Наука приближает нас к доказательству реальности Бога
|
|
Многие атеисты, включая выдающегося ученого Ричарда Докинза, считают, что религия противоположна науке. Но сенсационное исследование, в котором сообщается о древних следах гемоглобина, ключевого белка в крови, обнаруженных на знаменитой "Туринской плащанице", противоречит такому "черно-белому" представлению о науке и духовности.
|
|
Многие считают, что плащаница была погребальной тканью, использовавшейся для погребения Иисуса Христа, но долгое время она считалась мистификацией, совершенной средневековыми художниками, несмотря на растущее количество рентгеновских и химических анализов, свидетельствующих о том, что этот артефакт может быть подлинным.
|
|
DailyMail.com слышал об ученых в других областях, чьи пожизненные поиски эмпирической истины в лабораторных условиях привели их к "вере в Бога как автора творения".
|
Их комментарии являются современным отголоском знаменитого заявления Альберта Эйнштейна о том, что "Бог не играет в кости со Вселенной", и собственной веры Чарльза Дарвина в Бога.
|
|
Доктор Денис Александер, биомедицинский исследователь и бывший заведующий кафедрой молекулярной иммунологии в британском институте Бабрахама в Кембридже, рассказал DailyMail.com десятилетия, проведенные им в иммунологии, только укрепили его веру во всемогущего творца.
|
|
"Я считаю, что сама сложность иммунной системы поистине ошеломляет", - объяснил доктор Александер.
|
|
"Конечно, как биолог-эволюционист, я рассматриваю эту сложность как результат миллионов лет эволюции", - пояснил ученый. "Но в то же время тонко настроенная иммунная система отражает разумность вселенной, в которой мы живем".
|
|
"Тот факт, что у нас есть система, которая в принципе может защитить нас практически от любого захватчика, с которым мы можем столкнуться во время жизни на этой планете, - сказал он, - просто замечателен".
|
|
"Это похоже на рациональную вселенную, за которой стоит рациональный Разум".
|
|
Доктор Александер был соредактором сборника эссе, написанных учеными, которые в конечном счете пришли к выводу, что критика религии Докинзом недостаточна после их собственных приступов атеизма: "Приход к вере через Докинза: 12 эссе о пути от нового атеизма к христианству".
|
|
В разных дисциплинах он нашел примеры коллег-исследователей, чье рациональное изучение законов, лежащих в основе нашей Вселенной, приблизило их к Богу.
|
|
Но два новых научных открытия показались ему наиболее убедительными.
|
Физические константы Вселенной
|
|
Начиная с конца 1970-х годов космологи Бернард Карр и Мартин Рис все больше осознавали тревожный факт.
|
|
Статистические шансы на то, что так называемые "физические постоянные" Вселенной будут такими, какие они есть, поразительно малы.
|
|
Другими словами, наша вселенная удивительно хорошо подходит для создания и развития жизни.
|
|
У физиков было два варианта математического объяснения сотворенной вселенной, как выразился Карр: "Если вам не нужен Бог, вам лучше иметь мультивселенную".
|
|
Другими словами, потребовалось бы бесконечное множество других случайных вселенных с их собственными случайными "физическими константами", чтобы нашу собственную можно было отнести на счет случайности.
|
|
Астробиолог доктор Калеб Шарф из НАСА имени Эймса и многие другие, изучающие космос, называют эту загадку, связанную со всеми этими маловероятными "космическими совпадениями", феноменом "тонкой настройки" или "антропным принципом".
|
|
Но, учитывая, что, как признает доктор Шарф в своей книге "Комплекс Коперника", у нас нет "прямых доказательств существования мультивселенной", доктор Александер сказал, что ему больше нравится отстаивать первый вариант.
|
|
"Понимаем ли мы какой-либо аспект этого существования на научном уровне или нет, на самом деле не имеет отношения к нашей вере в Бога", - сказал он DailyMail.com.
|
|
"Но когда мы начинаем понимать это с научной точки зрения, это только усиливает наше восхищение тем удивительным образом, как все устроено в этой разумной вселенной, - высказал свое мнение доктор Александер, - автором которой является Бог".
