Человеческое сознание происходит из высших измерений
Вы живете в трехмерном мире. Как и все мы. Вы можете двигаться влево, вправо, вперед, назад, вверх и вниз. Теперь представьте себе существо, которое может появляться в вашей реальности и исчезать из нее, как будто вы нажимаете кнопку, подобно самому блестящему мастеру иллюзий. Не привязанное к физическим ограничениям нашего мира, это существо теперь может мгновенно перемещаться на огромные расстояния в космосе. Независимо от того, считаете ли вы это чем-то вроде “души” или “духовной сущности”, это существо обладает скрытыми измерениями, которые, как полагают некоторые, находятся за пределами нашего восприятия. Но что, если бы вы были подобным образом связаны с этими высшими измерениями? Что, если бы другим словом для обозначения потустороннего существа, о котором идет речь, было “сознание”, включая ваше собственное?
Несмотря на столетия научных исследований, природа сознания остается загадкой. Существует множество теорий, объясняющих этот феномен, начиная от нейронных сетей в мозге и заканчивая сложными алгоритмами познания, но ни одна из них окончательно не раскрывает его суть. Майкл Правика, доктор философии, профессор физики Университета Невады в Лас-Вегасе, считает, что для объяснения сознания нам следует обратить внимание на скрытые измерения. По его мнению, сознание обладает способностью выходить за пределы физического мира в моменты повышенной осознанности. Его концепция связана с теорией гиперпространственности, или идеей о том, что наша вселенная состоит не только из трех воспринимаемых нами измерений. На самом деле вселенная может быть частью гораздо более крупной системы со скрытыми измерениями, предполагает Правика.
Если эта противоречивая теория окажется верной, нам придется признать не только то, что некоторые существа могут обитать за пределами физического мира, свободные от ограничений пространства и времени, но и то, что наше сознание может обладать аналогичными способностями, утверждает Правика.
Ортодоксальный христианин, получивший степень доктора философии в Гарварде, Правика обнаружил, что гиперпространственность является уникальным способом объединить его научную подготовку с религиозными убеждениями. Из-за этого он находится на грани традиционного научного мышления, доводя более общепринятые идеи до крайности, чтобы осмыслить сложные темы. Правика считает, что гиперпространственность - гораздо более привычная концепция, чем мы думаем. Например, он утверждает, что Иисус мог быть гиперпространственным существом, и не единственным. “Согласно Библии, Иисус вознесся на небеса через 40 дней после того, как появился на Земле. Как вы поднимаетесь на небеса, если вы четырехмерное существо?” Спрашивает Правика. Но если вы гиперпространственны, то очень легко перенестись из нашего привычного мира на небеса, которые могут быть миром высших или бесконечных измерений, говорит он.
Правика предполагает, что у всех нас может быть потенциал для взаимодействия с высшими измерениями, когда мы определенным образом задействуем свой мозг, например, создавая произведения искусства, занимаясь наукой, размышляя над важными философскими вопросами или путешествуя по самым отдаленным местам в наших мечтах. В такие моменты наше сознание преодолевает завесу физического мира и синхронизируется с высшими измерениями, которые, в свою очередь, наполняют его творческими потоками, утверждает Правика. “Сам факт того, что мы можем представить себе более высокие измерения, чем четыре, в нашем уме, в рамках нашей математики, является даром... это нечто такое, что выходит за рамки биологии”, - говорит он.
Эта идея о взаимодействии сознания с высшими измерениями связана с некоторыми из самых передовых физических теорий, таких как теория струн. Она гласит, что все во Вселенной — от мельчайших частиц до сил, которые их связывают, — состоит из крошечных вибрирующих струн. Колебания этих струн во множестве невидимых измерений порождают все различные частицы и взаимодействия, которые мы наблюдаем. “Теория струн - это, по сути, теория гиперпространственности”, - говорит Правика. - Это взгляд на то, как устроена Вселенная на субквантовом уровне”.
Гиперпространственность также может помочь объяснить искривление пространства-времени, то, как пространство и время искривляются вокруг массивных объектов, таких как звезды или планеты, и вызывают гравитацию. “Если пространство-время не плоское, а искривлено, то можно предположить, что это искривление каким-то образом происходит из более высокого измерения”, - говорит Правика.
