Целитель Анатолий Кашпировский – новый Распутин
|
("The Guardian", Великобритания)
|
Марк Беннетс (Marc Bennetts)
|
|
14/06/2010
|
|
«Давайте говорить честно. Ваш уровень понимания вот таков, - объявляет Анатолий Кашпировский, выходя на сцену расположенного на севере Москвы концертного зала «Космос», и показывает расстояние от большого пальца до указательного. – Однако мой в 1000 раз больше».
|
|
Двухтысячная аудитория выглядит впечатленной. Впрочем, заплатив за билет эквивалент 60 фунтов рублями и выложив еще 20 фунтов за DVD с одним из сеансов «дистанционного целительства», они явно рассчитывают увидеть что-то необычное.
|
|
И они не уйдут домой разочарованными (впрочем, надо отметить, что некоторые из них вообще-то уйдут не домой, а в больницу с жалобами на тошноту и сильные головные боли).
|
|
После краткого вступления Кашпировский, который в свои 70 лет может похвастаться энергией и внешностью пятидесятилетнего, начинает почти часовой монолог. Он говорит о самых разнообразных предметах – самопрограммировании, Чингисхане, уродливых влагалищных бородавках.
|
|
Как бы все это ни было интересно, я чувствовал, что слушатели предпочли бы, чтобы он сразу же перешел к главному – исцелениям, которые в свое время сделали его самым знаменитым человеком в Советском Союзе.
|
|
Когда в конце 1980-х годов советская система начала рушиться под собственным весом, массовая подпольная вера в магию и паранормальные явления хлынула на поверхность, поставив общество с ног на голову. Кульминацией этих попыток заменить новыми идеями былые истины марксизма-ленинизма стало невиданное зрелище – экстрасенсорные эксперименты и сеансы целительства на государственном телевидении в прайм-тайм.
|
|
Вместо трансляций художественной гимнастики и съездов Коммунистической партии на экране стали появляться люди с гипнотическим взглядом и мягкими голосами, обещавшие исцелить страну от всех болезней. Нация была заворожена.
|
|
Из этих покровительствуемых Кремлем экстрасенсов самым известным был Кашпировский, который впервые привлек внимание публики в октябре 1989 года благодаря телепередаче о проведенном им в Киеве сеансе исцеления. На пике популярности этот бывший тяжелоатлет и профессиональный психиатр регулярно возглавлял, согласно опросам общественного мнения, рейтинги общественных фигур, легко оттесняя на второе место в ту пору еще трезвого Бориса Ельцина. Его выступления, проходившие в разных городах от Москвы до Владивостока, собирали толпы народа. По его слову люди начинали рыдать и корчиться. Это напоминало какие-то массовые сеансы изгнания бесов на советский лад.
|
|
«Они восхищаются мной, - заявил Кашпировский о своих соотечественниках в 1989 году в ходе совместной пресс-конференции с официальным представителем министерства иностранных дел. – Я могу сделать обратимым то, что считалось необратимым. Я использую внутренние ресурсы тела».
|
|
Факт наличия у Кашпировского высоких покровителей сразу же заставил многих провести параллели с безумным монахом Григорием Распутиным – таинственным целителем, губительное влияние которого на царскую семью сыграло важную роль в падении российской монархии и приходе большевиков к власти.
|
|
Кашпировский никогда не был чем-то вроде гнущего ложки Ури Геллера (Uri Geller). Если выступления израильского экстрасенса мало кто на Западе принимал всерьез– для публики это были просто короткие развлекательные шоу перед крупными спортивными матчами, – то сеансы Кашпировского имели большое культурное и социальное значение. Его фамилия стала символом всех причуд и аномалий последних лет Советского Союза. В сущности, украинский целитель, демонстрировавший другую реальность, которая не укладывалась в партийную линию, возможно, внес некоторый вклад в падение «Империи зла».
|
|
Облаченный в черное экстрасенс «лечил» многомиллионную аудиторию, вперив свой пронизывающий взгляд в глубину множества комнат по всей обширной территории Советского Союза. Его голос звучал одновременно успокоительно и странным образом угрожающе.
