После появления летающих тарелок
|
|
В июне 1947 года Кеннет Арнольд летел на небольшом самолете над горой Рейнир в Вашингтоне, когда девять ярких объектов начали преследовать его на высокой скорости. Люди всегда видели знамения и чудеса в небе, но как только Арнольд определил эти объекты как "похожие на тарелки", он открыл эпоху НЛО. В последующие десятилетия бесчисленное множество людей в Соединенных Штатах и по всему миру видели летающие тарелки. Некоторые утверждали, что разговаривали с пилотировавшими их существами, были ими похищены или даже занимались с ними сексом. В 1980-х годах эти близкие контакты стали менее частыми. В 2021 году в докладе ВВС США Конгрессу было признано, что то, что они назвали UAP (неопознанные воздушные явления), существует, но отрицалось, что их стоит исследовать дальше. Теперь, когда летающие тарелки стали достоянием истории, возникает вопрос: какой именно истории? У историков есть правила воспринимать паранормальные явления всерьез, но не буквально, когда они встречаются в старых рукописях. Но могут ли они понять современного человека, который утверждает, что инопланетянин исследовал его прямую кишку, так же успешно, как и верующего раннего нового времени, который видел ведьм в воздухе?
|
|
Исследование Грега Эгигяна о "феномене НЛО" является хорошим началом в этом направлении. Он называет свою книгу "глобальной историей", потому что НЛО появлялись над Швецией еще до того, как они показались Арнольду, напоминая немецкие ракеты "Фау-2", которые недавно угрожали Европе. И они распространились по всему миру: первое (зарегистрированное) похищение произошло в Бразилии, в то время как наиболее творческое изучение этих случаев проводилось во Франции и Японии. Тем не менее, первоначальное "колебание" в наблюдениях отражало послевоенный всплеск гражданской и военной авиации в Америке. Британцы времен Короля Эдуарда страдали от "дирижаблей" и видели таинственные воздушные шары, но послевоенные американцы привыкли к наблюдению за небом. Радары и пилотажные приборы давали множество сверхъестественных сбоев. НЛО роились вокруг военных объектов, таких как военно-воздушная база в Розуэлле, штат Нью-Мексико, где летом 1947 года предположительно был спрятан сбитый самолет. Официальные расследования, проведенные властями с целью успокоить общественность, лишь вызвали обвинения в сокрытии информации.
|
|
Инициатива перешла к уфологам. В тщательно подобранном бестиарии Эгигяна проводится различие между мечтателями и мошенниками – писателями–криминалистами, которые открыто заявляли, что встречались с военными разоблачителями или даже сами общались с инопланетянами, - и учеными, которые сохраняли здоровый скептицизм по поводу того, что означают странные данные. Это шаткое различие, потому что даже "уважаемые" уфологи были странными людьми. Дэвид Джейкобс, историк, работавший с женщинами-"контактерами", попросил одну из них сдать свое нестиранное нижнее белье и надеть пояс верности; Джон Мэк из Гарвардской медицинской школы был осужден ее деканом за свои сомнительные исследования.
|
|
Эгиган отмечает медленное угасание уфологии. Первые инопланетяне были доброжелательными послами, которые предупреждали американцев об атомной войне. Самые дружелюбные из них выглядели "нордическими": многие уфологи были расистами, которые доверяли "маленьким человечкам", у которых были светлые волосы. Однако со временем инопланетяне стали проявлять враждебность: они тыкали в людей зондами, а недоверие к врачам и другим авторитетным фигурам росло. Сходство между действиями уфологов и тревогами Америки стало особенно заметным, когда они начали гипнотизировать "контактеров’. Травма теперь казалась более серьезной, чем все возможные ухищрения внеземных технологий. Гипноз разоблачил инопланетян, чья привычка появляться в спальнях привела к опасениям по поводу сексуального насилия в семье. Однако этот терапевтический поворот означал, что скандал с "ложной памятью", связанный с использованием гипноза для разоблачения семейных насильников в конце 1990-х годов, едва не погубил уфологию.
|
|
Книга Эгигяна иллюстрирует, как трудно объяснить интеллектуально-анархическое движение. Мы можем написать историю христианской или мусульманской теологии, не веря в сверхъестественные сущности, которые в ней описываются, проследив за изучением канонических текстов, развитием институтов и протоколов аргументации. Но дело не только в том, что цели уфологии туманны (и, вероятно, нереальны): у нее нет ни правил, ни авторитетов. Для процветания требуется только наглость. Эрик фон Дэникен, в чьем бестселлере "Колесницы богов" (1968) утверждалось, что древние памятники фиксировали визиты космонавтов, был всего лишь швейцарским отельером с богатым воображением, который отсидел тюремный срок за мошенничество. В результате большая часть книги Эгигяна посвящена не столько дискуссиям, сколько разборкам малоизвестных и расколотого группировок.
|
|
"Культурная история" фортеанцев, написанная Джошуа Блу Бухсом, сталкивается с аналогичными проблемами. Чарльз Форт был самоучкой из Бруклина, который использовал газетные вырезки для составления антологий о таких паранормальных "аномалиях", как ливень из рыбы, падающий с неба, или самовозгорание. В межвоенные годы его книги пользовались умеренной популярностью у сюрреалистов, восхищавшихся их техникой коллажирования, которой подражает отрывистая проза Бухса, и писателей-фантастов, которые использовали их для создания сюжетов. Хотя Форт умер в 1932 году, задолго до появления тарелок Арнольда он убедил американцев принять их. Его гномическое утверждение о том, что "на нас охотятся", представляло людей добычей могущественных пришельцев извне. Отрицание Фортом того, что естественные науки могут объяснить все, было радикальной формой протестантского свободомыслия. Это породило скептицизм по отношению к скептицизму, который отделял фантазеров всех мастей от "разоблачителей’.
