Якутский ученый 18 лет был рядом с тунгусскими шаманами
|
20,11,2008
|
Якутский ученый Анатолий Алексеев занимается изучением истории и культуры тунгусских народов, в частности, шаманизма.
|
|
Как и большинство ученых, раньше он, по его словам, скептически относился к шаманизму. Задумав написать книгу о шаманах, Анатолий Алексеев решил встретиться с ними и пообщаться. Тогда он не знал, что встреча с тунгусскими шаманами из села Иенгра Матреной Кульбертиновой и Совеем перевернет всю его жизнь.
|
|
Восемнадцать лет прошло. прежде чем Анатолий Алексеев написал свою книгу - «Тунгусский шаманизм».
|
|
- Анатолий Афанасьевич, что заставило вас изменить свое мнение о шаманизме?
|
|
- Я хоть и не верил в шаманизм, но меня тянуло к нему. Я думал, если шаманизм – зло, тогда почему люди в него верили раньше. В 90-ых годах узнал, что в Нерюнгри, в селе Иенгра живут тунгусские шаманы Матрена Кульбертинова и Совей.
|
|
Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Решил сам съездить к шаманам и пообщаться с ними лично. Камлания и разговоры шаманов произвели на меня непередаваемое впечатление. Я понял, что шаманизм – тайна за семью печатями. Почувствовал, что прикоснулся к чему-то великому.
|
|
- Как шаманизм соотносится с другими религиями?
|
|
- Ученые разных стран мира пришли к пониманию того, что с древнейших времен человек изучал себя и окружающий мир на трех уровнях: магия, мистика и мифология. Все вместе это называется язычеством. Вершиной же язычества является шаманизм.
|
|
После язычества возникли высокие религии мира. Сначала появился буддизм, потом христианство, а затем ислам. Все три религии возникли в центре трех мировых религий, Иерусалиме. Начиналась борьба между религиями, каждая из которых считала и считает до сих пор себя истинной. После появилось материалистическое познание мира – наука, которая стала бороться с шаманизмом как со злом.
|
|
- Какое главное открытие для себя Вы сделали, изучая шаманизм?
|
|
- Восемнадцать лет я общаюсь с шаманами. Прочитал много научной литературы по шаманизму, изучил эзотерические книги, участвовал во многих международных конференциях по шаманизму, читал лекции по шаманизму в разных странах, а в 1997 году вместе с тунгусским шаманом Совеем организовал международный семинар по шаманизму.
|
|
Я понял, что шаманизм предполагает древнюю форму универсального познания бытия. Он включает в себя магию, мистику и мифологию как древнейшие методы познания всех трех шаманских миров: средний, верхний и нижний.
|
|
По представлениям шамана каждый из трех миров состоит из определенного количества слоев, строго упорядоченных, сами шаманы делятся по духовной силе на три категории: шаман седьмого неба, девятого неба и двенадцатого неба. Это относится к шаманам нижнего, среднего и верхнего миров.
|
|
Кроме того, я понял, что шаманизм не противоречит и не отрицает науку и высокие религии мира. Шаманские духовные законы являются корнями всех материальных законов физики. К примеру, кантовская длина является фундаментальной нижней границей нашего мира, предельно допустимым минимальным размером, где действуют законы физики.
|
|
Шаманизм и язычество это фундамент духовного богатства человечества. Шаманизм, высокие религия мира, научные знания – это опыт человечества, накопленный за все существование, а не набор положений и знания. Отсюда следует, что шаманизм отнюдь не пройденный этап человечества. Шаманизм - один из методов познания таинств мироздания, он ни в чем не уступает научному материалистическому познанию мира.
|
|
Шаманизм - это стройная система, изучающая человека, общество и природу.
|
|
- Даже те, кто принимает шаманизм, не могут быть шаманами. Что в таком случает дает шаманизм человеку?
|
|
- Шаман – это человек будущего. Каждый человек должен быть шаманом. Но не в стереотипном понимании этого слова. Человеку-шаману не нужны технологии, он является неотъемлемой частью природы, потому что знает прошлое, настоящее и будущее.
|
|
Альберт Энштейн говорил, что развитие человечества зависит от морально нравственных устоев, а не от научно-технического прогресса. Шаман - высоконравственный человек.
|
|
Но для того, чтобы человек стал суперчеловеком, шаманом, необходимо поменять ориентиры.
|
|
Западная культура и национальная культура разных народов сильно отличаются друг от друга. Запад живет по принципу – своей волей человек должен покорить природу. То, что я думаю, – это истина последней инстанции. Хорошо то, что хорошо для меня. Жизнь у человека одна, потому нужно успеть заработать много денег, реализовать свои желания и мечты.
