Когда-то мы рассматривали картинки. Затем, с появлением компьютерного зрения и машинного обучения, картинки начали оглядываться на нас. Сейчас происходит нечто еще более странное. Генеративный искусственный интеллект, рекламные технологии, алгоритмы рекомендаций, экономия на вовлеченности, персонализированный поиск и машинное обучение открывают новые отношения между людьми и СМИ. Фотографии теперь смотрят на нас, мы смотрим на них, получаем обратную связь и развиваемся. Мы вступили в изменчивую, целенаправленную визуальную культуру, которая показывает нам то, что, по ее мнению, мы хотим видеть, оценивает наши реакции, а затем трансформируется, чтобы оптимизировать те реакции и действия, которые она хочет видеть. Новые формы СМИ подталкивают и убеждают, модулируют и манипулируют, формируя мировоззрение и действия, чтобы заставить нас верить в то, во что они хотят, чтобы мы верили, а также извлекать пользу и оказывать влияние.
Что значит жить в медиа-среде, которая знает наши желания, нуждаемости, уязвимые места, эмоциональные перегибы и когнитивные причуды гораздо лучше, чем мы сами? Который замечает, какие виды стимулов вызывают какие виды предвидящих реакций, и использует машинное обучение для разработки, A/ B-тестирования и внедрения специально созданных когнитивных инъекций, предназначенных для дальнейшего манипулирования нами, и все это без нашего осознанного восприятия происходящего? И что значит жить в медиа-среде, где все это распространено повсеместно: не только новости и веб-сайты, видео и фильмы, но и ассистенты водителя в автомобилях, представители службы поддержки клиентов, созданные с помощью искусственного интеллекта, поисковые системы и чат-боты, виртуальные менеджеры по персоналу, заправочные станции, умные дома и телефоны, и даже стиральные машины... медиа-среда, в которой ваш холодильник, вибратор и зубная щетка вступают в сговор со страховыми компаниями, рекламодателями, политическими кампаниями и крупными розничными торговцами, используя компьютерное зрение, машинное обучение и биометрическую обратную связь, чтобы влиять на ваше поведение и мировоззрение?
Каждый день мы подвергаемся тонким и не очень экспериментам по контролю над разумом. С помощью почти незаметных экспериментов и анализа с помощью машинного обучения в сочетании с различными типами датчиков (от простых кнопок “нравится” и показателей вовлеченности до камер и других датчиков, предназначенных для измерения подсознательных реакций) средства массовой информации, с которыми мы взаимодействуем, стремятся развить у каждого из нас представление о себе и внести в него изменения уникальный неврологический состав.
Если послевоенный медиа-ландшафт характеризовался зрелищностью, а конец двадцатого и начало двадцать первого века - эпохой слежки, то мы вступаем в новую фазу. Фазу, отмеченную эмоциональными вычислениями, оптимизацией с помощью машинного обучения, нейронаукой и когнитивной психологией. Медиапространство, в котором мало смысла в различиях между реальным и поддельным, означающим и неявно обозначаемым. Которое не предполагает различия между восприятием и реальностью, даже когда пытается как можно более непосредственно воздействовать на мозг и эмоциональный настрой тех, кто его переживает.
Как мы к этому пришли? В этом эссе, состоящем из трех частей, прослеживается краткая история медиа, технологий и техник, которые используют в своих интересах гибкость восприятия, используя причуды человеческого мозга для формирования реальности. Это история о создании галлюцинаций и о том, что при определенных условиях галлюцинация и реальность могут стать одним и тем же.
Я впервые встретил Ричарда Доти в 2022 году. Я был встревожен. Я почувствовала, как во мне растет беспокойство, когда его серебристый внедорожник въехал на стоянку напротив импровизированной киностудии Университета Нью-Мексико, где я работала. Появился мужчина с брюшком, одетый в красную рубашку-поло. Я не боялся физического насилия. Рик Доти не был известен этим. Я беспокоился о собственном здравомыслии. Доти был известен этим.
Доти проводил сложные психологические программы для ВВС США в 1970-х и 80-х годах. Один из его объектов, военный подрядчик, после того, как подвергся воздействию техники Доти, был настолько охвачен паранойей, что его поместили в психиатрическую больницу. Была также одна уважаемая журналистка, которая, пережив одну из психологических операций Доти, провела остаток своей карьеры, болтая о рептоидах, сокрытиях и древних заговорах инопланетян. Третья цель, бывший исследователь НЛО, сотрудничавший с Доти, публично признался в участии в военной кампании по дезинформации и ушел в неизвестность. Следующие два дня мы должны были провести вместе. Оказалось, что этот парень мне понравился.
