НЛО пылятся в ангарах
|
Чиновничьи зенитки бьют по российской «летающей тарелке» |
В России спроектирована и прошла первичные испытания модель летательного аппарата XXI века, не имеющего аналогов в мире. Уникальное конструкторское решение русского ученого Льва Щукина дает нашей стране шанс стать первой среди мировых авиационных держав. Речь об ЭКИПе (расшифровывается как «экология и прогресс»), аппарате внешне похожем на «летающую тарелку» с короткими крыльями и рулями управления. Вот только взлететь тарелке придется, похоже, нескоро. |
Опознанный летающий объект |
Щукину удалось соединить в единое целое крылья и фюзеляж, в котором разместились двигатели, запасы топлива и места для пассажиров (груза). Чечевичная форма фюзеляжа одновременно играет роль большого крыла, создающего необходимую для полета подъемную силу. В итоге получился летательный аппарат более безопасный, чем его традиционные крестообразные сородичи с крыльями. Возможность устойчивого полета с большими углами атаки и при том без сваливания в плоский штопор, с воздушной подушкой вместо шасси и посадочной скоростью 100 км/ч (у «Аэробуса» той же вместимости - 269 км/ч). |
ЭКИП незаменим при чрезвычайных ситуациях и в труднодоступных местах. Он с успехом может применяться при лесных пожарах, так как способен садиться на воду, болото или в поле. Для него нет необходимости в аэропортах. ЭКИП доставит пассажиров из Петербурга в Москву, приводнившись возле храма Василия Блаженного, а в Питере пришвартуется на Неве у Эрмитажа. |
На начальном этапе предполагается создать (и такие работы в значительной степени уже проведены) беспилотный летательный аппарат. Он будет использован двояко - и для проверки основных решений, и для мониторинга ЛЭП, газо- и нефтепроводов. На море с его помощью можно обнаруживать браконьеров. Кстати, созданием боевых беспилотников (не только разведчиков, но и штурмовиков) помимо США и Израиля сегодня активно занимаются даже такие «неавиционные» страны как Южная Корея, Чили, Индия и Япония. |
Единственное, в чем ЭКИП уступает традиционной пассажирской авиации - это в скорости при дальних перелетах. От Москвы до Камчатки «Боинг» с крейсерской скоростью 950 км/час долетит, конечно, быстрей, чем ЭКИП с его 600 км/час. Но для грузов (перевозить которые на ЭКИПе в полтора раза дешевле, чем на «Боингах» и «Аэробусах») это не имеет большого значения. Особенно если учесть те российские регионы, где из-за вечной мерзлоты плиты взлетной полосы при потеплении расползаются в стороны как улитки. |
Хозяин горы |
В общем, для описания всех преимуществ этого летательного аппарата, одной статьи будет мало. Почему же тогда его модель, привлекавшая к себе внимание авиационных концернов США, Китая, Японии и Объединенных Арабских Эмиратов до сих пор стоит в заводском ангаре Саратовского авиационного завода? |
Почему не бороздят небо России ЭКИПы? |
Здесь начинается самое интересное. Рассказать об этой грустной истории нам согласился и.о. Генерального конструктора «ЭКИПа» Семен Зельвинский. |
Когда в конце 80-х - начале 90-х началось воплощение проекта в жизнь, его автор Лев Николаевич Щукин был профессором МЭИ. Благодаря организационной и финансовой поддержке зав. лабораторией МЭИ А.И. Савицкого и нынешнего гендиректора «Авиационного научно-производственного центра «ЭКИП» (АНПЦ) А.М. Масса удалось начать работы. Но для серьезных работ и испытаний требовались более существенные затраты, которые Лев Николаевич и его соратники рассчитывали получить от государства. |
Летом 1993 года конструкторам показалось, что сейчас на их детище прольется «золотой дождь». Еще бы, по постановлению Правительства РФ №621 от 30.06.93 из бюджета им выделили 1,2 млрд. рублей. «Но пока эти деньги дошли до нас, они обесценились в 8 раз, - говорит Семен Зельвинский. - Их хватило только на часть проекта, но руки у нас не опустились. Мы продолжали стучаться в чиновничьи кабинеты». И ученые, казалось, добились своего. |
В 1997 году, когда модель «ЭКИПа» испытывали на Саратовском авиационном заводе, туда приехал Борис Ельцин. «Летающая тарелка» заинтересовала президента, и в разговоре со Щукиным, он заявил: «Мы это поддержим». |
«Наше письмо с положительной резолюцией Ельцина (поручение Пр-1734 от 24.10.97) передали управляющему президентской администрацией Павлу Бородину, - продолжает Семен Зельвинский. - Через некоторое время Щукин позвонил мне и радостно сказал: «Ну, Семен (мы с ним дружили с 50-х годов), наше дело сдвинулось». Он рассказал, что Бородин в его присутствии вызвал к себе главного бухгалтера и распорядился перевести на счет «ЭКИПа» первый транш из суммы 20 млн. долларов. Мы не знали еще, что не получим ни цента и наши надежды бесследно исчезнут - как сахар в кипятке». |
Все попытки Льва Николаевича получить деньги на работу ни к чему не привели. |
В 1999 году вновь забрезжил свет в конце туннеля. Строкой 9.2.2 из бюджета России на финансирование «ЭКИПа» выделили 10 млн. рублей. |
