Популярность систем борьбы с беспилотниками на яхтах растет
|
|
В то время как воздушные атаки беспилотников на морские суда до сих пор были сосредоточены на коммерческих и военно-морских судах, растет обеспокоенность тем, что суперяхты стоимостью более четверти миллиарда долларов и VIP-персоны, которые владеют ими и совершают круизы на них, могут быть уязвимы.
|
|
Подобные небольшие беспилотные летательные аппараты (UASS), которые амбициозные папарацци используют для фотографирования судов и людей, занятых на суперяхтах, уже более десяти лет, оказались смертельно опасными при использовании в Украине и других местах, о чем часто сообщается в хрониках зоны боевых действий.
|
|
Эта реальность создала небольшой, но растущий рынок систем противодействия БАС (CUAS) для суперяхт. За последние пять лет ряд фирм начали предлагать системы CUAS для судов класса люкс, в том числе базирующаяся в Лондоне/Монако компания MARSS, которая недавно завершила установку своей системы NiDAR CUAS на секретную 400-футовую (120 м) суперяхту и 230-футовую (70 м) яхту.
|
|
Установка обошлась примерно в 4 миллиона долларов и основана на четырех предыдущих системах NiDAR, которые компания установила на новые и существующие суперяхты в 2023 году. Несмотря на дороговизну таких систем, небольшое, но растущее число владельцев считают, что они того стоят.
|
|
|
|
Их расчеты основаны на более широком сегменте рынка суперяхт, который в этом году немного снизился, но в последние несколько лет переживает бум, поскольку глобальное благосостояние продолжает концентрироваться, а глобальная пандемия придала новую ценность как уединению, так и удовольствиям, пока есть возможность.
|
|
Согласно статье в The New Yorker, количество частных яхт длиной более 250 футов (76 м) выросло с менее чем 10 в 1990 году до более чем 120 в 2022 году.
|
|
Самые крупные из них (иногда называемые мегаяхтами или гигаяхтами) соперничают с эсминцами ВМС США или превосходят их по длине, их корпуса превышают 500 футов (152 м).
|
|
В зависимости от их размера, суперяхтами владеют влиятельные люди – бизнес-магнаты, члены королевской семьи, знаменитости и олигархи. Эти люди принимают на борт своих роскошных судов не менее известных и очень влиятельных, но менее заметных личностей. Некоторые из этих показателей могут стать основными целями. Кроме того, этим яхтам приходится преодолевать сложные районы по всему миру, чтобы добраться до места назначения, и они сами по себе являются главными целями, даже символическими.
|
|
Поэтому нет необходимости говорить, что безопасность уже стоит на первом месте. Так уже давно сложилось на Ближнем Востоке, где суперяхты, принадлежащие королевским семьям или правительствам и управляемые ими, стирают грань между частными и государственными возможностями. В рамках стандартной защиты для некоторых владельцев яхт в регионе были задействованы военные силы и средства обеспечения безопасности VIP-персон.
|
|
Владельцы небольших яхт обычно нанимают высококвалифицированных специалистов по безопасности для своих суперяхт. Такие специалисты обеспечивают непосредственную защиту, планирование снижения рисков и экспертизу в области оценки угроз, что может убедить владельца приобрести систему борьбы с беспилотниками.
|
Конфиденциальность или Защита
|
|
Комплексное решение MARSS для обнаружения и поражения CUAS предлагается для стационарных наземных и мобильных приложений, объединяющее фирменное программное обеспечение NiDAR для управления и пользовательский интерфейс с поддержкой искусственного интеллекта и поставляемые производителем датчики (радарные, электрооптические/тепловизионные), средства противодействия и эффекторы.
|
|
По словам вице-президента MARSS по развитию бизнеса Джоша Хармана, он доступен уже несколько лет и завоевал значительную долю рынка на Ближнем Востоке. Фактически, платформа NiDAR компании была интегрирована в недавние совместные учения США и Саудовской Аравии Red Sands 24.2 CUAS в качестве центрального программного обеспечения C2 и sensor fusion для многоуровневой защиты.
|
|
Система MARSS maritime CUAS оснащена теми же системами NiDAR C2 и sensor fusion, но с важным отличием. Несмотря на то, что в нем используются радарные, оптические и пассивные радиочастотные датчики (RF), а также программное обеспечение с поддержкой искусственного интеллекта для обнаружения и классификации беспилотных летательных аппаратов, в нем отсутствуют какие-либо средства "мягкого уничтожения" или кинетического поражения беспилотных летательных аппаратов.
|
|
Фредерик Гипманс, управляющий директор MARSS Maritime, рассказал TWZ в интервью, что такие меры по смягчению последствий не являются законными для частных судов.
