Десять лет назад самолет авиакомпании Malaysia Airlines бесследно исчез, став одной из величайших загадок в истории авиации. Австралийский исследователь теперь говорит, что знает, почему пропал MH370, утверждая, что его выводы меняют историю о злополучном самолете, на борту которого находились 227 пассажиров и 12 членов экипажа.
Винсент Лайн (Vincent Lyne), младший научный сотрудник Института морских исследований Университета Тасмании, говорит, что его исследование демонстрирует действия “пилота-вдохновителя, который почти полностью совершил невероятное, идеальное исчезновение в южной части Индийского океана”, а не “беспроигрышную” историю о скоростном погружении с нехваткой топлива. а Arctic Studies написал в своем посте в LinkedIn, который он уверенно озаглавил “Тайна MH370 раскрыта наукой".
“Идеальное исчезновение”, - говорит Лайн, потому что пилот, 53-летний Захари Ахмад Шах, намеренно врезался на "Боинге-777" в яму на морском дне глубиной 20 000 футов, окруженную высокими хребтами и другими глубокими ямами, которые, как он знал, могли бы стать идеальным местом для укрытия. Прежние теории предполагали, что Шах намеренно разбил самолет в результате преднамеренного убийства и суицида. Если это правда, то почему? Мы, вероятно, никогда не узнаем, но в документальном фильме Би-би-си о рейсе MH370 упоминаются исследования, в которых сообщается о высоком уровне проблем с психическим здоровьем у пилотов, включая мысли о самоубийстве.
В своем посте в LinkedIn ранее в этом месяце Лайн сообщил, что после двухлетнего изучения его выводы были приняты для публикации в журнале Journal of Navigation, который ранее публиковал другие анализы, связанные с рейсом, который должен был отправиться из Куала-Лумпура в Пекин 8 марта 2014 года, когда он исчез со всех радаров. Эта тайна побудила авиационных экспертов, инженеров, журналистов и скорбящих членов семей сформулировать исчерпывающие теории, в том числе о том, что кибертеррористы захватили самолет дистанционно. Но воздушные, спутниковые, надводные и подводные поиски еще не дали окончательных ответов.
Утверждения Лайна уже попали в заголовки многих газет и вызвали бурю обсуждений в Интернете на Reddit и за его пределами, что говорит о сохраняющейся интриге, связанной с исчезновением MH370.
“Интерес к загадкам ”пропавшего самолета" является неотъемлемой частью авиационной культуры, так же как загадки "пропавшего корабля" являются частью культуры мореплавания", - сказала Джанет Беднарек, профессор Дейтонского университета в Огайо, которая преподает историю городов и авиации.
“У меня нет опыта, чтобы судить о научной стороне этой работы — я оставлю это на усмотрение рецензентов и экспертов в этой области, которые прочтут статью после ее публикации”, - добавил Беднарек в электронном письме. - Там написано что-то вроде “Дела для тех, кто полон решимости найти самолет Амелии Эрхарт” или "Пропавший патруль в так называемом Бермудском треугольнике".
"Чрезвычайно сложная загадка’
Джефф Уайз, журналист, специализирующийся на авиации, считает, что у него достаточно опыта, чтобы оценить научные достижения Лайна, и предупреждает, что это требует осторожности.
“Я бы отнес их к категории людей, которые выходят за рамки своих профессиональных знаний, делая сомнительные заявления о рейсе MH370”, - сказал Уайз, чей подкаст true crime Deep Dive регулярно рассматривает теории о пропавшем самолете, чтобы отделить домыслы от фактов.
“Катастрофа MH370 - это очень сложная загадка, - добавил Уайз, - и для того, чтобы по-настоящему разобраться с ней, необходимо использовать данные из самых разных областей”, включая спутниковую связь, морскую биологию, авионику самолета, а также эксплуатацию и психологию.
