США отказались от создания истребителя-невидимки
|
|
Военно-воздушные силы США объявляют конкурс на разработку одного из своих самых важных перспективных видов оружия, который должен был заменить легендарный F-22A Raptor. Первоначально разработанный в конце 1980-х годов, F-22A по-прежнему обладает высокими техническими возможностями, но в службе считают, что для доминирования над нынешними и будущими российскими и китайскими истребителями необходим новый самолет с новыми технологиями.
|
|
В результате программа господства в воздухе следующего поколения (NGAD), направленная на создание первого в мире истребителя шестого поколения, возвращается к разработке. Это потому, что службе необходимо точно определить, чего она хочет от боевого самолета для обеспечения превосходства в воздухе в 2030—х годах и в последующий период, и как она может воплотить такое оружие в реальность.
|
|
Перезагрузка программы NGAD - это пример того, как медленная и сложная разработка современных боевых самолетов противоречит стремительному технологическому прогрессу, который, в свою очередь, угрожает лишить даже новейшие самолеты самых современных возможностей.
|
|
Поколения. Джим Слайф (Jim Slife), заместитель начальника штаба ВВС, сказал, что служба обдумывает, что на самом деле она пытается сделать с программой NGAD в первую очередь, что порождает еще два вопроса: как службе добиться превосходства в воздухе в сложной обстановке и как службе создать пилотируемую базу, истребитель шестого поколения?
|
|
“Я имею в виду, что это не обязательно один и тот же вопрос”, - сказал Слайф ранее в этом месяце на пресс-конференции Министерства обороны в Арлингтоне, штат Вирджиния.
|
|
Комментарии Slife последовали за июльским заявлением, в котором министр ВВС Фрэнк Кендалл объявил, что служба приостановит программу NGAD для проверки своих данных. Теперь, после многих лет разработок, Военно-воздушные силы приступают к полной модернизации и смене фокуса, чтобы использовать новые технологии, появившиеся с тех пор, как в середине 2010-х годов был впервые задуман этот самолет.
|
|
В рамках этого процесса Военно—воздушные силы проводят консультации с “главными участниками” программы — или основными оборонными подрядчиками, которые будут конкурировать за контракт на строительство NGAD, - чтобы определить наилучший способ продвижения программы вперед. В список “простых чисел” входят не только аэрокосмические компании, которые будут создавать планер, такие как Lockheed Martin и Boeing, но и производители двигателей General Electric и Pratt & Whitney.
|
|
Военно-воздушные силы впервые приступили к замене F-22A в 2016 году, следуя выводам своего собственного исследования. В этом отчете был сделан вывод о том, что к 2030 году служба должна закупить замену Raptor, известную как Penetrating Counter Air (PCA). В конце 2010-х годов компания PCA получила название NGAD. Затем, в 2020 году, бывший помощник министра военно-воздушных сил США Уил Ропер ошеломил мир, объявив, что всего за один год был спроектирован, испытан и облетан самолет-демонстратор технологий.
|
|
Но самолет так и не был представлен общественности.
|
|
Тем не менее, на протяжении многих лет информация о NGAD постепенно просачивалась наружу. В 2020 году Ропер заявил, что истребитель шестого поколения, скорее всего, будет оснащен собственным вторым пилотом с искусственным интеллектом - программной версией беспилотника R2D2, который сопровождал истребитель Люка Скайуокера X-Wing в фильмах "Звездные войны". В 2022 году Кендалл заявил Конгрессу, что каждый самолет будет стоить “сотни миллионов”, и позже эта цифра была уточнена и составила около 250-300 миллионов долларов за каждый. Затем, в 2023 году, Кендалл заявил, что ВВС хотят иметь как минимум 200 истребителей NGAD и 1000 ведомых беспилотников, которые будут сопровождать их в бою.
|
|
“Ключом к пониманию NGAD является то, что это не будет следующий, более продвинутый ‘истребитель’. Скорее, NGAD будет представлять собой семейство систем, которые вместе будут более эффективны для обеспечения боевых действий на дальних дистанциях в сложных условиях”, - объясняет Марк “Гонзо” Ганзингер, директор по будущим концепциям и оценке возможностей Института аэрокосмических исследований Митчелла в Арлингтоне, штат Вирджиния. - Это семейство систем будет более устойчивым и живучим, чем истребители нынешнего поколения”.
|
|
Истребитель господства в воздухе следующего поколения “скорее всего, будет обладать большей дальностью полета, нести большую полезную нагрузку, [иметь] более совершенные датчики и системы объединения информации, а также всестороннюю широкополосную скрытность, необходимую для поддержания превосходства над все более совершенными противовоздушными силами [Китая]”, - говорит Ганзингер.
