Космос - это неестественная среда для человека. Мы не можем оставаться незащищенными в чистом вакууме более двух минут. Чтобы попасть в космос, нужно быть пристегнутым ремнями к месту едва сдерживаемого химического взрыва.
С 1961 года в космосе побывало менее 700 человек. Частные космические компании, такие как SpaceX и Blue Origin, надеются увеличить это число до многих тысяч, и SpaceX уже принимает заказы на полеты на околоземную орбиту.
Я астроном, который много писал о космических путешествиях, в том числе написал книгу о нашем будущем за пределами Земли. Я много думаю о рисках и выгодах исследования космоса.
По мере развития коммерческой космической индустрии будут происходить несчастные случаи и погибать люди. Миссия Polaris Dawn, запуск которой запланирован на начало сентября 2024 года, будет сопряжена с высоким риском и в ней будут задействованы только гражданские астронавты. Итак, сейчас самое подходящее время оценить риски и выгоды, связанные с уходом с Земли.
Космические путешествия опасны
Большинство американцев живо помнят катастрофы, которые привели к гибели 14 астронавтов. Два из пяти космических челноков разбились: "Челленджер" в 1986 году вскоре после запуска и "Колумбия" в 2003 году при входе в атмосферу.
В общей сложности 30 астронавтов и космонавток погибли во время подготовки к космическим полетам или во время их выполнения.
Также были десятки случаев, когда корабль был на грани срыва. В настоящее время два астронавта остаются на Международной космической станции еще на шесть месяцев, поскольку НАСА объявило, что их самолет Boeing Starliner небезопасен для обратного полета. При разработке Starliner возникало множество проблем, в том числе с воспламеняющейся лентой, заклинившими клапанами и неадекватными парашютными системами. Но критическая неисправность двигателя стала причиной того, что НАСА отказалось от него в качестве возвращаемого транспортного средства.
На земле тоже не всегда безопасно. В дополнение к трем астронавтам "Аполлона-1", погибшим при пожаре на стартовой площадке в 1967 году, около 120 человек погибли при взрыве беспилотной ракеты в России в 1960 году, а сотни погибли в 1996 году, когда китайская ракета отклонилась от курса и врезалась в близлежащую деревню.
Уровень смертности людей, путешествующих в космосе, составляет около 3%. Это звучит низко, но это выше, чем при занятиях экстремальными видами спорта, такими как бейсджампинг или прыжки со скалы в вингсьюте. Единственные виды активного отдыха, которые могут сравниться по риску с космическими путешествиями, - это одиночное скалолазание и восхождение на высоту более 19 685 футов (6000 метров) в Гималаях.
Гражданские лица в космосе
2020-е годы положили начало эре гражданских астронавтов. После гибели школьной учительницы Кристы Маколифф в катастрофе "Челленджера" НАСА прекратило отправлять гражданских лиц в космос. Но для коммерческих космических компаний это часть бизнес-модели.
Первый полностью гражданский экипаж, достигший орбиты на космическом корабле SpaceX Dragon в 2021 году, выполнив миссию Inspiration 4. С 2020 года в космос отправились 69 частных астронавтов, хотя только 46 достигли "линии Кармана" — официального определения границы космоса.
Показатели безопасности в коммерческой космической отрасли не идеальны. Ни один гражданский человек не погиб в космосе, но один пилот погиб, а другой был серьезно ранен во время испытательного полета корабля SpaceShipTwo компании Virgin Galactic в 2014 году. Эта авария произошла после трех смертей и трех травм в результате взрыва во время предстартовых испытаний ракеты SpaceShipTwo в 2007 году.
SpaceX, крупнейшая коммерческая космическая компания с 13 000 сотрудниками и рыночной стоимостью 180 миллиардов долларов США, не столкнулась ни с одним смертельным исходом в полете, но зафиксировала один смертельный случай и сотни травм на рабочем месте.
Запуск миссии Polaris Dawn планировался на 27 августа 2024 года, однако из-за утечки гелия и плохой погоды он был отложен. Это повысит риск для гражданских лиц в космосе. Этот полет SpaceX достигнет высоты 435 миль (700 километров), что выше, чем у любого астронавта со времен "Аполлона".