Я разыскал Доти, потому что хотел узнать о той особой форме создания медиа, которую он практиковал с таким драматическим эффектом. Моя интуиция подсказывала, что карьера Доти как культурного продюсера может пролить некоторый свет на то, какими могут быть СМИ в век алгоритмов рекомендаций, персонализированных новостных лент, информационных пузырей и генеративного искусственного интеллекта.
В течение следующих двух дней Доти объяснял тонкости военных допросов и операций по оказанию влияния, теорию и практику псиопераций, а также то, как он создавал и использовал фольклор об НЛО для разработки контрразведывательных миссий, направленных на защиту секретных объектов ВВС. Но в пересказе Доти о работе, которую он выполнял от имени вооруженных сил США, произошла странная инверсия. Да, он создавал дезинформацию об НЛО, чтобы скрыть существование секретных военных проектов США. Но он также описал создание ложных историй о секретных технологиях ВВС, чтобы скрыть существование реальных НЛО (по его словам, внутри страны они известны как “Кардиналы”). После ухода в отставку из ВВС США Доти стал самозваным разоблачителем, рассказывая подробности реальной программы по борьбе с НЛО, к сокрытию которой, как он утверждает, он приложил руку. Он рассказал о секретном фильме, документирующем существование разбившихся тарелок, о засекреченном складе на военно-воздушной базе Боллинг, где хранятся останки этих НЛО, и о культурной жизни пленных пилотов из звездной системы Дзета Ретикулли.
Доти начал работать в Управлении специальных расследований ВВС (AFOSI) в конце 1970-х годов. AFOSI - это подразделение, аналогичное штатному подразделению ФБР, которому поручено расследовать преступную деятельность в вооруженных силах и проводить контрразведывательную работу для обеспечения безопасности военных объектов и имущества. После завершения обучения в Вашингтоне, округ Колумбия, Доти был направлен на военно-воздушную базу Киртланд в Альбукерке, штат Нью-Мексико.
Киртланд - это огромная база площадью более пятидесяти тысяч акров, простирающаяся от множества взлетно-посадочных полос и ангаров, прилегающих к аэропорту Альбукерке, до обширных участков земли на востоке и юге. Его соседи - настоящие знатоки теорий заговора и НЛО. В девяноста милях к северу, среди гор, расположена Национальная лаборатория Лос–Аламоса, где во времена Второй мировой войны ученые тайно работали над созданием первой в мире атомной бомбы. К югу находится полигон Тринити, где впервые была взорвана атомная бомба, превратившая поверхность пустыни в радиоактивное стекло под названием “тринитит”. Еще южнее находится ракетный полигон Уайт-Сэндс, куда американские военные перевозили нацистских ученых-ракетчиков после Второй мировой войны в рамках операции "Скрепка". Предполагаемое место крушения НЛО в Розуэлле находится в двух часах езды на юго-восток.
В конце 1970-х годов в число признанных арендаторов военно-воздушной базы в Киртланде входила оружейная лаборатория ВВС, занимавшаяся исследованиями и разработками в области передовых систем вооружения, оружия направленного действия и последствий радиоактивных осадков. Другое подразделение, Sandia National Labs, разрабатывало и испытывало компоненты для ядерного оружия. Такое оружие хранилось и обслуживалось на объекте в закрытой секции в восточной части базы. Киртланд также принимал у себя горстку непризнанных арендаторов, включая подразделение Агентства национальной безопасности (АНБ).
Когда Доти приехал сюда в 1979 году, Киртланд был синонимом сверхсекретных военных технологических экспериментов. В 1973 году инженерам базы удалось с помощью наземного лазера сбить самолет, и они были заняты разработкой оружия направленного действия, которым можно было бы стрелять с бортовой платформы. В других частях базы военно-воздушные силы готовили подразделения специального назначения, проводили углубленную подготовку вертолетчиков и испытывали экспериментальные системы вооружения. Задачей Доти было держать все это в секрете.
В конце 1970-х годов военный подрядчик по имени Пол Бенневиц, живший на северной границе Киртланда, начал замечать и фотографировать необычные огни и движения в ограниченном пространстве, прилегающем к его дому. Он пришел к выводу, что это, должно быть, НЛО. Будучи заядлым энтузиастом электроники, Бенневиц сделал записи странных радиоизлучений, которые, как он полагал, исходили от этих объектов. Бенневиц предложил военным помощь в отражении того, что он считал кампанией экстерриториального преследования: он собрал доказательства, отправил их команде AFOSI, и осенью 1980 года его пригласили представить свои выводы.