|
|
В то время как международные морские конвенции, такие как Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС) или Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС), в настоящее время мало что говорят о допустимости систем поражения беспилотных летательных аппаратов на коммерческих судах или яхтах, законы соответствующих стран флага, под которыми они применяются. операции, как правило, запрещают пассивную или активную защиту беспилотных летательных аппаратов на этих платформах. Законы, действующие в различных территориальных водах, также вступают в силу.
|
|
Однако запреты на использование беспилотных летательных аппаратов не помешали появлению рынка суперяхт CUAS. Гипманс признает, что владельцы неохотно обсуждают угрозу, которую представляют летающие беспилотники для частной жизни или безопасности их судов, но они потихоньку покупают системы у MARSS, базирующейся в Великобритании компании Drone Defence, и CACI, среди прочих.
|
|
Морская система борьбы с беспилотными летательными аппаратами MARSS может использовать эходинамические радары, пассивные радиочастотные датчики Aaronia и электронные / ИК-камеры Current Science Corporation для обнаружения беспилотных летательных аппаратов малого и среднего размера на расстоянии около 12 миль (20 км). Компания MARSS отмечает, что ее система NiDAR не зависит от датчиков, поэтому дальность обнаружения будет варьироваться в зависимости от того, какие датчики установлены в выбранном комплекте.
|
|
Стоит отметить, что MARSS стремится обеспечить всестороннюю осведомленность об угрозах для суперяхт с помощью своего комплекса NiDAR 4D, который, в дополнение к бортовым беспилотникам, обнаруживает надводные и подводные угрозы (беспилотные летательные аппараты/ дайверы) с помощью различных радарных, оптических, тепловых и гидроакустических датчиков.
|
|
Запатентованный ИИ NiDAR обрабатывает классификацию БАС с помощью видео / радара / пассивного радиочастотного распознавания поведения, точек данных об объектах, анализа истории событий и других входных данных. Как только воздушная цель обнаружена и идентифицирована, сигналы тревоги передаются экипажу яхты через пользовательский интерфейс NiDAR.
|
|
Ответные меры могут включать в себя перемещение владельцев и гостей под палубу в безопасные внутренние помещения и уведомление местных властей о действиях беспилотников. Несмотря на сомнительную законность использования систем поражения беспилотников, на яхте с соответствующим оборудованием возможны глушение или кинетические удары.
|
|
Отвечая на вопросы, управляющий директор MARSS Maritime признал, что некоторые владельцы приобрели активные средства поражения беспилотных летательных аппаратов в дополнение к системе обнаружения CUAS, хотя и не от MARSS, по его словам.
|
|
Саймон Роуленд, генеральный директор Veritas International, частной охранной фирмы, базирующейся в Великобритании, которая предоставляет бывшим военным сотрудникам службы безопасности, кибербезопасности и другие технические услуги по обеспечению безопасности на рынке роскошных яхт, согласен с этим.
|
|
“Есть способы установить вторую половину системы, но для этого нужно найти подходящее место. С одной стороны, возникают проблемы с экспортным контролем, но я полагаю, что есть и нестандартные пути выхода на рынок”, - говорит он.
|
|
Однако, по словам Роуленда, такие меры принимаются редко и, как правило, излишни в связи с текущими угрозами. На данный момент угрозы суперяхтам с помощью беспилотников, по-видимому, ограничиваются угрозами неприкосновенности частной жизни, а не причинением физического вреда. Роуленд добавляет, что он не знает ни об одной суперяхте, которая подвергалась бы агрессивной физической угрозе со стороны беспилотных летательных аппаратов.
|
|
“Это не значит, что такого не случалось. Я просто ничего не знаю. Я бы не сказал, что это тенденция”.
|
|
Береговая охрана США, по-видимому, тоже не выявила тенденции. В ответ на запрос о сообщениях о нежелательной активности беспилотников вокруг крупных яхт представитель USCG в Зоне боевых действий дал несколько загадочный ответ.
|
|
“Береговая охрана не располагает какими-либо легкодоступными данными о конкретных "несанкционированных небольших беспилотных летательных аппаратах” вблизи крупных прогулочных судов".
|
|
В зачастую скрытном мире суперяхт бывает трудно выявить скрытые проблемы, но и Роуланд, и Гипманс рассказали The War Zone, что, по их мнению, в отрасли пока нет коллективного согласия с тем, что угрозы от беспилотных летательных аппаратов станут широко распространенным явлением.
|
|
Джошуа Хатчинсон, управляющий директор Ambrey, другой базирующейся в Соединенном Королевстве фирмы по обеспечению безопасности на море, специализирующейся на коммерческом судоходстве, говорит, что, когда в конце 2023 года возникла угроза судоходства в Красном море со стороны хуситов, “произошел первоначальный всплеск запросов [системы CUAS], как со стороны коммерческих судов, так и частного сектора. рынок яхт.”
