Тутанхамон. Сложные ритуалы загробной жизни
|
|
Спустя более 100 лет после обнаружения гробницы Тутанхамона в Долине царей все еще появляются новые интерпретации захоронения. В недавней статье, опубликованной в Journal of Egyptian Archaeology, утверждается, что набор, казалось бы, простых функциональных предметов на самом деле является ключевой частью сложных ритуалов, которые должны были обеспечить преображение и возрождение молодого царя в загробной жизни.
|
|
Тутанхамон унаследовал трон, запятнанный изменениями в религиозной и политической практике, осуществленными его отцом Эхнатоном. Его правление ознаменовалось переездом из столицы Фив в новый город Ахетатон ("горизонт Атона").
|
|
При Эхнатоне солнечное божество Атон было поставлено выше всех остальных, включая главного бога государства Амона. В результате царь стал единственным верховным жрецом и наследником Атона (вместе со своей семьей). Возникший в результате этого разрыв между государством и религией серьезно ослабил власть и влияние жрецов и членов царского двора. Но после смерти Эхнатона все это было восстановлено его сыном.
|
|
При рождении Тутанхамон был назван Тутанх-атоном ("живой образ Атона"), но после его восшествия на престол, когда Фивы были восстановлены в качестве столицы Египта, он снова взял имя Амон. Это время (известное как период Амарны по современному названию города Эхнатона) и его изменения означают, что разобраться в таких вопросах, как практика погребения, религиозные обряды и так далее, сложнее, поскольку это не обязательно было "типичным" временем.
|
|
|
|
Таким образом, хотя мы многое узнали о погребальных обрядах из гробницы Тутанхамона, есть предметы, которые все еще подвергаются переосмыслению.
|
|
Артефакты, которые находятся в центре внимания, представляют собой набор из четырех глиняных подносов размером примерно 7,5 х 4,0 х 1,2 см, простых по дизайну и, по-видимому, вполне утилитарных.
|
|
Артефакты такого типа известны из других погребальных контекстов, в том числе из Долины царей. Их по-разному описывали как глиняные подносы, глиняные тарелки или желоба. Отсутствие единообразия в терминологии и предположениях о назначении иллюстрирует сложность понимания их точной роли в гробнице.
|
|
Вместе с глиняными подносами находится набор деревянных шестов длиной чуть более метра, с небольшим наклоном, покрытых гипсом (смесью белого пигмента и связующего вещества) и золотом. Несмотря на разницу в материалах, человек, который раскопал гробницу, Говард Картер, предположил, что они непосредственно связаны с подносами. Он полагал, что они, вероятно, предназначались для того, чтобы подставки для посохов стояли вертикально.
|
|
Однако очевидно, что они выполняют еще более важную функцию, поскольку в контексте все в гробнице имеет символическое значение, вплоть до деревянных ящиков для мясных консервов, которые предназначались для поддержания жизни Тутанхамона в загробной жизни.
|
|
Тщательность, с которой подносы и посохи были разложены на циновках, указывает на то, что они были важны для погребения короля. Мы могли бы ожидать, что в королевских захоронениях будут храниться только самые изысканные предметы, изготовленные элитными мастерами из самых ценных материалов, а такие материалы, как золото, ассоциируются с царственностью и божественностью. Богатство остального погребения Тутанхамона, по большей части, оправдывает это ожидание. Но, тем не менее, обыденность глиняных подносов в свете такого богатства скорее подтверждает, чем опровергает их значимость.
|
|
Восстановление порядка
|
|
После того как после смерти Эхнатона королевский двор вернулся в Фивы, началось восстановление культа Амона и других богов. Культовый центр Амона в Карнакском храме вновь обрел свой статус. Имя Эхнатона и его изображения, а также изображение солнечного диска были подвергнуты кампании по удалению.
|
|
Тутанхамон воздвиг так называемую стелу восстановления с титулами и эпитетами, посвященными традиционным богам, и заявлениями о том, что он "восстановил то, что было разрушено... предотвратил беспорядки". Потрясения периода Амарны были обращены вспять.
|
|
Дискуссии в научных кругах о свержении режима Эхнатона, как правило, были сосредоточены на таких вопросах, как смена названия и разрушение его города-выскочки. Но древнеегипетская религия насчитывала бесчисленные столетия зафиксированных традиций и обрядов, поэтому требовались глубокие демонстрации верности традиционным богам.
|
|
В настоящее время считается, что глиняные подносы были частью более широкого погребального ритуала, который одновременно призывал бога Осириса и позволял Тутанхамону преобразиться. Как царь, он считался воплощением бога Гора при жизни и становился Осирисом после смерти — обновленным и воскресшим.
|
|
Осирис обычно изображается в виде мумифицированного царя с зеленой или черной кожей, символизирующей плодородие земли и новую жизнь, которая приходит из нее. Неслучайно, что подносы сделаны из глины.
|
|
Другие аспекты размещения подносов в гробнице, такие как особое расположение и ориентация (включая особые символы в оформлении гробницы), указывают на то, что подносы должны были играть определенную роль. Возможно, это был поднос для подношений нильской воды, еще раз подчеркивающий роль реки в создании жизни.
|
|
Сегодня Тутанхамон и его сокровища настолько привычны, что можно не заметить или даже забыть тот факт, что, как только двери были запечатаны после его похорон, их должны были больше никогда не увидеть. Некоторые из его погребальных принадлежностей, особенно сделанные из золота, затмевали другие. Однако то, что среди всего этого богатства подносы выглядят обыденно, позволяет предположить, что они были важнейшими составляющими его погребения. Они подтверждают, что Тутанхамон после смерти возродился благодаря Осирису и был царем, восстановившим порядок в Египте.
|
|
Источник
|