|
|
Каждый самолет NGAD будет управлять от одного до пяти высокоэффективными беспилотными летательными аппаратами, известными как Collaborative Combat Aircraft (CCA). Оснащенный искусственным интеллектом и оснащенный датчиками, постановщиками помех и ракетами, каждый беспилотник CCA будет действовать как усилитель силы в воздухе, давая пилотируемому истребителю возможность видеть дальше, стрелять дальше и поражать больше противников — и все это без угрозы для жизни большего числа людей.
|
|
CCA станет частью семейства систем NGAD. “Боевой потенциал CCA выходит за рамки простого использования в качестве верных ведомых”, - говорит Ганзингер. “Более дешевые CCA, обладающие определенной степенью автономности, также могут быть использованы для срыва противовоздушных операций противника, создания дилемм для противовоздушной обороны противника и принуждения вражеских сил реагировать таким образом, чтобы снизить риск для всех операций США”.
|
|
По словам Ганцингера, чтобы раскрыть весь потенциал совместных боевых самолетов, Военно-воздушные силы должны выяснить, как наилучшим образом использовать преимущества, которые каждый из самолетов, как беспилотный, так и с экипажем, привносит в бой. “CCA дополнит боевые самолеты пятого поколения с экипажем, они не заменят F-22, F-35 и NGAD - для достижения превосходства в воздухе и создания других эффектов, необходимых для победы в равном конфликте, необходимы системы как с экипажем, так и без него”.
|
|
Как бы амбициозно это ни звучало, военно-воздушные силы хотят внедрить в NGAD еще больше возможностей. Слайф сказал, что существуют новые, развивающиеся технологии, которых не было, когда ВВС устанавливали требования к NGAD, — технологии, которые ВВС теперь хотят внедрить в самолет с самого начала. Наиболее очевидной технологией в “белом” мире несекретных технологий был бы искусственный интеллект, хотя замечание Роупера о R2D2 говорит о том, что сервис определенно задумывался об этом относительно рано. Другими новыми технологиями вполне могут быть какие-то “черные” или строго засекреченные возможности, которые не были готовы в 2016 году, такие как встроенные наступательные и оборонительные лазеры, новые достижения в области скрытности и новые датчики. И они могут быть готовы уже сейчас.
|
|
Решение Военно-воздушных сил иллюстрирует важную проблему современных истребителей: быстрое развитие новых технологий означает, что реактивный самолет, на разработку которого уходит 15-20 лет, может лишиться ключевых технологий, разработанных после того, как параметры самолета будут определены окончательно. Программа F-35 началась в 1995 году, однако первые самолеты были объявлены пригодными к первоначальной эксплуатации только в 2015-2019 годах. Столь длительный период разработки означал, что самолет практически немедленно нуждался в обновлении технологий, включая модернизацию процессора, новые внутренние системы охлаждения для защиты от перегрева, канал передачи видеосигнала и возможность переноски нового оружия. Новейшая версия, Tech Refresh 3, поступит в распоряжение военно-воздушных сил по всему миру этим летом.
|
|
NGAD также перестраивается из-за дороговизны. Стоимость первых версий F-35 превышала 200 миллионов долларов за самолет, и, хотя стоимость резко упала по мере того, как Lockheed Martin строила все больше самолетов, покупатели были шокированы наклейками. Даже самый дорогой в мире реактивный самолет стоимостью 300 миллионов долларов будет трудно продать, особенно учитывая, что в ближайшие годы военно-воздушные силы должны также приобрести новые учебно-тренировочные самолеты T-7 Red Tail и истребители F-35, а также разработать малозаметный танкер-заправщик в воздухе и финансировать как новую МБР Sentinel, так и B-21 Рейдер. В идеале военно—воздушные силы могли бы снизить затраты за счет повышения эффективности от разработки до производства, но служба может быть вынуждена согласиться с сокращением возможностей NGAD - или отложить их на более поздний срок.
|
|
Как бы то ни было, NGAD, возможно, является самой важной программой по созданию обычных вооружений в начале 21 века. Если Военно-воздушные силы смогут провести ее правильно, мощные истребители шестого поколения, подкрепленные вооруженными беспилотниками, могут стать мощным сдерживающим фактором для противников Америки. Если сдерживание потерпит неудачу, это может помочь быстро положить конец войне, которая в противном случае может разрушить мировую экономику... или даже стать ядерной.
|
|
Но сначала, прежде чем они смогут сделать что-либо из этого, Военно-воздушные силы должны на этот раз правильно настроить NGAD.
|
|
Источник
|