Человеческая душа действительно существует
|
|
Продолжает ли наш дух жить после смерти? Для большинства людей этот вопрос, похоже, не требует особого самоанализа. Согласно опросу, проведенному Исследовательским центром Pew в 2023 году, 83% взрослого населения США верят в существование человеческих душ. Многие религии верят, что, когда мы умираем, наши бессмертные души выживают или перевоплощаются. Хотя научный консенсус так и не был достигнут, споры продолжаются. И, к удивлению некоторых, многие ученые и философы утверждают, что есть доказательства того, что души могут существовать за пределами нашей плоти и костей.
|
|
В феврале доктор Стюарт Хамерофф, анестезиолог и профессор Аризонского университета, заявил, что исследование, которое показало, что мозговая активность пациентов, у которых отключена система жизнеобеспечения, может быть доказательством того, что "душа покидает тело". Но что думают другие об этой вечной загадке? The Daily Mail рассказывает о том, что думают четыре первопроходца по этому извечному вопросу.
|
|
Доктор Марио Борегар, нейробиолог
|
|
Доктор Марио Борегар, нейробиолог из Университета Аризоны, рассматривает этот вопрос в своей книге "Духовный мозг: аргументы нейробиолога в пользу существования души". Эта работа основана на исследовании, проведенном им в 2006 году на монахинях из ордена кармелиток римского католицизма.
|
|
|
|
Его команда изучала различные участки мозга монахинь, когда их просили пережить "мистический опыт", когда они испытывали чувство единения с Богом во время магнитно-резонансной томографии.
|
|
Когда доктор Борегар попросил монахинь сосредоточиться на этих моментах, он обнаружил, что около дюжины различных областей их мозга активизировались.
|
|
Одной из областей мозга, которая продемонстрировала активность, было хвостатое ядро, С-образная структура в глубине мозга, которая, как считается, связана с положительными чувствами, такими как счастье.
|
|
Также было отмечено увеличение активности определенных типов электрических импульсов, связанных с глубоким сном и медитацией.
|
|
Основываясь на результатах, доктор Борегард написал, что религиозные переживания не могут быть объяснены простым неврологическим функционированием. Он считает, что эти переживания имеют нематериальное происхождение, что указывает на существование души.
|
|
Профессор Чарльз Тарт, психолог
|
|
Профессор Чарльз Тарт, скончавшийся в прошлом месяце, был психологом и экспертом в области психических и паранормальных явлений. Он провел новаторскую работу по изучению околосмертных переживаний и внетелесных переживаний.
|
|
Его вера в паранормальные явления, включая телепатию и экстрасенсорное исцеление, привела его к написанию книги "Тайная наука о душе".
|
|
В парапсихологии ученые изучают то, что часто называют "лженаукой", включая экстрасенсорное восприятие (ESP), такое как телепатия и ясновидение. Это также включает в себя изучение психокинеза, способности перемещать предметы силой мысли и выживания после смерти.
|
|
Профессор Тарт тщательно изучал эти явления, несмотря на то, что признавал, что большинство ученых относились к ним скептически.
|
|
"Из-за путаницы между наукой и сциентизмом многие люди негативно реагируют на идею научного исследования околосмертных переживаний", - писал он.
|
|
"Подлинная наука может внести большой вклад в понимание околосмертных переживаний и помочь тем, кто переживает их в повседневной жизни".
|
|
В 1968 году профессор Тарт провел тест на внетелесный опыт с добровольцем, который был подключен к аппарату ЭЭГ, регистрирующему электрическую активность мозга. Испытуемая в это время спала, и на полке над ней был выведен пятизначный код, который она не могла видеть.
|
|
На четвертую ночь эксперимента она пережила внетелесный опыт и сообщила исследователям, что видела это число, несмотря на то, что с того места, где она спала, его невозможно было разглядеть.
|
|
Исследователи в этой области считают, что внетелесные переживания и парапсихологические феномены являются признаками того, что у человека есть душа, которая отделена от физического тела.