|
|
«У кого было высокое давление, оно падает до нужного предела… У кого были нарушения тазовых органов, это проходит…», - монотонно перечислял он список исцеляемых болезней, вводя этой колыбельной нацию в общий транс.
|
|
И кого в это время волновало, что вокруг рушится страна, что магазины почти пусты, что угроза сепаратизма и кровопролития на Кавказе подбирается все ближе? СССР включал телевизоры, настраивался и отключался.
|
|
«Когда Кашпировский выходил в эфир, улицы пустели, - рассказывает мне журналистка Катя Мурзина. – Я была еще ребенком, но я помню, как мы обсуждали его выступления в школе. Все верили, что он действительно способен исцелить нацию».
|
|
«Мы никогда раньше не видели по телевизору ничего подобного, - продолжает она.- Следует учесть, что на советском телевидении практически не было рекламы, поэтому все воспринималось буквально. И если государственное телевидение говорило, что Кашпировский обладает какими-то невероятными силами, большинство в это верило».
|
|
Главным соперником Кашпировского был седой Алан Чумак, которому лучше всего подходило слово «эксцентричный». Во время своих сеансов он, после короткого и прозаичного вступления, начинал молча и медленно водить руками, точно некий советский дзенский мастер. Его выступления продолжались около получаса. Перед ними миллионы зрителей расставляли по своим квартирам банки и кастрюли с водой, которая должна была «зарядиться целительной энергией».
|
|
«По пятницам Чумак поможет зрителям преодолеть аллергии, - предупреждал анонс одного из таких выступлений. – Тем, у кого проблемы с желудком, следует включить телевизор позднее».
|
|
После распада Советского Союза звезда Кашпировского быстро закатилась. Его все чаще обвиняли в том, что из-за его сеансов массового гипноза сошли с ума сотни, если не тысячи человек. В 1995 году, после краткого периода заигрываний с политикой, во время которого он был даже избран в Госдуму, Кашпировский покинул Россию и уехал в Соединенные Штаты, где, по слухам, стал лечить эмигрантов из бывшего СССР.
|
|
Тем временем в России вековая тяга русских ко всему оккультному и паранормальному привела к появлению множества колдунов и экстрасенсов, предлагающих так называемые «магические услуги».
|
|
За фасадом современной России лежит странный мир, незнакомый большинству приезжих с Запада, мир в котором бизнесмены обращаются за решением своих проблем к гадалкам, а адвокаты спрашивают у экстрасенсов, чем закончатся судебные процессы. Хотя точные данные получить трудно, в России сейчас действуют около 100 профессиональных оккультистов и экстрасенсов. Общий оборот средств в этом бизнесе только в Москве составляет, по меньшей мере, 15 миллионов долларов.
|
|
Тем не менее, о влиянии, которое оказывал Кашпировский на советское общество, многие здесь хотели бы забыть. Людям неприятно вспоминать о том, какой властью над душами он обладал. Как показал недавний опрос общественного мнения, хотя сеансы Кашпировского смотрели 90 процентов жителей Советского Союза, только 13 процентов россиян соответствующего возраста готовы признаться в том, что они это делали.
|
|
И все же, несмотря на грозные слова чиновников от здравоохранения, которые утверждают, что Кашпировский «нанес стране серьезный вред», в конце 2009 года «человек в черном» вернулся на российские телеэкраны – на сей раз в качестве ведущего программы, посвященной «изучению сверхъестественного».
|
|
Этой весной он объявил о возобновлении своих сеансов, впервые за два десятилетия публично выступив в российской столице. Если учесть, что Россия сейчас пытается восстановиться после периода экономического спада и беспрецедентного по уровню общественного недовольства правящим тандемом Путина и Медведева, возвращение человека, расцвет популярности которого совпал с распадом СССР, без всякого сомнения выглядит символично.
|
|
Впрочем, возможно, второе пришествие Кашпировского - не такое уж совпадение? Многие, в том числе бывшие коллеги Кашпировского по занятиям психологией, полагают, что возвращение целителя – результат попытки властей успокоить российское общество и отвлечь внимание от падающих стандартов жизни и растущей жестокости государства. Если это действительно так, подобный план может оказаться палкой о двух концах.
