Картинки для Бога
|
|
Помнится, что еще на предыдущих уфимских выставках современного искусства заслуженный художник Башкортостана Ринат Миннебаев, представивший публике произведения из бумаги ручного литья, обещал удивить еще больше. Несколько лет график работал над новым своим проектом. Он создавал серию произведений, посвященную экологии и городам.
|
- Мой друг-археолог однажды сказал, что современные города - это последний вздох каменного века. Что будет дальше, как будет развиваться мир, - неизвестно, - говорит Ринат Миннебаев и цитирует слова модного философа Нассима Николаса Талеба о том, что урбанистическое общество настолько совершенно, что любой сбой может привести к краху.
|
Человечество настолько зависимо от продуктов цивилизации, что, выйди хотя бы один из них из строя (к примеру, во всем городе отключили свет или перестали подавать в многоэтажки воду), все - катастрофа. Немаловажен и социальный аспект. Если люди не станут добрее, если не прекратятся войны, если природа будет и дальше страдать от засилья машин, то что ждет цивилизацию в будущем? Об этом размышляет художник, и прогноз, который он делает, неутешителен. Художник выдвигает 19 версий того, как могут выглядеть через много десятилетий 19 городов, которые были выбраны графиком не просто так. Все они знаковые. Это древние города Аркаим, Мерв, Ур, современные перенаселенные мегаполисы - Токио, Пекин, Нью-Йорк. Это родная Уфа, Москва, Дубаи и многие другие. Для каждого города художник придумал будущее, основываясь на исследованиях специалистов. И не у всех городов оно светлое. Так, Венеция уйдет под воду, а Лос-Анджелес поглотит пустыня. Проект Рината Миннебаева апокалипсический - считает куратор выставки, арт-критик Кристина Абрамичева, - так будет выглядеть мир, если люди вдруг исчезнут.
|
В этих работах Ринат Миннебаев продолжает совершенствовать свою уникальную технику создания бумаги ручного литья. В серии, посвященной городам, идет дальше и к привычной бумажной основе, замешанной на воде, добавляет глину, охру, мел - натуральные красители. По словам творца, делал это для того, чтобы между формой и содержанием была гармония - что создает и как создает. Такие работы получаются относительно легкими, они не требуют дополнительного оформления.
|
- Бумага ручного литья состоит из множества слоев. Когда высыхает, она приобретает ту или иную форму. Ее можно мять, резать, красить. Конечно, материал капризный, не знаешь, как поведет, - делится мастер. - Совершенно высохнуть такая бумага может недели за две, поэтому работать надо быстро. С жидким материалом не поработаешь - заминается и получается не так эффектно, и если передержишь, то потом не продавишь. Поэтому за неделю надо все географические особенности городов навести. Старался их как можно точнее передать. В этом весь смысл - ничего не выдумывать, а изображать достоверно.
|
- Кропотливость, въедливость, привычка оттачивать, доводить до совершенства каждую, даже самую неприметную деталь произведения - эти черты свойственны Ринату Миннебаеву, - говорит о коллеге известный уфимский художник Айрат Терегулов. - Он хорошо знает историю, этнографию, фольклор, и эти темы также находят отражение в его творчестве.
|
То, что все реально, автор подчеркивает и тем, что дает серии название "Геоглифы". Геоглиф, читаем в словаре, - это нанесенный на землю геометрический или фигурный узор, как правило, длиной свыше четырех метров. Многие геоглифы настолько велики, что их можно рассмотреть только с воздуха. Наиболее известный пример - геоглифы Наски.
|
Существуют два способа создания геоглифов - путем снятия верхнего слоя почвы по периметру узора либо, наоборот, насыпания щебня там, где должна пройти линия узора. Художник Ринат Миннебаев на днях презентует еще один уникальный способ изготовления геоглифов.
|
- Идея этого проекта пришла мне в голову в московском метро. Смотрел на цементные стяжки и вдруг представил, как фактурно могут выглядеть разные города, если смотреть на них с высоты птичьего полета. В процессе создания геоглифов использовал картографию, фотографии, научную литературу. Сначала делал эскизы, потом переводил работы в нужный масштаб. Мой друг-археолог, одним из первых увидевший мою новую серию, дал ей свое определение: геоглифы - это картинки для Бога.
|
Тем не менее, сотрудники галереи актуального искусства "Х-МАХ" уверены, что выставка "Геоглифы" будет пользоваться популярностью у публики. Презентация работ Рината Миннебаева состоится 17 февраля в новом зале галереи.
|
- Под выставочную площадку было переоборудовано подвальное помещение, в этом есть что-то андеграундное, - говорит куратор выставки Кристина Абрамичева. - По дизайну напоминает модное сейчас веяние - осваивать под арт-проекты какие-то промышленные и прочие пространства. Все минималистично, лаконично, черный и серый цвета, точечный свет. Хотим охватить и другие жанры актуального искусства, поэтому в перспективе установить здесь проектор и видеоэкран.
|
Не обойдется и без сюрпризов. Специально для этого в середине зала установлена емкость с песком. На этом импровизированном островке пустыни в день презентации проекта оставят следы участники перфоманса "Адам и Ева" - 20-й экспонат-геоглиф выставки.
|
Олеся Серегина
|
16.02.10
|
http://www.bashvest.ru/showinf.php?id=1006858
|