Энциклопедия уральских феноменов
|
|
Книга «Хребет России» оказалась гораздо значительнее одноименного фильма. Фильм — результат коллективных усилий, а в коллективе кто-то работает лучше других, а кто-то — наоборот. Где-то у режиссера не хватило визуальной фантазии, и чуть ли не половина экранного времени первой серии отдана фрагментам из старого художественного фильма «Ермак». Где-то столичная «звезда», приглашенная в проект «для крутости», формально произносит изобретенные Ивановым уральские формулы, и чувствуется, что гость далек от понимания и сопереживания. Где-то слишком поспешный монтаж не дает и зрителю пробиться к этому пониманию. Книга же — стопроцентно авторский продукт, в котором сохраняется ивановское качество текста.
|
|
Алексей Иванов не перестает удивлять своим умением об одном и том же говорить много раз — и всегда по-новому. Казалось бы, столько уже им написано про «горнозаводскую цивилизацию», про Чусовую, про «железные караваны», да и словосочетание «уральская матрица» звучало неоднократно. Но снова найдены неожиданные сюжетные повороты, новые формы и удивительные метафоры. Иванов, как всегда, глубокие и оригинальные идеи изрекает ярким, простым и оригинальным языком.
|
|
«В образе кремля, как в образе Ермака, сходятся Русь и Орда, Русь и Россия. Каменное ущелье Прямского взвоза, ныряющее под висячий терем Рентереи, повторяет «захаб» псковского Крома и пандус бухарского Арка. Софийский собор, отголосок новгородской Софии, вдруг изгибает купола в самопальном барокко». (О Тобольском кремле).
|
|
«Выбирая заводы, выбирая неволю, слободской Урал выбирал ее добровольно, а не шел на поводу неизбежности, потому что слово «слобода» происходит от слова «свобода». (О том, что для горнозаводских людей работа важнее свободы).
|
|
«Уральских шаманов покорила газель. Настолько прекрасным мог быть лишь Великий Лось, который на рогах нес солнце финно-угров. Шаман на камлании может одурманить себя настойкой из мухоморов и вознестись к Лосю на небо, но Лось не сойдет на землю — она скверна. Поэтому, призывая Лося к себе, шаманы на святилищах раскладывали по земле персидские блюда — по четыре: под каждое копыто, как изоляторы». (О персидском серебре, клады которого чуть ли не по сей день находят в Прикамье.)
|
|
«Сэр Родерик вдумчиво колотит молотком по скалам. Не расставаясь с трубкой, по шатким отвесным лесенкам спускается в угрюмые каторжные шахты. Сквозь лупу в медной оправе бегемотами пялятся на него каменные трилобиты. Надменная осанка лорда остается такой же прямой даже тогда, когда в караванном валу Чусовой экспедиционная лодка переворачивается, и лорд летит в воду вверх ботфортами вместе с бюваром, орденом, трубкой и подзорной трубой». (О первооткрывателе пермского геологического периода.)
|
Стиль Иванова — гармоничная, безупречная по вкусу смесь из смелых мыслей, лирики и иронии, которая не дает повествованию скатиться в безнадежный пафос. Очевидно, что писал не просто эрудит, проштудировавший все летописи, заводские конторские книги и специальные монографии, а человек, который весь Урал прошел собственными ногами и потрогал собственными руками, ощутив себя и лордом, и шаманом, и каменным трилобитом.
|
|
Читателю ни за что не провести четкую демаркационную линию между историческими фактами и авторским воображением. То, что тверской парень Савва Собакин начинал карьеру, торгуя в Питере вразнос пирожками — наверняка исторический факт. А вот то, что он красиво выпевал на улице «Те-ля-ти-на!», словно «до-ре-ми-до», что именно красивый голос привлек внимание императрицы, и Савва пошел в гору… Вряд ли об этом говорится в летописях. Так что строго документальная, можно сказать, научно-популярная и отчасти справочная книга Иванова, как всегда у него — еще и художественное произведение во всех смыслах этого слова.
|
|
«Хребет России» богато иллюстрирован и в подзаголовке обозначен как «фотокнига». Но скорее его можно назвать иллюстрированной энциклопедией Урала, потому что автор постарался передать всю уральскую феноменологию в кратких энциклопедических статьях. Иванов — очень дисциплинированный, «форматный» писатель: все главы в книге абсолютно равны по величине, автор расфасовал свои идеи и образы в равное количество печатных знаков, ровно столько, сколько требовалось для макета. Так может писать только очень профессиональный и очень собранный человек.
|
|
Кроме всего прочего, это еще и полезный справочник: Иванов составил 14 маршрутов, позволяющих читателям своими глазами увидеть все то, что описано и сфотографировано в «Хребте России». Схемы маршрутов приведены — даже с расстояниями между населенными пунктами! Так что это не только уникальная энциклопедия, но еще и весьма точный путеводитель.
|
|
В Пермской городской библиотеке им. А. С. Пушкина (ул. Петропавловская, 25) 25 марта состоится встреча Алексея Иванова с читателями, приуроченная к выходу в свет фотокниги «Хребет России» и демонстрации одноименного телевизионного фильма на Первом канале. Начало в 18.00.
|
|
Юлия БАТАЛИНА
|
http://www.nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=842&article_id=21757
|