|
|
«То, что Кашпировский опять появился в критический для общества момент – не совпадение», - считает председатель комитета по этике Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги Борис Егоров. «При этом люди, которые разрешают ему проводить эти сеансы массовых исцелений, ничего не понимают в психологии масс. Они рассчитывают успокоить людей, снять общественную напряженность. Однако власти оторвались от реальности и в результате просто поощряют агрессию, - добавляет он. – Когда надежды общества на Кашпировского не оправдаются, люди обратят свой гнев против тех, кто находится у власти».
|
|
Кашпировский неохотно дает устные интервью, предпочитая общаться по электронной почте. Перед возвращением в Москву он отправился в тур по Израилю, в котором много эмигрантов из бывшего СССР. В это время я и отправил экстрасенсу письмо, чтобы дать ему шанс ответить критикам.
|
|
«Все это бред сумасшедших, - ответил он с яростью, заметной даже в интернет-переписке. – Недобросовестные критики будут всегда. Их оружие – ложь и клевета. Их главные мотивы – зависть и их собственная несостоятельность».
|
|
Он никогда не смягчал ударов – ни словесных, ни физических. Как-то на одном из российских ток-шоу он набросился на другого гостя, который невежливо себя с ним повел. В этот момент он был похож на пожилого уличного драчуна. Для человека, который открыл советским людям двери новой, неизведанной реальности, это не выглядело подобающим поведением.
|
|
Хотя современная Россия изменилась до неузнаваемости со времен славы Кашпировского, страсть страны к всевозможной эзотерике сейчас сильнее чем когда-либо. Какое же впечатление на человека, положившего начало этой мании производят его преемники?
|
|
«Старт всему этому дали мои телесеансы и выступления. После них, общество раскололось на две части. Одна половина хотела лечиться, а вторая - лечить».
|
|
Мне понравился этот образ: 50% населения ищут, кого бы им исцелить, а другие 50% отчаянно стремятся показать свои опухоли, язвы и бородавки экстрасенсам.
|
|
«Тем не менее, это приходит к неизбежному концу, - продолжает он. – Потому что новоявленные спасители доказывать свои способности не спешат».
|
|
Не было ли в этом ответе ревности? Или зависти? Не тоскует ли он по дням своей славы, по годам всенародной известности, по улицам, пустевшим, когда он выступал?
|
|
Интересно, что Кашпировский – не единственный российский экстрасенс, вокруг которого возникают политические теории заговора. В 2005 году Григорий Грабовой, собиравшийся выдвинуть свою кандидатуру на выборах президента («Своим первым указом я запрещу смерть») мгновенно получил общенациональную известность, предложив с помощью своих сверхъестественных сил воскресить детей погибших в результате теракта в Беслане – по цене 1500 долларов за тело. В одной из своих статей оппозиционная «Новая газета», финансируемая Михаилом Горбачевым утверждала, что Кремль использовал Грабового, чтобы дискредитировать организацию «Матери Беслана», которая пыталась выяснить правду о теракте. Если это действительно так, власти плохо отплатили своему человеку – в 2008 году Грабовой был осужден на 11 лет по обвинению в мошенничестве.
|
|
«Я сомневаюсь в том, что он представляет для России такую же опасность, как те, кто его так жестоко наказал, - говорит Кашпировский. – Обвинениям в его адрес я не верю».
|
|
Подробнее распространяться об этом Кашпировский не желает, но все же подобное трогательное единство экстрасенсов не может не впечатлять.
|
|
«Анатолий Кашпировский не зря называет свои диски и фотографии своей тяжелой артиллерией», - непререкаемым тоном заявляет по звуковой системе концертного зала женский голос перед началом большого шоу – первого выступления вернувшегося целителя.
|
|
«Они обладают универсальным дистанционным лечебным эффектом. Даже когда он уедет из вашего города, вы можете использовать его материалы, и они будут действовать так, как будто бы Анатолий находится рядом и глядит вам в глаза. Некоторые кладут его DVD под подушку на ночь, другие – в основном те, у кого есть проблемы с сердцем, носят его фотографии под рубашкой».