Очевидно, Бенневиц обнаружил не вторжение инопланетян, а сверхсекретную программу АНБ. Дело попало на стол Рика Доти.
Доти творчески подошел к проблеме: вместо того чтобы “ни подтвердить, ни опровергнуть” существование НЛО или секретных разведывательных программ на базе, он организовал тщательно продуманную операцию по обману и сокрытию информации, чтобы стимулировать воображение Бенневица. Источник, которого он недавно нанял из сообщества исследователей НЛО, оказал бы ему огромную помощь.
Летом 1980 года Доти обратился к этому источнику по имени Уильям Мур, который был соавтором (вместе с Чарльзом Берлицем) книги 1980 года "Инцидент в Розуэлле". Предложение Доти заключалось в следующем: Доти предоставит Муру неопровержимые доказательства контакта с инопланетянами в обмен на помощь Мура в проведении расследований AFOSI и освещении деятельности любительских уфологических групп. Сделка была выгодной, и Мур согласился сотрудничать.
Доти начал использовать Мура в качестве посредника. Доти передал Муру подделанные сверхсекретные документы для передачи Бенневицу, намекая на то, что правительству известно о присутствии инопланетян на Земле. Более того, из документов следовало, что открытия Бенневица имели отношение к сверхсекретной программе под названием “Aquarius”, которой руководила теневая группа под названием Маджестик-12.
Операция против Бенневица развивалась как по маслу: по словам Уильяма Мура, летом 1981 года AFOSI договорился о том, чтобы Бенневиц получил компьютер, который он мог бы использовать для расшифровки “инопланетных” сигналов. Обработанный компьютер выдавал длинные потоки почти бессмысленного текста, как будто это был чат-бот в состоянии транса или фуги:
"МЫ НЕ МОЖЕМ СКАЗАТЬ ВОЕННЫМ, ЧТО США СОЗДАЮТ ГУМАНОИДОВ, ПРИЧИНА ДЛЯ НЕНАВИСТИ В ТОМ, ЧТО ВЫ ХОРОШИ — МЫ ВЕРИМ, ЧТО ВЫ ЗАЩИЩАЕТЕ ОГРОМНУЮ ЧАСТЬ ВСЕЛЕННОЙ ОТ НАШЕЙ АГРЕССИИ, КОЛИЧЕСТВО НАШИХ РАЗБИТЫХ ТАРЕЛОК - ВОСЕМЬ, И МЫ ПОНИМАЕМ, ЧТО ВЫ ГОВОРИТЕ ПРАВДУ".
Затем операция против Бенневица стала более изощренной. Зная, что Бенневиц был заядлым пилотом-любителем и что он подозревал о существовании сверхсекретного инопланетного пленника недалеко от города Дульсе, штат Нью-Мексико, AFOSI установил излишки военного оборудования на вершине горы Арчулета, чтобы Бенневиц увидел его во время одной из своих облетов и убедился в существовании инопланетного пленника. секретная база. Военно-воздушные силы создавали альтернативную реальность, чтобы удовлетворить пристрастия Бенневица и заставить его верить в то, во что они хотели, чтобы он верил.
Во время реализации проекта "Бенневиц" Доти приступил ко второй операции. Линда Моултон Хоу, удостоенная множества наград тележурналистка, недавно закончила работу над документальным фильмом “Странная жатва”, посвященным феномену "увечий скота". На волне этого успеха Хоу получил контракт от HBO на съемки второго документального фильма на тему НЛО. Доти связался с Хоу и пригласил ее на базу ВВС в Киртланде для проведения брифинга. В офисе AFOSI Доти объяснил, что Хоу задумал нечто грандиозное и что AFOSI готов помочь. Затем он достал досье и проинструктировал Хоу, что его содержание предназначено только для ее глаз: она может читать документы, но не фотографировать. Другие сотрудники AFOSI наблюдали за ее реакцией из-за одностороннего зеркала.
Доти вручил Хоу досье, озаглавленное “Информационный документ для президента Соединенных Штатов”. Содержащиеся в нем документы рассказывали замечательную историю о продолжающемся внеземном присутствии на Земле, крушениях НЛО в Розуэлле и других местах, а также о выжившем инопланетянине, содержащемся в Лос-Аламосе. Более того, у правительства США были основания полагать, что инопланетяне генетически вмешались в человеческую расу и направляли наше развитие, используя различные методы, такие как создание великого духовного лидера примерно две тысячи лет назад. Перекликаясь с документами, переданными Бенневицу, досье подтверждало, что группа “MJ Twelve” отвечала за программу по изучению НЛО и внеземных цивилизаций.