|
"Конвергенция" в эволюции
|
|
"Точно так же, как существует тонкая настройка физических констант, которые делают возможным существование этой антропной вселенной, - говорит доктор Александер, - за последние несколько десятилетий стало очевидно, что существует и биологическая тонкая настройка".
|
|
Биологи и другие ученые, включая палеонтолога из Кембриджа доктора Саймона Конвея Морриса, назвали это "эволюционной конвергенцией", или явлением, когда разные виды, живущие в разных мирах, эволюционируют по параллельным траекториям.
|
|
"Глаза эволюционировали более двадцати раз независимо друг от друга", - отметил доктор Александер.
|
|
Например, глаза-камеры развились как у людей, так и у осьминогов, несмотря на то, что эволюционный путь разделился более 550 миллионов лет назад от общего предка, единственным зрением которого были простые "пигментные пятна-глазницы".
|
|
Аналогичным образом, сложные глаза, как и у многих насекомых, эволюционировали независимо друг от друга по меньшей мере четыре раза.
|
|
"Эволюция - это не случайный процесс, она направляется по определенным путям", - сказал он. "Одна и та же часть анатомии или один и тот же биохимический путь продолжают развиваться в независимых эволюционных линиях".
|
|
"Все это в высшей степени согласуется с Богом как Автором, у которого есть намерения и цели для всей драмы жизни", - отметил доктор Александер, подчеркнув, что фраза "согласуется с" - это не то же самое, что выражение "доказывает".
|
|
Доктор Моррис также проводит четкую грань между теориями "разумного замысла" и тем, что подразумевается под "эволюционной согласованностью".
|
|
"Эволюция отнюдь не случайна и по своей сути не имеет направления, возможно, она говорит о глубоко упорядоченном мире", - сказал он.
|
|
"Как же так получается, - спросил он, - что наш мир устроен таким образом, что мы можем его понять?"
|
Вера и разум
|
|
По словам итальянского монаха 13 века святого Фомы Аквинского, "Тому, у кого есть вера, не нужно никаких объяснений. Для человека, лишенного веры, никакое объяснение невозможно.'
|
|
Богослов приобрел известность и по сей день благодаря своим страстным доказательствам того, что религиозные убеждения и материалистические, основанные на фактах рациональные исследования сами по себе не являются несовместимыми.
|
|
В более поздние времена покойный социолог Родни Старк утверждал, что именно эта точка зрения, сформулированная европейскими христианами, такими как Фома Аквинский, создала условия для Просвещения и научной революции.
|
|
Вера христианства в упорядоченную и рациональную вселенную, созданную единым Богом, и его вера в то, что человечество создано по образу и подобию Божьему, утверждал он, делают поиски рационального понимания этого мира выполнимыми и стоящими того, чтобы их предпринять.
|
|
"Теологические предпосылки, присущие только христианству, объясняют, почему наука зародилась только в христианской Европе", - считает Старк.
|
|
"Вопреки общепринятому мнению, религия и наука не только были совместимы, - писал он в своей книге "Во славу Божью", опубликованной в 2003 году, - они были неразделимы".
|
|
Эта точка зрения, конечно, общемировая, если не считать презрения Докинза к вере как замене науки, о чем свидетельствует его распространенный рефрен: "Я против религии, потому что она учит нас довольствоваться непониманием мира".
|
|
С такой верой в Бога доктор Александер также не согласен.
|
|
"Я верю в Бога как в Творца творения", - сказал иммунолог DailyMail.com.
|
|
"Эта концепция Бога как Автора, которую я излагаю, диаметрально противоположна идее "бога-из-пробелов" - "бога", который ленивые люди используют, чтобы попытаться скрыть свое нынешнее научное невежество", — сказал он.
|
|
Эта версия веры, по его мнению, как и у Фомы Аквинского до него, не показывает разрыва-конфликта между человеческими состояниями веры и разума.
|
|
"Работа ученых, - как выразился доктор Александер, - состоит в том, чтобы исследовать этот сотворенный порядок и, следовательно, понимать, как Бог все делает, получая все более полные объяснения на научном уровне".
|
|
Источник
|