|
|
Профессор Томас Нагель, философ
|
|
Томас Нагель - почетный профессор философии и права Нью-Йоркского университета. Он выступал в поддержку теории душ, утверждая, что наука не может полностью объяснить человеческое сознание.
|
|
Он считает, что физика сама по себе не может охватить человеческий разум, и критикует объяснения сознания, которые фокусируются исключительно на мозге.
|
|
Он утверждал, что физическая и ментальная сферы человека различны, и поэтому чисто физические теории о происхождении жизни, такие как дарвиновская теория эволюции, не могут быть точными.
|
|
И поскольку в живых организмах есть части, которые не являются физическими, физика не может полностью объяснить существование живых существ.
|
|
"Жизнь каждого из нас - это часть длительного процесса постепенного пробуждения Вселенной и ее осознания самой себя", - говорит он.
|
|
Он отстаивал "панпсихизм", идею о том, что в мире существуют не только физические частицы, но и элементы сознания, подобные разуму.
|
|
Согласно "панпсихизму", даже неодушевленные предметы обладают сознанием. Все имеет разум за пределами своего физического состояния.
|
|
Профессор Нагель добавляет: "Существование сознания, по-видимому, подразумевает, что физическое описание Вселенной, несмотря на его богатство и объяснительную силу, является лишь частью истины, и что естественный порядок вещей гораздо менее суров, чем это было бы, если бы все объяснялось физикой и химией".
|
|
Доктор Джеффри Шварц, психиатр
|
|
Доктор Джеффри Шварц - психиатр и исследователь, который утверждает, что человек состоит не только из тела и мозга.
|
|
Доктор Шварц изучает нейропластичность, или способность мозга изменяться и адаптироваться. Он предположил, что, поскольку мозг может изменять свою собственную форму - например, когда мы меняем свои привычки, - мы, должно быть, состоим не только из нашего физического состояния.
|
|
Доктор Шварц использовал сканирование, чтобы продемонстрировать, как люди могут изменять свой мозг - от людей, страдающих обсессивно-компульсивным расстройством, до жертв инсульта.
|
|
Но он утверждает, что человеческий мозг отличается от человеческого разума.
|
|
Например, навязчивая идея может исходить из мозга, но разум не хочет этого.
|
|
В своей книге "Блокировка мозга" доктор Шварц пишет, что воля человека сильнее, чем его мозг, и поэтому он может удалить нежелательные мысли из своего мозга, используя свою волю.
|
|
Это противоречит "материалистическому" представлению о том, что за пределами нашей плоти ничего не существует.
|
|
Для доктора Шварца человек - это нечто большее, чем его тело и мозг. Это означает, что может существовать и другой элемент - например, его дух или душа.
|
|
Контраргумент
|
|
Дэвид Кайл Джонсон, профессор философии Королевского колледжа Уилкс-Барре в Пенсильвании, вспоминает историю молодого железнодорожного мастера 1800-х годов в своей книге "Существуют ли души?".
|
|
Финеас Гейдж стал жертвой ужасной железнодорожной катастрофы в 1848 году, когда железный прут пробил ему череп. Хотя он выжил, это происшествие изменило его характер. Из респектабельного человека он превратился в человека с репутацией беспечного и жестокого обращения с женщинами.
|
|
"Случай Гейджа поставил под сомнение классическую гипотезу о душе, потому что физическое повреждение не может изменить личность человека, если личность заключена в такой нефизической вещи, как душа, - но в его случае это, несомненно, произошло", - пишет Кайл Джонсон.
|
|
Он объясняет, что, хотя мы не знаем всего о том, как работает мозг, существует множество свидетельств того, какими функциями он управляет.
|
|
"Все, что когда-то было прерогативой души - эмоции, речь, решения, ощущения, воспоминания, личность, - теперь, как известно, относится к сфере деятельности мозга.
|
|
"Неврология показала, что душе больше нечего делать, и, следовательно, нет оснований предполагать, что она существует".
|
|
Источник
|