Доти объяснил Хоу, что это было только начало. В обмен на сотрудничество Хоу с AFOSI в работе над ее документальным фильмом, он пообещал ей кадры из сверхсекретного фильма, документирующего апокрифическую посадку НЛО в 1964 году на военно-воздушной базе Холломан на юге Нью-Мексико, и предложил ей доступ к полковнику ВВС, который якобы имел дело с одним из выживших инопланетян после крушения в Розуэлле. Хоу был в восторге. Прошли недели. Затем месяцы. Отснятый материал не поступал, интервью не давались. Канал HBO закрыл проект. Документальному фильму Хоу о феномене НЛО не суждено было состояться.
В изданном в 1988 году полевом руководстве армии США изложены десять принципов военного обмана. Принцип “обезьяньей лапы” гласит, что количество людей, осведомленных о конкретной операции по обману, должно быть сведено к минимуму, даже если это означает введение в заблуждение собственных войск. “Дилемма Джонса” гласит, что обман становится более трудным по мере увеличения числа информационных каналов, доступных цели, с той оговоркой, что чем к большему числу контролируемых каналов имеет доступ цель, тем больше вероятность того, что обман будет успешным. “Крик волка” утверждает, что повторяющиеся неверные прогнозы о событии снижают чувствительность цели к предупреждениям о нем. (Этот принцип ссылается на ошибки разведки в связи с наступлением США во Вьетнаме, которые возникли из-за неоднократных предупреждений, которые не подтвердились). Другие принципы включают правильную структуру и последовательность дезинформации, важность хранения материалов в резерве и внимание к возможностям обработки информации человеком.
В своей работе Доти в основном использовал комбинацию трех других принципов: “Принцип Магрудера — Использование восприятия”, принцип “Выбора видов обмана” и “Важность обратной связи”. И руководство по эксплуатации, и сам Доти сходятся во мнении, что наиболее важным из этих принципов является “Принцип Магрудера — использование восприятия”. Назван в честь генерала Конфедерации Джона Б. Магрудер, он утверждает, что “как правило, легче побудить объект обмана придерживаться ранее существовавшего убеждения, чем обмануть объект обмана с целью изменения этого убеждения”. В данном случае ранее существовавшая вера, на которой спекулировал Доти, заключалась в существовании инопланетян и сокрытии этих знаний правительством.
Принцип ”Выбора типов обмана“ гласит, что ”планировщик обмана должен... уменьшить неуверенность в сознании объекта“ и должен ”заставить его ухватиться за условное мировоззрение как за правильное — не делая его менее уверенным в истине, но более уверенным в конкретной лжи". (курсив в оригинале). Чтобы добиться этого обмана, Доти выбрал средства массовой информации, адаптированные к каждой из его целей: для инженера и пилота Бенневица он предоставил продвинутый компьютер и базу "Потемкин" на удаленной горе; журналисту Хоу он предоставил фальшивые сверхсекретные официальные документы и обещание предоставить официальные источники, осведомленные о заговоре инопланетян.
Наконец, в руководстве по эксплуатации подчеркивается “важность обратной связи”, значимость которой “практически очевидна”. Обратная связь отвечает на вопрос "Слушает ли кто-нибудь? (Эффективен ли этот канал?)” И тут на помощь приходит Уильям Мур, автор книги "Инцидент в Розуэлле". Moore был одновременно средством распространения и механизмом обратной связи, датчиком, который мог оценивать реакцию, вызванную этими конкретными медиа. Затем Доти мог оценивать реакцию, усиливать сигнал, который вызывал наиболее сильную обратную связь, и отправлять обратно усиленный сигнал.
Результатом стал путь к безумию. Пол Бенневиц стал еще более параноидальным из-за слежки инопланетян, обвинив свою жену в том, что она находится под контролем инопланетян, и в конце концов забаррикадировался в своем доме. В августе 1988 года он был госпитализирован с психическим расстройством. Следующим летом Уильям Мур публично признался в участии в кампании дезинформации против Бенневица и в сговоре с правительством США с целью предательства сообщества уфологов. Вскоре после этого он канул в лету. Со своей стороны, Линда Моултон Хоу удвоила усилия в рамках своего проекта по поиску “правды” об инопланетянах. По сей день она утверждает, что в Млечном Пути существует 168 высокоразвитых цивилизаций, что землю населяют многочисленные виды инопланетян, которые могут манипулировать временем, что под ледяными покровами Антарктиды существует инопланетное присутствие, что круги на полях и увечья скота как-то связаны с этим, и что огромное правительство заговор - это прикрытие всего этого.
