Разрабатывается управляемая снайперская пуля
|
|
Франко-германский научно-исследовательский институт в Сент-Луисе (ISL) продвигает проект по созданию управляемого снаряда калибра 12,7 мм, который еще больше повысит точность стрельбы снайпера. В этой работе используется опыт, накопленный в рамках нескольких программ по созданию управляемых боеприпасов, начиная от взрывателей с корректировкой курса для артиллерийских снарядов и заканчивая боеприпасами среднего калибра.
|
|
Установка электроники, необходимой для управления снарядом длиной около 54 мм и максимальным диаметром 12,7 мм, представляет собой серьезную проблему. Все элементы должны не только выдерживать ускорение при выстреле, но и проходить индивидуальную проверку внутренних компонентов при реальных стрельбах из оружия.
|
|
Насколько нам известно, только Соединенные Штаты и Россия запустили программу, направленную на обеспечение своих снайперов управляемыми патронами. Один из американских проектов, запущенных DARPA и получивший название EXACTO ("Боеприпасы повышенной точности"), привел к некоторым демонстрациям в 2015 году, однако, похоже, что в рамках этого проекта не было разработано никаких продуктов. Что касается российского патрона, то его разработка началась, когда EXACTO готовилась к демонстрации; мало что известно о судьбе управляемого патрона 12,7x108 мм, предназначенного для улучшения характеристик российских дальнобойных винтовок.
|
|
|
|
Пуля калибра 12,7 мм I-SMART (снайперский боеприпас ISL, приводимый в действие для достижения цели), как называют этот патрон в Научно-исследовательском институте Сент-Луиса, состоит из пяти различных элементов. Начиная с круглого наконечника, мы находим оптику, используемую на этапе терминального наведения, за ней следует навигационная электроника, затем идет источник питания, управление и, наконец, связь.
|
|
Оптический датчик в наконечнике обеспечивает конечное наведение, но пока для тестирования коррекция траектории рассчитывалась в наземном приборе. Отсюда и “переговоры” снаряда с наземной станцией снайпера во время полета. В будущем это коммуникационное решение должно быть заменено бортовым расчетом.
|
|
Аэродинамические приводы уже прошли лабораторные испытания и испытания в аэродинамической трубе, но их еще предстоит испытать в реальных условиях эксплуатации. ISL стремится обеспечить значительную боковую коррекцию на расстоянии 50 метров при дальности полета 2000 метров. Учитывая, что время полета составляет около трех секунд, это не только увеличило бы вероятность попадания, но и позволило бы стрелку поразить движущуюся цель даже с поперечной скоростью 60 км/ч. Кроме того, эта технология позволит менее опытному персоналу наносить точечные удары, повышая их точность при меньшей подготовке.
|
|
В EDR On-Line поняли, что ISL стремится сделать этот патрон совместимым со снайперскими винтовками калибра 12,7x99 мм. Дата финальных испытаний, которые доведут проект до уровня TRL5, не была указана, и на этом этапе ISL будет искать промышленного партнера, который передаст свой опыт, чтобы вывести демонстратор на уровень продукта.
|
|
Источник
|