|
|
У восточного мира совершенно другая философия жизни. Человек – это частица мира. Он должен быть смиренным перед природой и богом. Человек – частица природы. Главное – душа, а не тело. Те же принципы и в шаманизме.
|
|
- Что шаманизм говорит о жизни и смерти?
|
|
- Земная жизнь - это дорога, ведущая к вечности, истине. Средний мир (жизнь на земле) - встреча с самим собой. Жизнь и смерть – две стороны единой жизни. Со смертью жизнь не кончается. Смерть - это начало начал, а место захоронения человека - самое совершенное место на земле, потому что за все, что он натворил в среднем мире, будет отвечать в могиле. Освободившись от грехов, очистится. С момента рождения всю жизнь человек должен готовиться к смерти. Об этом говорит не только шаманизм, но и все религии мира. Семь человеческих грехов осуждаются в шаманизме и во всех религиях.
|
|
Но современный человек начал господствовать над природой, уничтожил нравственно-этические принципы. Магия, мистика, мифология, высокие религии мира, материалистическая наука отделены друг от друга, но мы должны интегрировать, систематизировать, синтезировать их, тогда человечество решит духовные проблемы.
|
|
У Фридриха Энгельса есть строки насчет будущего человечества: «Природа матушка так щедра, уничтожив жизнь на земле, родит его в другом месте Вселенной». То есть, уничтожая природу, человек уничтожит себя своим разумом, своими желаниями и бесконечными потребностями. Для природы есть человек или нет его, большого значения не имеет: природа самодостаточна.
|
|
- Что шаманы говорят о перевоплощении?
|
|
- В мире ничего бесплатного не бывает, за все поступки человек должен отвечать перед богом, народом, семьей, совестью и потомками. Если не в этом мире, то в другом, если не он, то его потомки ответят за его деяния. Сто семилетняя Матрена Кульбертинова рассказала мне одну историю, когда мы сидели в ее палатке в тайге. После смерти человека шаман сопровождает его душу по реке мертвых. Через все три мира течет мировая река. Вдоль ее берегов сидят удаганки, давно умершие. Дав им мзду, шаман подплывает к воротам смерти. Шамана и умершего встречают два ангела в человеческом обличье. Они спрашивают умершего: «Расскажи, как ты жил в среднем мире». Современный человек изворотлив, хитер, он говорит: «Хорошо жил. Меня любили, и я любил. Жил по обычаям и традициям народа, делал добро людям, помогал всем». Ангелы послушали и сказали: «Хорошо. Мы выслушали тебя. Теперь давай посмотрим, как было на самом деле». За доли секунды перед человеком, словно кадры из фильма прошла вся жизнь от рождения и до смерти. Он увидел все свои деяния, воровство, ложь, прелюбодеяние, драки, измены и т.д. Ангелы, пролистав большую книгу мертвых, нашли его имя и фамилию и номер комнаты: «Это ключи от комнаты, которую ты заслужил своей жизнью, своими поступками».
|
|
- Сколько шаманов в Якутии?
|
|
- Во время камлания я каждый раз спрашивал Совея об этом. Но духи всегда отвечают ему: «Вас двое, Матрена Кульбертинова и ты. Все остальные – целители высокого ранга». Правда, Матрена Петровна недавно покинула этот мир.
|
|
- Как проходит камлание?
|
|
- Камлания бывают разные: сопровождение души после смерти, на исцеление, помощь роженице, для праздников и т.д. Проходит камлание только в темное время суток и обязательно с помощником или с помощницей.
|
|
- Как шаман выбирает помощника?
|
|
- В 1997 году мы с Совеем организовали международную конференцию по шаманизму. За полгода до этого он подошел к одной школьной учительнице в селе Иенгра и сказал: «Ты будешь моей помощницей. Через полгода поедем в страну». С тех пор она его помощница.
|
|
В прошлом году я присутствовал на камлании южнокорейских шаманов. Был удивлен, узнав, что государство поддерживает их, оказывая финансовую поддержку. Шаманы - это их традиция, а традицию нужно беречь – так считают в этом государстве. У нас же все наоборот.
|
|
- Я слышала, что шаманы не всех принимают на лечение. Это так?
|
|
- Нет. Наоборот, они говорят, что это их дар, они не имеют права отказывать кому-либо.
|
|
- На что они живут?
|
|
- На пожертвования людей.
|
|
В завершении нашей беседы Анатолий Афанасьевич еще раз повторил, что шаманизм не отрицает и не борется ни с наукой, ни с религиями мира.
|
|
Мария Ли
|
|
http://www.1sn.ru/27860.html
|