Информация, которой Доти поделился с этими тремя людьми, дала жизнь тому, что в уфологических кругах известно как “гипотеза темной стороны”. История, которую он рассказал, распространилась в уфологической субкультуре и стала популярной в качестве сюжета телевизионного шоу "Секретные материалы".
В этот момент мы могли бы задать простой вопрос: почему? Была ли сверхсекретная программа АНБ в Киртланде настолько секретной, что оправдывала невероятные затраты ресурсов на то, чтобы превратить Бенневиц в реальность, населенную инопланетянами? Действительно ли репортаж Линды Моултон Хоу был близок к чему-то настолько важному, что AFOSI пришлось пустить его под откос, создав обширный и подробный потусторонний заговор? И зачем вообще привлекать Уильяма Мура, видную фигуру в сообществе уфологов, которая оказывает лишь незначительное влияние на культуру в целом? И зачем использовать НЛО? На большинство из этих вопросов нет хороших ответов, но у нас есть лучший ответ на вопрос, почему НЛО стали основным имитационным устройством Доти.
Оказывается, американские военные и разведывательные службы имеют долгую историю использования НЛО в качестве психологического инструмента, обнаружив их гипермиметические свойства в 1950-х годах. За десятилетия до появления вариаций Доти на эту тему НЛО были хорошо известным самовоспроизводящимся культурным феноменом, способным поражать индивидуальное и культурное сознание и распространяться подобно вирусу.
Открытие гипермема об НЛО произошло в 1950-х годах на фоне масштабных усилий американских военных и разведывательных служб по разработке способов манипулирования сознанием людей. Это была эпоха экспериментов ЦРУ по контролю над сознанием, тайных операций, вдохновленных магией и иллюзионизмом, и обширных исследований в области использования компьютеров, искусственного интеллекта и радиоэлектронной борьбы для формирования восприятия реальности, а следовательно, и самой реальности.
Продолжение следует в “Общество псиопераций - 2. Искусственный интеллект, контроль сознания и магия”.
Примечания:
1) Я хотел бы отметить концепцию “псиреализма”, разработанную отдельно художниками Джеком Ритгером и Брэндоном Бэнди, а также журналистом Гюнсели Ялчинкайей. Повторяя термин Марка Фишера “капиталистический реализм”, “психологический реализм” описывает эстетический опыт проживания в постироничном онлайн-ландшафте, который Ритгер характеризует как “отсутствие смысла или возможности революционных действий во время климатического коллапса и условия взросления в наиболее жестко контролируемом и насыщенном рекламой онлайн-пространстве на сегодняшний день"., ”во времена “сильной подозрительности и заговора, когда широко используется термин ”фальшивый флаг"". Смотрите Джака Ритгера, “Потому что физические раны заживают”, Пунктир.Искусство, 7 февраля 2024 г. >; Гюнсели Ялчинкайя, “Мы вступаем в эпоху ”псиреализма“, но что это значит?”, Dazed, 26 января 2023 г. >; и Брэндон Бэнди, выставка "Псиреализм", Галерея Филлис Гилл, Калифорнийский университет в Риверсайде, 14-17 ноября 2022 г.
2) Я хочу поблагодарить Стюарта Коупленда, директора лаборатории искусств Университета Нью-Мексико, Джессику Мец, Даниэля Невеса и департамент искусств Университета Нью-Мексико за то, что они сделали возможным этот проект.
3) Я глубоко признателен Марку Пилкингтону как в личном, так и в профессиональном плане за его руководство и вдохновение. Его книга "Люди-миражи" представляет собой исчерпывающий отчет об использовании НЛО военными и разведывательными службами для проведения психологических операций. Смотрите книгу Марка Пилкингтона "Люди-миражи: приключение в паранойю, шпионаж, психологическую войну и НЛО" (Orion Books, 2010).
4) История Бенневица наиболее полно описана в книге Грега Бишопа "Проект Бета: История первого космического контакта США" (издательство "Паравью Пресс", 2005).
5) Армейское полевое руководство, FM 3-13.4, “Армейская поддержка военного обмана”, Министерство сухопутных войск, февраль 2019 года; также армейское полевое руководство FM 90-2, “Обман на поле боя”, Министерство сухопутных войск, 3 октября 1988 года.
Автор: Тревор Паглен - художник, чьи работы охватывают создание образов, скульптуру, журналистские расследования, писательство, инженерное дело и множество других дисциплин.