Лайн работал в Геологической службе США и океанографическом институте Вудс-Хоул в Фалмуте, штат Массачусетс. В своем посте в LinkedIn он пишет, что его независимое исследование MH370 показывает, что повреждения крыльев, закрылков и флаперона Boeing 777 похожи на те, что были обнаружены после “контролируемого сброса” капитаном Чесли “Салли” Салленбергером в ходе маневра, который стал известен как “Чудо на Гудзоне”.
Контролируемая посадка относится к преднамеренной аварийной посадке самолета на воду, которую Салленбергер, как известно, совершил после того, как в январе 2009 года птица врезалась в борт рейса 1549 авиакомпании US Airways, выведя из строя оба двигателя.
Два дубля об одном и том же обломке
Скептицизм Уайза по поводу последней работы Лайна основан на ряде факторов, в том числе на цитатах исследователя, бывшего канадского следователя по расследованию авиакатастроф и автора книги о MH370 Ларри Вэнса, который проанализировал фотографии подтвержденных деталей самолета, найденных в Тасмании, и пришел к выводу, что закрылки были раскрыты в результате преднамеренного падения самолета. Но другие, кто лично осматривал обломки самолета, сказал Уайз в телефонном интервью, опровергли Вэнса, заявив, что закрылки самолета не были раскрыты, и, следовательно, самолет не был настроен на посадку.
Журнал The Journal of Navigation, издаваемый издательством Cambridge University Press, не сразу ответил на запрос о комментариях.
“Люди увлечены этим делом, и у них нет достаточных средств, чтобы оценить заявление человека, который говорит: ”Послушайте, у меня есть 40-страничный документ, полный технических схем", - сказал Уайз, который написал книгу о странном случае с рейсом MH370, а также выступал в качестве эксперта в На Netflix вышел британский документальный сериал из трех частей под названием "MH370: исчезнувший самолет". В сериале предлагаются три противоречивые теории заговора о том, почему пропал самолет, и рецензенты назвали их одновременно “нелепыми” и “убедительными”.
Теперь, когда Лайн считает, что он точно знает, где можно найти самолет на восточной оконечности хребта Брокен в Индийском океане, “это местоположение необходимо проверить в первоочередном порядке”, - сказал он.
“Будут ли проводиться поиски или нет, зависит от официальных лиц и поисковых компаний, но что касается науки, то это важно”, - написал он в LinkedIn. “Мы знаем, почему предыдущие поиски не увенчались успехом, и точно так же наука безошибочно указывает на местонахождение MH370”.
В марте этого года премьер-министр Малайзии Анвар Ибрагим заявил, что его правительство “безусловно, было бы радо возобновить” расследование исчезновения самолета, если будут представлены “убедительные доказательства”. По словам Ибрагима, эта загадка “затрагивает жизни людей, и все, что необходимо сделать, должно быть сделано”. Измученные родственники погибших членов экипажа и пассажиров провели последнее десятилетие в поисках справедливости.
Ключ к поиску ответов - бортовое оборудование
Большинство людей согласны с тем, что самолет должен быть обнаружен, прежде чем кто-либо сможет заявить о своей уверенности в его судьбе.
Дэниел Бабб, бывший пилот авиакомпании и доцент Университета Невады в Лас-Вегасе, преподающий историю транспорта и, в частности, авиации, на американском Западе, назвал доклад Лайна “очень информативным и многообещающим”, но сказал, что решение проблемы в конечном итоге зависит от восстановления летного оборудования.
“Если бортовой самописец и речевой самописец кабины пилотов все еще целы и их можно найти, то я думаю, что они предоставят недостающие фрагменты, и мы сможем с полной уверенностью сказать, что тайна раскрыта”, - написал Бабб в электронном письме.
Беднарек соглашается, говоря, что на данный момент, без этих важных доказательств, “доказательство этой теории все еще находится в будущем”.
Профессор Дейтонского университета добавила, что она надеется, что гипотеза Лайна поможет следователям добраться до самолета ради семей, которые отчаянно хотят разобраться в трагедии, унесшей их близких 10 лет назад. “Подтверждение того, что произошло, - сказала она, - может способствовать разработке новой политики, процедур или технологий, которые позволят гарантировать, что подобное больше не повторится”.