Их хватило бы для подготовки модели беспилотника к серийному производству. При этом уже имелись потенциальные инвесторы, готовые вложить свои средства и для массового промышленного производства. Нужно было только показать работающий экземпляр. Но ученый предполагает, а чиновник располагает. |
«В это время всю авиационную тематику из Минэкономики перевели в Росавиакосмос. Туда же перечислили и наши 10 миллионов, - рассказывает Зельвинский. - Авиацией в Росавиакосмосе заведовал зам. генерального директора Юрий Бардин. К нему мы со Щукиным и пришли: «Мы хотели бы получить наши деньги». |
«Никаких ваших денег нет»,-отозвался Бардин. Но когда я назвал номер финансового документа, чиновник вызвал начальника экономического отдела и тот «вдруг» вспомнил, что «какие-то 10 миллионов все же приходили, но их уже потратили». Глядя на наши вытянувшие лица, Бардин принялся нас успокаивать: «Да вы не волнуйтесь. Сейчас мы напишем письмо Виктору Христенко (в то время - зам. председателя правительства РФ), у него там много дополнительных доходов, до конца года он нам деньги перечислит. От наших услуг при составлении письма помощник Бардина отказался. Это было в ноябре 1999-го. |
Мы со Львом Николаевичем не привыкли к хитрым аппаратным играм, и стали ждать. Проходит неделя, другая - никакой реакции нет. Начали выяснять, что именно на письмо из Росавиакосмоса ответили в правительстве. Наконец нашелся один порядочный человек, который по секрету рассказал, что Бардин дал распоряжение никакого письма туда не писать. И Виктор Христенко тут вообще не причем. Я до сих пор не знаю, куда опять исчезли наши деньги. Через некоторое время Бардина сняли... Так и закончилась эта история с бюджетным финансированием». |
Согласитесь, история с «ЭКИ-Пом» напоминает детскую игру «Хозяин горы». Конструкторы ползут по скользкой поверхности вверх, и когда до вершины остается один взмах руки, появляется чья-то нога и спихивает вниз не только их, но и всю страну. |
Цена вопроса |
Щукин умер в 2001 году от сердечного приступа. Сегодня ситуацию с «ЭКИПом» нельзя назвать даже плачевной. «Нет денег ни на работу, ни на зарплату, - говорит Зельвинский. - Все идет к тому, что проект будет закрыт». |
ЭКИП дожил до наших дней лишь благодаря помощи Министерства лесной промышленности и военных, а в последние годы предложения зарубежных партнеров непременно содержат одно условие - все права на ЭКИП будут принадлежать стране, где проект будет воплощен в жизнь. |
Парадоксальность ситуации заключается в том, что на готовый летательный аппарат в России есть покупатели. Например, Министерство по чрезвычайным ситуациям готово купить беспилотный вариант ЭКИПа для контроля над нефтепроводами. Но у них нет возможности финансировать доработку проекта. Для подготовки к серийному производству беспилотного аппарата нужно всего 5 млн. долларов. С учетом того, что он окупит себя за 3 года после начала серийного производства и начнет приносить прибыль через 5 лет, - это вообще не деньги. |
Для создания пассажирского ЭКИПа на 40 мест и подготовки его к серийному производству требуется 160 млн. долларов (максимально пассажирский вариант ЭКИПа способен перевозить 656 человек). По расчетам экономистов, летательный аппарат нового типа будет приносить существенно большую прибыль, чем современный самолет. |
Про ЭКИП забыли |
В конце 1999 года в стране была принята программа развития авиационной техники на 2000 -2015 годы. Первый ее этап предусматривал «разработку новых принципов и устройств для создания авиационной техники». «Наша работа под эту позицию как раз и подходит, - говорит Семен Зельвинский. - Но почему-то про нас забыли». |
Недавно в стране был создан холдинг «Объединенная авиастроительная компания» (ОАК). Судя по сообщениям СМИ, одна из ее целей - «концентрация интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов для реализации перспективных программ создания авиационной техники». «АНПЦ ЭКИП» посылал письмо на имя Алексея Федорова с предложением о развитии работ по проекту «ЭКИП». Чиновник ответил, что портфель новейших разработок сформирован, и никаких изменений в нем не будет… |
Что ж, достойный ответ на прошлогоднее обращение Президента Путина к Федеральному собранию: «Россия должна в полной мере реализовать себя в таких высокотехнологичных сферах, как современная энергетика, коммуникации, космос, авиастроение. Должна стать крупным экспортером интеллектуальных услуг. |
Разумеется, мы рассчитываем на рост предпринимательской инициативы во всех секторах экономики. И будем создавать для этого необходимые условия. Но мощный рывок в вышеназванных, традиционно сильных для страны областях - это наш шанс использовать их как локомотив развития. Это - реальная возможность изменить структуру всей экономики и занять достойное место в мировом разделении труда». |
Для справки. ЗАО «АНПЦ ЭКИП» обладает интеллектуальной собственностью в виде российских и зарубежных патентов, а также «ноу-хау», оцененными авторитетнейшими российскими и иностранными агентствами более чем в 400 млн. долларов. |
РЕУТСКИЙ Алексей |
http://www.gazetanv.ru/archive/article/?id=449 15.01.2007 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|