Хребет России: Баба-яга живет на Урале!
|
|
«Телесемь» выяснила, откуда взялись Хозяйка Медной горы, Огневушка-Поскакушка и другие сказочные персонажи.
|
Четырехсерийный фильм «Хребет России» на «Первом канале» – об истории Урала. Когда русские пришли сюда, они добавили в свой фольклор местные сказания. Автор фильма писатель Алексей Иванов рассказал, были ли у мифических персонажей реальные прототипы.
|
Данило-мастер
|
У Данилы-мастера из сказа «Каменный цветок» был реальный прототип – камнерез Данила Зверев. В его честь даже улица в Екатеринбурге названа. Хотя реальный Данила Зверев не ходил в Медную гору к Хозяйке и не работал с малахитом, но он открыл Павлу Бажову фантастический мир камней-самоцветов. Поэтому герой сказа Бажова получил имя Данило.
|
А мастер на Урале – культурный герой, вроде богатыря для средней Руси. В образе мастера всегда складываются четыре составляющие. Во-первых, мастер исповедует культ знаний. Эту черту уральские мастера унаследовали от иностранных инженеров, что работали на заводах Урала. И Данило из сказа тоже хотел узнать тайну красоты камня. Во-вторых, мастер – труженик. Поклонение труду на Урале появилось от беглых раскольников. В диких краях они могли спастись только неистовым трудом и обожествили его. И Данило трудится не покладая рук. В-третьих, мастер не выдумывает ничего нового, но доводит до совершенства то, что уже имеется. Эта черта – от провинциальности Урала. И Данило пытается создать совершенное творение.
|
Наконец, мастера связаны с язычеством. Такую связь они унаследовали от местных жителей, финно-угров. И Данило не молится, чтобы ему было откровение с неба, а за своей тайной идет к языческому божеству – Хозяйке Медной горы.
|
Баба-яга
|
Русский фольклор сложился к XV веку – как раз тогда, когда русские пришли на Урал и увидели жизнь финно-угров. У них была особая форма лесного святилища. Маленький домик на высоких столбах, окруженный частоколом. На частокол вывешивали черепа принесенных в жертву животных. В домике лежала резная деревянная кукла – вместилище души умершего. Кукла была одета в национальную одежду – шубу-ягу.
|
А еще русские пришельцы узнали, что где-то на святилищах финно-угры прячут главного своего идола – Золотую Бабу. Чтобы русские в поисках Золотой Бабы не разорили святилища, местные жители убивали любого, кто доберется до тайного места.
|
В русских пересказах Золотая Баба и домик на столбах слились воедино, и появилась страшная баба-в-яге, Баба-яга, которая живет в избушке на курьих ножках, убивает незваных гостей и фыркает: «Фу-фу-фу, русским духом пахнет!»
|
Бабка Синюшка
|
Старушка из сказа Бажова сидит на колодце, полном самоцветов, и душит тех, кто приходит за ее сокровищами. Синюшка – это родная сестра Бабы-яги, она появилась таким же образом. А колодец ее – затопленная грунтовыми водами копь (на фото), небольшой древний рудник финно-угров. Таких рудников было огромное количество в окрестностях Медной горы. На месте этого колодца сейчас стоит поселок Зюзелка Свердловской области.
|
Олень Серебряное Копытце
|
Этот сказочный олешек сошел с неба, а копыта у него персидские.
|
Финно-угры считали, что солнце по небу несет на рогах Великий Лось. Шаман мог призвать Лося спуститься на землю, но земля была скверна для священного зверя. Поэтому под копыта Лосю подкладывали серебряные блюда, как изоляторы. На них сыпали дары – например, самоцветы.
|
А серебряные блюда появились на Урале от торговцев из Азии и Ближнего Востока. Там воцарился ислам, запрещающий изображения людей и животных, и все блюда с гравировками торговцы-персы обменяли жителям Урала на пушнину. Шаманы и приспособили блюда для Великого Лося. Подобная посуда лежит в музее города Чердынь. На блюдах – нацарапанные ножами шаманов рисунки поверх гравировок. Русские опять же перетолковали эти местные поверья по-своему, и Великий Лось превратился в оленя, который ударом серебряного копытца выбивает самоцветы.
|
Хозяйка Медной горы
|
Эта Хозяйка, жившая в Медной горе, происходит от образа Богини-матери. Богиня, по преданиям финно-угров, жила в горе, и там у нее было дерево, на котором висели души не рожденных еще людей, зверей и птиц. Богиня в русских поверьях превратилась в Хозяйку, а дерево – в Каменный цветок. А Медную гору сейчас срыли до основания, добывая камень малахит. На месте Медной горы в городе Полевском – грустный котлован.
|
Огневушка-Поскакушка
|
В русских поверьях Урала считалось, что, если развести костер над месторождением золота, в огне может появиться маленькая танцующая девчонка – Огневушка-Поскакушка. Она произошла от знаменитого идола – Золотой Бабы. Золотую Бабу местные жители называли Сорни-Най, в переводе – «золото-огонь». Вот и выстраивается цепочка смыслов: золото – огонь – женщина. И рождается Огневушка-Поскакушка.
|
Земляная Кошка
|
Эта гигантская мифическая Кошка бродит под землей на золотых месторождениях реки Чусовой. Откуда она взялась?
|
Рядом с месторождениями – деревня Кунгурка, основанная выходцами из города Кунгура. А в Кунгуре есть знаменитая пещера, в которой, по преданию, живет Подземный Зверь Мамонт (на фото – фрагмент пещеры). Вот переселенцы и «перетянули» Мамонта за собой на Чусовую.
|
В русских же поверьях утверждается, что над месторождением золота можно увидеть привидение – рыжего кота. В народных сказках местный Мамонт скрестился с русским Золотым Котом, и появилась Земляная Кошка: живет в породах золота и огромная, как Зверь Мамонт.
|
А посмотреть убежище Мамонта может любой желающий: Кунгурская пещера – единственная в России, оборудованная для посещения туристов. Это одна из самых популярных достопримечательностей Урала, памятник природы всероссийского значения.
|
|
Максим ЧИЖИКОВ, 10.03.2010
|
http://www.telesem.ru/week/shows-of-the-week/3155-xrebet-rossii-baba-yaga-zhivet-na-urale
|