В то время как физики обычно принимают эти теории о высших измерениях, не все согласны с идеями Правики, связывающими гиперпространственность с сознанием. В научном сообществе их могут даже счесть еретическими или доводящими до абсурда, что в переводе с латыни означает “доведение до абсурда”.
Точка зрения Правики подразумевает теологическую перспективу “Бога пробелов”, “когда пробелы в научных знаниях объясняются божественным вмешательством, а не рассматриваются как возможности для дальнейших исследований и понимания”, - говорит Стивен Холлер, доктор философии, доцент физики в Университете Фордхэм в Нью-Йорке. “Это плохой механизм объяснения, который, возможно, подавляет любознательность, необходимую для хорошей науки, и учит, что нехорошо говорить: ”Я не знаю", - говорит Холлер. Признание в незнании чего-либо - это возможность, а не конец. Вам также необходимо учитывать компромиссы, связанные с игнорированием реальности.
По словам Холлера, то, как наука заполняет пробелы в наших знаниях, проявляется в том, как люди в конечном итоге выяснили, как работает наша солнечная система. Когда-то люди полагались на геоцентрическую модель для объяснения мира, древнюю веру в то, что Земля находится в центре Вселенной. В попытке сформировать модель наблюдений на основе этой идеи астрономы обратились к эпициклу — модели, которая добавляет небольшие круговые орбиты (эпициклы) поверх больших круговых орбит вокруг Земли — для объяснения ретроградного движения и видимого расстояния. Однако эпициклы сделали геоцентрическую модель более запутанной, что задержало принятие более точной гелиоцентрической модели, известной нам сегодня. “Цена была сложным отклонением от реальности”, - говорит Холлер. “Здорово думать о гиперпространстве, и успехи в математике связаны с пониманием взаимодействия измерений, но существуют ли они на самом деле или это современные эпициклы?”
Этот скептицизм распространяется и на представление о том, что наша способность к нестандартному мышлению обусловлена гиперразмерностью. “Я не знаю никого, кто мог бы визуализировать объект, имеющий более трех пространственных измерений”, - говорит Холлер. Все математические операции, которые мы выполняем с объектами, имеющими более трех пространственных измерений, основаны на алгоритмах. Это означает, что операция с четвертым пространственным измерением выполняется таким же образом, как и операция с одно-, двух- или трехмерным объектом, - говорит Холлер. - Правила остаются прежними. Наши визуализации таких объектов представляют собой проекции в трехмерное пространство подобно тому, как куб, спроецированный в двух измерениях, является квадратом”.
Несмотря на то, что Холлер называет себя нерелигиозным и атеистом, он признает, что духовные убеждения, согласующиеся с установленными физическими принципами, могут укрепить как веру, так и науку. Тем не менее, он говорит, что “гиперпространственность граничит с научной фантастикой”.
Практическое исследование этих сфер выходит за рамки наших современных научных возможностей. Даже Европейский совет по ядерным исследованиям (ЦЕРН) не смог представить четкую картину более высоких измерений. Большой адронный коллайдер ЦЕРНА, крупнейший и самый мощный в мире ускоритель элементарных частиц, объединяет частицы на высоких скоростях, чтобы исследовать фундаментальные строительные блоки Вселенной. Ученые, использующие коллайдер, получают доступ к бесконечно малым размерам, меньшим, чем протон. Если бы вы увеличили размер человеческого волоса до ширины футбольного поля, один протон все равно был бы меньше песчинки на этом поле. Однако, чтобы увидеть многомерные струны, которые предсказывает квантовая физика, нам нужно получить гораздо более детальную информацию, используя своего рода супер-ЦЕРН или космическую мегаструктуру, подобную сфере Дайсона.
Правика верит, что еще при жизни его детей мы найдем способ генерировать невероятно высокие энергии, необходимые для исследования других измерений. Тем временем он остается ярым сторонником гиперпространственности. “Я не вижу другого смысла”, - говорит он. "Зачем учиться? Зачем жить?” Гиперпространственность дает физику цель, счастье, которое “выходит за пределы этой вселенной”.