|
|
«В прошлом году не меньше 16 человек излечились от полной слепоты, рассматривая фотографии Кашпировского», - заключает диктор, и запись начинает прокручиваться заново.
|
|
Впрочем, я не уверен, что последнюю часть я разобрал верно. Наверняка, я что-то расслышал не так. Или Кашпировский в самом деле настолько низкого мнения о своих поклонниках, что он докатился до неприкрытого издевательства?
|
|
В любом случае, поклонников не трудно заставить расстаться с деньгами. Товар пользуется бешеной популярностью, старушки ссорятся из-за мест во все удлиняющейся очереди.
|
|
«Дайте мне самое последнее выступление, самое свежее, самое лучшее», - просит краснолицая, полная пенсионерка, протягивая продавщице, помимо превосходных степеней, тысячерублевую купюру.
|
|
«Тогда возьмите выступление во Владивостоке, - говорит женщина за прилавком. – Есть еще хорошая запись из Донецка [восточная Украина]».
|
|
Следующими с наличными расстается пара средних лет из одной из среднеазиатских республик бывшего Советского Союза. Они привезли в инвалидной коляске своего сына-подростка и явно рассчитывают, что после сеанса он вернется домой на своих ногах. Родители покупают все имеющиеся в ассортименте диски плюс много фотографий.
|
|
Наконец, последний покупатель отходит от прилавка, и шоу все ж начинается - с опозданием на 30 минут. Сразу же нас ждет сюрприз – энергичный рок-н-ролл в исполнении самого Кашпировского.
|
|
«Я не колдун… но заменяю миллион врачей», - рычит экстрасенс. Поет он неожиданно профессионально, в стиле Джонни Кэша - только по-русски с сильным украинским акцентом. Как только замолкает последняя нота, на сцене появляется Кашпировский собственной персоной. Толпа встречает его как коронованную особу – вставанием и аплодисментами. Целитель, облаченный в черный пиджак и свежую белую рубашку, делает гримасу и нетерпеливым жестом призывает к молчанию.
|
|
«Как мне к вам обращаться? – размышляет он вслух, глядя в зал. – Зрители, друзья… граждане? Все это не совсем подходит».
|
|
«Больные?» - предлагает кто-то из-за моей спины.
|
|
«Компьютеры, - говорит экстрасенс, никак не показывая, что услышал. – Вы – компьютеры, которые можно запрограммировать».
|
|
Вокруг меня люди закрывают глаза и постепенно впадают в транс– судя по всему, сама по себе лекция – тоже часть процесса лечения. Важны не слова, а, как выражается Кашпирвский, «движение на молекулярном уровне», которое происходит, пока он читает свою лекцию, обильно уснащенную на первый взгляд загадочными, но в действительности бессмысленными фразами, вроде: «Человеку далеко до звезд, но звездам еще дальше до человека».
|
|
«Самые мощные лекарства – это не лекарственные средства, - объявляет он. – Например, слыша звон бьющегося стекла, мы пугаемся. Это лекарство? Нет. А когда солнце согревает ваши тела – это лекарство? Нет, это биохимия … Мы должны разбудить внутренние лекарства».
|
|
«Мне не нужна ваша вера, - цедит Кашпировский в конце своего монолога. – Зачем она мне? Нужно ли скрипачу, чтобы скрипка в него верила? Нужна ли скульптору вера статуи? Нужно ли мне, чтобы в меня верил это лист бумаги перед тем, как я сомну его и выброшу?»
|
|
После этого экстрасенс, явно довольный своим выступлением, приглашает зрителей на сцену подвергнуться его магическому прикосновению. Толпа едва не затаптывает охрану. Я думаю, не присоединиться ли и мне к ней, чтобы проверить на себе, что у Кашпировского за способности, однако что-то меня удерживает. Признаться, я до сих пор затрудняюсь сказать, что именно.
