действий. Это сделает вашу жизнь лучше, а тех, кто вас окружает – счастливее. |
? Могли бы вы рассказать нам о происхождении защитника, а также о сотрудничестве между ним и Ченрези, земным воплощением которого является Его Святейшество Далай-лама? Распространяется ли его роль, подобно роли Его Святейшества, не только на Тибет, но и на весь мир в целом? |
Существует четыре типа просветленных деяний: умиротворяющие, приумножающие, усмиряющие и уничтожающие (гневные). Его Святейшество, как воплощение Ченрези, осуществляет первые два вида деяний, в то время как все дхармапалы [защитники], включая Нечунга Дордже Дракдена, который вселяется в кутена Нечунга, осуществляют последние два. Но хотя внешне защитник и проявляет себя в гневной форме, его внутреннее проявление – это любовь, подобная любви матери, которая заботится о благе своих детей и поэтому вынуждена иногда проявлять строгость по отношению к ним. В данном случае это лишь проекция гнева. |
Если говорить о связи между защитником и Ченрези, то она длится долгие кальпы, восходя к одному индийскому царю, который являлся воплощением Авалокитешвары и его защитнику, Дхармазале. Сохранились письменные свидетельства о том, что Нечунг обитал в местности Бхата Хор, что в Монголии. Когда 1300 лет назад Гуру Падмасамбхава принёс буддизм в Тибет, он столкнулся со множеством препятствий. Поэтому он счёл необходимым пригласить защитника, опекуна, который бы имел сильную связь с Ченрези и смог бы оберегать Учение во всей его полноте. Тогда Муни Ценпо, сын Трисонга Децена, отправил в Монголию гонца, чтобы тот привез с собой защитника. Для успешного достижения этой цели была создана внешняя видимость войны, во время которой были захвачены реликвии, принадлежавшие защитнику, среди которых была маска из кожи ракшаса, бирюзовая статуя Тары и перламутровая статуя Ченрези. Они служили основой для защитника материальном мире, и тот вынужден был связать себя присягой перед Гуру Падмасамбхавой, обязался опекать Тибет и оберегать Учение Будды. |
Что же касается проявления защитника через медиума в человеческом облике, то это началось с Третьего Далай-ламы. Второй Далай-лама после своей смерти отправился в Чистую Землю, где сообщил Гуру Падмасамбхаве о том, что он не хотел бы возвращаться в этот мир. Падмасамбхава же посоветовал ему принять новое перерождение в связи с его важностью его роли как воплощения Авалокитешвары. А для того чтобы помочь ему, Гуру Падмасамбхава пообещал отправить ему двух защитников – одного красного, другого чёрного. Упомянутый выше красный – это Нечунг, а чёрный – Палден Лхамо. Однако лишь во времена Пятого Далай-ламы, когда было завершено строительство монастыря Нечунг, институт защитника Нечунга приобрел официальный статус. В наши дни этот защитник также оказывает помощь и поддержку Далай-ламе в его деятельности. Он защищает всех тех, кто внимателен по отношению к своей карме. Те, кто совершает действия в благом ключе, находятся под его защитой. |
? Кто ваши основные учителя? |
Своё первое учение я получил от Его Святейшества Далай-ламы в Дхарамсале. Старший учитель Его Святейшества, Линг Ринпоче, был также очень добр ко мне и даровал мне начальные обеты. Кроме того, я получал учения от Калу Ринпоче, Трулшика Ринпоче и Сакья Тризина Ринпоче, который даровал мне учение по «Тринадцати золотым Дхармам». Предыдущий Нечунг Ринпоче также даровал мне учения. |
Стать медиумом, сделать божество видимым – государственный оракул Тибета |
Государственный оракул в монастыре Нечунг в Лхасе, Тибет. 1942-43. Фото: Илья Толстой |
? В период времени между уходом прошлого воплощения Нечунга Ринпоче и нахождением его нового воплощения на вас была возложена обязанность по управлению монастырём как в административной, так и в ритуальной части. Теперь, когда новое воплощение найдено, это как-то облегчило ваш груз ответственности? |
Нечунг Ринпоче и кутен считаются между собой равными. У них троны одинакового размера. Так что, в отсутствие кутена ритуалы проводит Нечунг Ринпоче, а в остальное время, я, как кутен, обязан вести пуджи. |
? Я слышала о том, что вы занимаетесь созданием священных скульптур. Не могли бы вы подробнее остановиться на этом? |
В традиции Нечунг имеются два направления, которым может следовать монах. Конечно же, все мы обязаны для начала усвоить основные священные тексты, а уже затем мы можем сконцентрироваться либо на деятельности по созданию мандал, торма и т.д., либо же сосредоточить своё внимание на духовном песнопении и рецитации. Поскольку меня есть некоторую склонность к изобразительному искусству, я сосредоточился на создании торма, кроме того, я был основным мастером ритуалов при предыдущем кутене. Но я никогда не занимался созданием металлических скульптур. С тех пор как я был назначен кутеном, я лишь изредка занимаюсь рисованием, например, когда «открываю глаза» изваяниям божеств. |
? Ваш визит на Запад был инспирирован защитником или же состоялся по поручению Его Святейшества Далай-ламы? |
Ни то и ни другое, хотя каждый раз, когда я совершаю ту или иную поездку я обязан уведомить Его Святейшество о том, куда направляюсь, и как долго будет проходить моё путешествие. В 2001 году я принял на себя личное обязательство по восстановлению в Мандгоде монастыря Дрепунг Деянг, проект которого подразумевает также создание медицинской клиники как для мирян, так и для монахов. Монастыри Дрепунг и Нечунг очень тесно связаны между собой. Главному ученику Ламы Цонкапы, Джамьянгу Чойдже, было поручено создать монастырь для изучения наследия традиции Гелуг, коим и стал Дрепунг. В свою очередь его ученик, лама Джангчуб Палден, основал Деянг, один из монастырских колледжей Дрепунга. Позже, в одном из своих видений он узрел, как предметы, принадлежащие защитнику Нечунгу, двигаясь по течению реки, прибиваются к одному из её берегов, чуть ниже Дрепунга. Один из его помощников обнаружил, что эти предметы, положенные в кожаный сундук, действительно принесло к берегу течением реки, и тогда он достал его из воды. Но так как сундук оказался очень тяжелым, помощник из любопытства его открыл. Из сундука вылетел голубь, который затем скрылся в роще деревьев. Когда лама Джангчуб Палден услышал об этом, то посчитал, что будет очень благоприятным основать на этом месте монастырь. В соответствии с пророчеством Гуру Падмасамбхавы, он решил назовать его «Нечунг», что в буквальном смысле означает «небольшое место», в отличие от монастыря Самье, который называется Нечен, или «большое место», и этот новый монастырь и стал официальной резиденцией защитника. «Место небольшое, но защитник велик!», ?произнёс Джангчуб Палден. Таким образом, он стал основателем обоих монастырей, Деянг и Нечунг. |
Автор: Виктория Долма |
Перевод материала, содержащегося на интернет-ресурсе Snow Lion Publication |
Перевод на русский язык: Артём Козаченко |
http://savetibet.ru/2011/01/10/nechung.html |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|