Гражданский экипаж Polaris Dawn, состоящий из четырех человек, за несколько часов получит большую дозу радиации, чем за 20 лет жизни на Земле. НАСА проводит исследования, чтобы понять степень риска для здоровья, связанного с радиацией.
Миссия также будет включать выход в открытый космос — первый для астронавтов из неправительственных организаций. Для этого будут использованы скафандры, которые никогда не испытывались в космосе. Поскольку космический корабль, который они используют — SpaceX Dragon — не имеет воздушного шлюза, внутренняя часть капсулы будет находиться в космическом вакууме, а все члены экипажа будут одеты в скафандры.
Российский космонавт Алексей Леонов едва не погиб во время первого выхода в открытый космос в 1965 году, а другие выходы в открытый космос приводили к временной слепоте, чуть не утонул и чуть не потерялся в космосе навсегда. Скафандр подобен миниатюрному космическому кораблю, и он должен выдерживать резкие перепады температур в сотни градусов при движении под прямыми солнечными лучами и вне их. Даже небольшой разрыв или прокол может привести к летальному исходу.
Но, несмотря на то, что космические путешествия сопряжены с опасностями, в них есть и свои преимущества. Поскольку полет "Полярного рассвета" будет выше, чем у любой предыдущей миссии, которая не совершала полетов на Луну, экипаж сможет проводить исследования в условиях высокой радиации. Они изучат влияние космического полета на организм человека и оценят, как будущие путешественники в дальнем космосе смогут диагностировать и лечить себя.
Менее ощутимым, но потенциально важным преимуществом является эффект обзора — многие астронавты сообщают о чувстве благоговения, испытываемом при виде Земли из космоса.
Космический бум
Космос переживает настоящий бум — надеюсь, только в переносном смысле, а не в буквальном. SpaceX зарабатывает деньги, запуская спутники Starlink и доставляя материалы и людей на Международную космическую станцию, и, по оценкам, в этом году выручка составит 15 миллиардов долларов. Blue Origin продает ракетные двигатели и заключает контракты с НАСА.
Обе компании продают полеты в космос состоятельным людям, но это лишь малая часть их доходов. Космический туризм пока недоступен для широких масс. Virgin Galactic предлагает короткий суборбитальный полет за 450 000 долларов, но выход на околоземную орбиту обойдется вам в 55 миллионов долларов.
В 2023 году объем рынка космического туризма составлял 750 миллионов долларов, и, по прогнозам, в течение следующего десятилетия он вырастет до 5,2 миллиарда долларов. Ракеты многоразового использования удешевили запуск космического аппарата в 10 раз по сравнению с тем, что было десять лет назад.
Чтобы космический туризм охватил более широкую аудиторию, чем мультимиллионеры и любители острых ощущений, он должен быть безопасным - как в восприятии, так и в реальности. Многие предприниматели, занимающиеся космонавтикой, ожидают, что космические путешествия последуют примеру авиации, которая также начала привлекать богатых людей и любителей острых ощущений.
С 1930 года усовершенствования в технологиях и средствах обеспечения безопасности снизили количество несчастных случаев со смертельным исходом в авиационной отрасли на миллион пролетаемых миль в 3000 раз. Более реалистичной целью может быть сделать космические путешествия такими же безопасными, как и вождение автомобиля. Это более жесткая мера, поскольку водить машину опаснее, чем летать самолетом. Вероятность того, что вы погибнете в автомобильной катастрофе, составляет 1 к 5000 в год, по сравнению с 1 к 11 миллионам случаев гибели в авиакатастрофе.
В Соединенных Штатах правительство смягчило регулирование коммерческой космической отрасли, чтобы поощрить предпринимателей.
Мечты Илона Маска о миллионах пассажиров и городе на Марсе могут и не стать реальностью. Но если стоимость прогулки по орбите Земли сравнима со стоимостью круиза высокого класса, то многие люди могли бы испытать острые ощущения от невесомости и увидеть Землю сверху как прекрасную планету.