|
|
Если учесть, что в аудитории преобладают пенсионеры, атмосфера в зале необычайно заряжена сексуальностью. Внезапно зазвучавшее из репродукторов гипнотическое техно только усиливает это впечатление. Грохот барабанов и басов буквально оглушает меня, и я боюсь даже представить себе, что эта музыка делает с остальными, ведь большая часть из них никогда не пробовала на себе эффект подобных ритмов. «Hardcore, funky bass», - объявляет механический голос, потом вступают клавишные. Все это совсем непохоже на советские народные песни и бодрые пролетарские гимны, на которых выросло большинство присутствующих.
|
|
«Компьютеры» подходят к Кашпировскому поочередно. Некоторые медлят, идут мелкими шажками, другие, напротив, радостно к нему бросаются. Кашпировский касается их, секунду смотрит им в глаза, и они соскальзывают на пол.
|
|
«Но они не спят!» - провозглашает он, и это действительно так – одна из женщин на сцене старательно одергивает юбку, чтобы случайно не показать нижнее белье.
|
|
Я смотрю на мальчика в инвалидной коляске. Его родители яростно спорят с охранником, который отказывается пускать их на сцену. С другой стороны зала женщина пытается помочь своему слепому мужу подняться по лестнице к Кашпировскому.
|
|
«Нет, нет, нет! – кричит экстрасенс. – Он может пораниться, если упадет. Уведите его, я поработаю с ним дистанционно».
|
|
Женщина в смятении, надежды, которые она возлагала на этот вечер, растоптаны. Она хнычет что-то в ответ, но ее слова заглушает музыка. Хромых и слепых сегодня исцелять не будут.
|
|
Вскоре сцена уже покрыта телами упавших. Все это до странности напоминает мне конвейер на бойне. Несколько зрителейвскакивают с мест и начинают вальсировать с невидимыми партнерами, не обращая внимания на сотрясающие стены звуки техно.
|
|
Интересно, как влияет на самолюбие способность вызвать массовую истерию одним мановением руки? В случае Кашпироского, она явно усугубила его презрение к простому люду. Мне приходит в голову, что его популярность как-то связана с известной тягой русских к сильной руке и авторитарному руководству. Я начинаю записывать эту мысль, но тут техно стихает, и Кашпировский, спустившись в зал, начинает прогуливаться между рядами. Инстинктивно я тут же прячу ручку и блокнот – как школьник шпаргалку перед учителем.
|
|
Через два ряда от меня всхлипывает пенсионерка. По ее лицу текут слезы. Кашпировский подходит к ней, чтобы дать житейские советы. В сущности, они сводятся к чему-то вроде: «Идите домой и поешьте на ужин овощей», однако мы уже за пределами слов, и лицо женщины тут же начинает морщиться от смеси радости и скорби, страсти и сожалений.
|
|
На следующий день газеты набросятся на Кашпироского и будут писать о том, что его «одиозные» методы привели к тому, что многие из зрителей после его выступления обратились к врачам с жалобами на психосоматические симптомы – от сильных головных болей до обострений язвы.
|
|
Безумие продолжается. Женщина лет двадцати – та самая, которая боялась, что кто-то увидит ее трусики, - поднимается и скользит к Кашпировскому. Выражение ее лица напоминает мне девушек из «Семьи» Чарльза Мэнсона на суде. Такие же преданность, экзальтация и смущение. Она встает рядом с ним и ждет, пока объект ее безраздельного внимания отвернется от пенсионерки, но Кашпировский отстраняет ее и, почти не глядя, проходит мимо. «Так дело не пойдет», - бросает он в ее сторону.
|
|
После этого, как будто устав от поклонения и решив, что с него достаточно безумия, он приказывает павшим восстать, что они и делают, слегка неуверенно, но с широкими улыбками на лицах.
|
|
«У нас был хороший вечер, - говорит Кашпировский. – И у нас осталось еще много DVD. Если вы их купите, не забудьте, что вы никому не должны их одалживать».
|
|
С этими словами он уходит со сцены.