|
|
Настоящая героиня книги - Тиффани Тайер, которая превратила легкомысленный скептицизм Форта в систему. Тайер был непристойным романистом и копирайтером с большими претензиями: одним из его незавершенных проектов была многотомная биография Моны Лизы, помешанная на сексе. Он стал апостолом Форта: редактировал свои работы и основал Фортианское общество, журнал которого стал центром сбора информации для чудаков. Вдова Тайера позже уничтожила его записи, но Бухс использует переписку, чтобы воссоздать его отвратительный образ мыслей. "Сомнение" – так журнал назывался с 1944 года – печатал небылицы обо всем, от угрей, выползающих из кранов, до кораблей, исчезающих в Бермудском треугольнике, и выступал с критикой современной медицины, осуждая фторирование воды и нападая на тонзиллэктомию как причину полиомиелита. Однако Тайер был одержим ложью в высших эшелонах власти. Он отверг Перл-Харбор, изобретение атомного оружия и запуск спутника как мистификацию, призванную оправдать военные расходы.
|
|
Тайер сделал себя непопулярным среди фортеанцев, распространив свой кислый скептицизм на летающие тарелки, которые он рассматривал как очередную уловку для оправдания разжиревшего американского государства. Тем не менее, его карьера была симптомом ограниченного легковерия, в котором процветала уфология: если ничему нельзя доверять, правдой может оказаться все, что угодно. Его гонзо-эпистемология также была выражением расистского либертарианства: Тайер и некоторые из его ключевых сотрудников, склонявшиеся к фашизму, обвиняли в сокрытии фактов ‘Общество молчания’ влиятельных евреев. Бесстрастное изложение Бухсом их неприятной болтовни неизменно характеризует их как "совершенно современные". Это превращает современность из осмысленного сочетания интеллектуальных принципов в вместилище более или менее всего того, что произошло в 20 веке. Фортеанские штучки не доказывают "зачарованную" природу современности: вместо этого они обнажают ее слабость перед лицом того, что Бухс удачно называет "едким нигилизмом", с последствиями которого мы живем сегодня.
|
|
Открывая свой манифест об НЛО эпиграфом из Чарльза Форта, Джеффри Крипал предупреждает нас, что впереди нас ждут интересные неприятности. Признавая, что контекстуальный подход Эгигяна объясняет формат и частоту встреч с НЛО, этот выдающийся историк религии утверждает, что это не умаляет их реальности. "Размышлять" вместе с "теми, кто пережил" такие вещи, означает относиться к ним как к исследователям, которые могут изменить ход истории. Крипал следует примеру исследователей-экстрасенсов викторианской эпохи, предполагающих, что люди в любом месте и в любое время обладали паранормальными способностями. Говорят ли нам наши источники, что наши испытуемые общались с венерианками, Девой Марией или Кали, не имеет значения: их переживания были достоверным выражением их неврологии, а не их убеждений. Это были ‘онтологические потрясения", которые показывают, что сознание является или может стать менее ограниченным, чем мы сейчас предполагаем. Крипал критикует историков за то, что они предпочитают рассматривать своих подопечных как "горизонтальных" людей, сформированных на основе совокупности культурных, этнических или гендерных признаков, а не как получателей "вертикального" вдохновения.
|
|
Должны ли летающие тарелки инициировать более широкое "извращение" исторической науки? Чувствительные рассказы Крипала о том, что пережили его контактеры, показывают, что мы не можем просто списать их со счетов как сумасшедших или бредящих, даже если они были явно обеспокоены. Их опыт был "семиотическим", что побудило их и нас задуматься о том, как сознание конструирует реальность. Но если Крипал прав, отмечая трудности, которые они создают для банальной онтологии и психологии, которые многие историки привносят в изучение прошлого, то его решение этих проблем поразит многих читателей своей доверчивостью. Он говорит нам, что правительства, вероятно, скрывают НЛО, которые, вероятно, являются не инопланетянами, а сверхлюдьми из будущего. Они вызывают тревогу, но приятны: они приходят, чтобы освободить нас от эгоизма, колониализма и соблазна проголосовать за Дональда Трампа. Возможно, Крипал имел в виду все это просто как провокацию для историков, которые могли бы стать более творческими в изучении паранормальных явлений, если бы расширили свое понимание нормальности и признали, что там что–то есть - даже если это не гигантские богомолы в фиолетовых плащах, как в одном из его исследований. Возможно, скучно возражать, что частные шутки - это не публичное исследование, а наши архивы - не Секретные материалы. Однако, взятые вместе, эти книги предупреждают нас, что, как только мы перестаем судить о том, что считается вескими доказательствами, все становится на свои места.
|
|
После появления летающих тарелок: Глобальная история феномена НЛО
|
|
Грег Эгигиан
|
Издательство Оксфордского университета, 400 фунтов стерлингов, 22,99 фунтов стерлингов
|
|
Думай о новых мирах: Культурная история Чарльза Форта и его последователей
|
Джошуа Блу Бух (Joshua Blu Buhs)
|
Издательство Чикагского университета, 384 стр., 28 фунтов стерлингов
|
|
Как представить невозможное: О душах, НЛО, времени, вере и всем остальном
|
Джеффри Дж. Крипал
|
Издательство Чикагского университета, 312 стр., 28 долларов США
|
|
Автор: Майкл Леджер-Ломас - историк религии. В настоящее время он пишет книгу об эдвардианской эпохе и богах.
|
|
Источник
|