|
|
Интерес остыл, говорит он, добавляя, что компания Ambrey протестировала несколько систем обнаружения CUAS, подобных MARRS, в Красном море, но не оценивала системы поражения беспилотников. Причина в том, что, учитывая общую дальность видимости, на которой работают небольшие БАС, Хатчинсон считает их меньшей угрозой частной жизни или безопасности в открытой воде и большей проблемой, когда коммерческие суда или суперяхты находятся в порту или вблизи него.
|
|
Хатчинсон также отмечает, что для менее распространенных, более крупных беспилотных летательных аппаратов с неподвижным крылом, которые летают на более высоких скоростях, например, со скоростью от 90 до 185 миль в час (150-300 км/ч), дальность обнаружения большинства систем CUAS (3-6 миль, 5-10 км) позволяет заметить цель и ее окружение всего за 15-20 секунд. направление, значительно сужающее эффективные меры по смягчению последствий.
|
|
“Время вашего отклика чрезвычайно мало, а вероятность человеческих ошибок огромна”, - говорит он.
|
|
Наземные угрозы, будь то пиратство или терроризм, с пилотируемыми или беспилотными судами, имеют более длительные сроки обнаружения, дают лучшие визуальные сигналы и их легче отслеживать благодаря скорости сближения, как правило, менее 15 миль в час (25 км/ч). Судам легче распознавать потенциальные надводные угрозы и предпринимать действия по уклонению. Это может включать в себя развертывание вооруженных групп охраны и предупредительные выстрелы, если они находятся на судне, или иное лишение надводного судна возможности приблизиться.
|
|
“Мы видели это на примере беспилотных надводных кораблей, запущенных хуситами, и пиратов”, - подтверждает Хатчинсон. Подразумевается, что системы противодействия пилотируемым/беспилотным надводным кораблям, вероятно, более эффективны как для коммерческих судов, так и для суперяхт, чем системы CUAS.
|
|
Хатчинсон добавляет, что до сих пор компания Ambrey еще не видела на рынке морскую систему CUAS, которая могла бы гарантировать эффективное уничтожение беспилотников при любых обстоятельствах для суперяхт или коммерческих судов, предполагая, что наиболее эффективное смягчение последствий по-прежнему заключается в ранней оценке риска и изменении оперативных процедур (изменение курса, отключение AIS, ограничение выбросов сигналов), чтобы избежать этого.
|
|
Однако системы CUAS продаются частным владельцам отчасти из-за предсказуемости эксплуатации в мире суперяхт. Летом яхты устремляются в Монако, на Французскую Ривьеру, на греческие и Эгейские острова и в другие южноевропейские регионы, простирающиеся на восток до Леванта. Зимой они мигрируют на несколько популярных карибских якорных стоянок, в Майами и несколько мест на севере Южной Америки.
|
|
На каждом из них они, как правило, находятся в пределах видимости суши и в зоне прямой видимости небольших беспилотных летательных аппаратов. Они неподвижны на пирсе или стоят на якоре в гавани, что увеличивает возможности для слежки или совершения правонарушений. Их также можно легко обнаружить.
|
|
“О чем люди всегда забывают в судоходной отрасли, - замечает Хатчинсон, - так это о том, что мы создали культуру легкодоступной публичной информации. Вы можете скачать приложение [автоматическая система идентификации (AIS)] на свой телефон за 30 секунд и бесплатно отслеживать 90 000 судов”.
|
|
Или вы можете зайти в Интернет на такие сайты, как ShipLocation.com, где есть “трекер суперяхт”. Обнаруженных уязвимостей может оказаться достаточно, чтобы убедить владельца яхты установить систему CUAS.
|
|
Тем не менее, Роуленд говорит, что он не думает, что охранные фирмы, такие как Veritas или яхтостроители, хотят “пойти по пути распространения страха”.
|
|
“Я думаю, что существует нежелание выявлять потенциальную серьезную угрозу до того, как она материализуется”. Но он признает, что угроза беспилотников, будь то для частной жизни или безопасности яхт, растет. “Мы находимся на скользящей шкале, и она не [уменьшается], а растет, становясь все больше”.
|
Рынок туалетных принадлежностей
|
|
Даже если владельцы обеспокоены возможностью появления беспилотных летательных аппаратов, есть еще одно препятствие для продажи систем CUAS любителям суперяхт, утверждает Роуленд. Это то, как они выглядят.