|
|
Атмосфера после шоу напоминает мне окончание дискотек, которые я посещал в начале девяностых. Глаза как плошки, поток сознания, обнимающиеся незнакомцы – все симптомы налицо. Я наполовину ожидаю, что разгоряченные пенсионеры пойдут расслабляться в ближайший клуб.
|
|
Я пользуюсь установившимся духом товарищества, чтобы задать зрителям несколько вопросов. Я хочу выяснить две простых вещи: были ли все эти люди больны, и если да, то, чувствуют ли они себя лучше после сеанса?
|
|
«Шесть месяцев назад мы попали в автокатастрофу», - рассказывает полная женщина, которая хотела купить «самые лучшие» DVD Кашпировского, указывая на своего худощавого, затянутого в черное мужа. «У нас были травмы внутренних органов», - продолжает она со странным оттенком гордости в голосе.
|
|
А теперь?
|
|
«Я почувствовала, как у меня печень шевельнулась, - отвечает она. – Теперь я поправлюсь, я уверена».
|
|
Я с трудом удерживаюсь от того, чтобы сказать, что гром басов вполне мог привести к такому эффекту.
|
|
«Плохо, что Вы такой скептик, - говорит ее муж, заметив выражение моего лица. – Кашпировский – удивительный человек».
|
|
Девушка, нижнее белье которой только что чуть не оказалось предметом общественного внимания, собрала вокруг себя небольшой кружок. «Я почувствовала, что просто должна подняться и подойти к нему, - вещает она. – Он был как магнит».
|
|
Окружившие ее бабушки внимают каждому слову.
|
|
«Он заставил меня это сделать?», - недоумевает она.
|
|
«Разумеется, милая, - шепчет одна из женщин. – Но все это для нашей собственной пользы».
|
|
Я задаю свои вопросы.
|
|
«Нет, я ничем не больна, - говорит девушка, ничуть не смутившись. – Однако у моего брата шизофрения, поэтому я решила сходить на сеанс попытать счастья – вдруг это может ему помочь. Я так рада, что пришла».
|
|
После этого я заговариваю с парой немолодых женщин, обладающих странной привычкой договаривать фразы друг за друга. Они проявляют заметно меньше энтузиазма.
|
|
«Мы обе уже много лет страдаем от проблем с носоглоткой», - говорит одна, шмыгая носом. «Не могу сказать, чтобы у нас были заметные улучшения», - добавляет вторая. «Однако мы, кончено будем смотреть диски, - продолжает ее подруга. – Я уверена, что это поможет».
|
|
Я не завидую уверенности поклонников Кашпировского в том, что все обернется к лучшему, и их боли и недуги неким чудесным образом исчезнут. Эта способность яростно– пусть, зачастую, и недолго – веровать в обещания харизматических фигур – очень характерная для России черта.
|
|
От сталинских ударников, трудившихся в шахтах, приближая зарю коммунизма, до толп, поддерживавших на перестроечных митингах Ельцина в его борьбе против кремлевских приверженцев «жесткой линии», русские всегда были готовы пойти на любые жертвы ради светлого будущего. Однако в итоге их надежды никогда не жили долго, а граница между любовью и ненавистью здесь всегда была до неразличимости тонкой.
|
|
Пробираясь к выходу, я натыкаюсь на супругов из Средней Азии с больным сыном. Мать не скрывает слез, отец покраснел от ярости. Мальчик с кипой продукции Кашпировского в руках выглядит потерянным. Он явно озадачен шумихой. Похоже, он был единственным, кто с самого начала не верил в чудо.
|
|
Парочка пенсионерок утешает мать, советуя ей продолжать верить. Дескать, диски и фотографии обязательно помогут, в конце концов. Похоже, ее это не убеждает, и ее скорбь постепенно перерождается в гнев. Возможно, это первая ласточка неминуемого разочарования публики в Кашпировском.
|
|
Я задумываюсь о том, как пойдет этот разговор дальше, и, одновременно, о том, куда заведет Россию ее вечная страсть ко всему сверхъестественному и оккультному. Однако на сегодня с меня достаточно, и я выхожу в московскую ночь.
|
|
|
http://www.inosmi.ru/russia/20100614/160563141.html
|