|
|
“Последнее, что хотел бы сделать владелец, - это прикрепить к своей прекрасно спроектированной яхте уродливое оборудование, чтобы противостоять угрозе, которая может материализоваться, а может и не осуществиться. На рынке [яхт] есть элемент тщеславия”.
|
|
Эстетические соображения хорошо известны MARSS и другим поставщикам, которые в последние годы работали как над уменьшением требований к размерам, весу и мощности систем CUAS (SWaP), так и над их внедрением в профили суперяхт.
|
|
“Это очень важно”, - соглашается Гипманс. “Когда дело доходит до размещения датчиков, крайне важно, чтобы они вписывались в общий внешний вид и дизайн яхты. Для этого используются индивидуальные решения по монтажу, цветовые решения и размещение датчиков внутри обтекателей, где это возможно”.
|
|
Шарообразные обтекатели, которые можно увидеть на многих суперяхтах, построенных за последнее десятилетие, обычно расположены высоко над их надстройками, иногда могут вмещать дополнительные датчики или незаметно скрывать датчики, расположенные рядом с ними. Другие устройства (камеры, пассивные радиоантенны) могут быть незаметно размещены на крыльях, которые часто украшают мачты судов.
|
|
Есть еще один аспект внешнего вида, который может иметь значение. Владельцы суперяхт существуют в рамках культуры превосходства. Если на соседней с вашей яхте на мысе Антиб, по слухам, установлена сложная система борьбы с БАС, возможно, вам захочется обзавестись собственной, чтобы не отставать. А если деньги не являются целью, почему бы вам не воспользоваться этой функцией, как и всем остальным на вашей огромной яхте, и, что все чаще случается, не использовать игрушечные вспомогательные суда, которые следуют за ними по пятам?
|
|
Необходимость обнаружения БАС и принятия контрмер для суперяхт может в конечном итоге выйти за рамки самих судов, говорит Хатчинсон. “На что вы оказываете давление? Лежит ли ответственность на владельце/операторах или вы возлагаете ее на порты, заставляя их менять свои коды ISPS [Международный код безопасности судов и портовых средств], чтобы заявить, что "мы являемся безопасной средой для беспилотных летательных аппаратов”?"
|
|
Вероятность того, что владельцы суперяхт и их гости будут считаться достаточно важными для того, чтобы в один прекрасный день пользоваться зонами, свободными от беспилотников, в различных портах, может изменить планы по приобретению систем CUAS, но это остается лишь возможностью на будущее, а не данностью.
|
|
Аналогичным образом, владельцы сталкиваются с головоломкой, когда рассматривают возможность установки системы обнаружения дронов на свои яхты для обеспечения конфиденциальности или защиты – следует ли им покупать сегодня или завтра?
|
|
“Вы покупаете новейшие технологии или ждете?” Спрашивает Хатчинсон. “Где вы работаете? Какова ваша оценка угроз и рисков для безопасности? Если вы обеспокоены, вы собираетесь инвестировать значительные средства в относительно новые технологии. Но я думаю, что через два-три года [приобретение CUAS] станет обычным делом”.
|
|
Роуленд придерживается несколько иной точки зрения, утверждая, что решения, основанные на рисках для конфиденциальности и безопасности, часто принимаются другими лицами с общего одобрения владельцев суперяхт.
|
|
“Это тонкая и сложная часть владения яхтой. По большей части владельцы передают эти обсуждения другим людям... в процессе строительства или в организации, которая осуществляет надзор за строительством”.
|
|
Гипманс говорит, что яхтостроители постепенно внедряют системы CUAS в процесс строительства своих судов, консультируясь с такими фирмами, как MARSS, когда владельцы требуют их включения.
|
|
Джипманс из MARRS, Роуленд из Veritas и Хатчинсон из Ambrey сходятся в одном: одно публично признанное нападение беспилотных летательных аппаратов на яхту изменит все, что происходит на рынке, и это приведет к быстрому росту.
|
|
“Я думаю, что рынок средств борьбы с беспилотниками только зарождается”, - заключает Хатчинсон. “Особенно на частном рынке такие системы будут встроенными. Ожидается, что вы сможете создавать помехи, что вы сможете защитить частную жизнь, а также безопасность”.
|
|
Преобразования, которые беспилотники произвели на полях сражений в Украине, Газе, Ливане, на Красном море и в других местах, распространяются на многие другие сферы современной безопасности, создавая как риски, так и благосостояние. Непосредственные и вспомогательные технологии, которые позволили воплотить это в жизнь, были созданы теми самыми людьми, которые приобрели суперяхты за последние несколько лет.
|
|
Постепенно растущая группа компаний приобретает системы CUAS для своих судов. “Ирония неизбежна”, - замечает Роуленд.
|
|
Источник
|