Роберт Смит убежден, что инопланетяне победили. "Вторжение произошло — все кончено", - говорит историк космоса из Университета Альберты, который читает курс по истории инопланетян. Дело не столько в том, что Смит верит в их буквальное существование, сколько в то, что инопланетяне обосновались в человеческом воображении. "Посмотрите на телепрограммы за любой вечер, и станет ясно, что они повсюду", - говорит он. "Количество программ с участием инопланетян поражает". Буквально в прошлом месяце в кинотеатрах по всему миру вышел седьмой фильм франшизы "Чужой", "Чужой Ромулус". Сериал захватывает коллективное воображение с 1979 года и не показывает никаких признаков замедления темпов развития. На данный момент "Ромулус" собрал в мировом прокате более 225 миллионов долларов, что делает его третьим по кассовым сборам фильмом серии.
Когда Смит не следит за каждой деталью телескопа Джеймса Уэбба, запущенного в декабре 2021 года, для будущей книги на эту тему, он просматривает свои записи для семинара для старших курсов под названием "История дебатов о внеземной жизни". По его словам, это единственный курс в мире, который исследует "существование, природу и возможное значение внеземной жизни от древнего мира до наших дней". Смит утверждает, что инопланетяне вторгались в наше воображение, по крайней мере, с древних времен. Греческий философ Эпикур, который первым выдвинул идею о том, что Вселенная состоит из атомов, размышлял о других мирах, как и римский поэт Лукреций. Во втором веке нашей эры Лукиан Самосатский написал то, что считается первым произведением научной фантастики, - сатиру под названием "Правдивая история" о жителях Солнца и Луны, сражающихся за колонизацию Венеры.
"Мы всегда были очарованы теми, кого можно назвать другими, часто очень похожими на нас, но иногда непохожими или даже совершенно непохожими на других", - говорит Смит. "Инопланетянин становится своего рода зеркалом, и, пытаясь понять, как люди видят инопланетян, мы также узнаем о том, что, по их мнению, значит быть человеком". Даже католическая церковь Средневековья рассматривала возможность появления инопланетян как проявление Божьей силы, говорит Смит. "Если бы вы учились в средневековом университете... одной из тем, которые вы, вероятно, изучали, были бы другие миры, потому что если бы вы говорили, что других миров нет, это считалось бы ограничением силы Бога". По словам Смита, популярное увлечение инопланетянами началось с публикации в 1686 году книги французского писателя Бернара ле Бовье де Фонтенеля "Беседы о множественности миров". Считаясь первым научным блокбастером в истории книгоиздания, она была прочитана многими людьми в то время и до сих пор находится в печати, выдержав почти 100 изданий.
Лучший английский перевод текста, по мнению Смита, был сделан бывшим профессором английского языка и писателем-фантастом Х.А. Харгривзом в 1990 году. Считающаяся одной из первых крупных работ эпохи Просвещения, она была частично вдохновлена революционным открытием Коперника о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Этот сдвиг в космологии допускал возможность существования других солнечных систем, а следовательно, и других миров. К 18 веку "подавляющее большинство образованных людей, вероятно, верили в существование жизни в других мирах", - говорит Смит. Популярность "Бесед" и идеи о внеземной жизни значительно возросла в 19 веке, вызвав жаркие дебаты между двумя крупнейшими интеллектуалами того времени — ученым Дэвидом Брюстером и англиканским священником и философом науки Уильямом Уэвеллом. По словам Смита, эти дебаты "породили огромное количество литературы", в том числе, пожалуй, самый известный рассказ о вторжении инопланетян всех времен: "Война миров" Герберта Уэллса 1897 года, который оставил свой неизгладимый след и в 20 веке.
Роман Уэллса многие восприняли как отражение беспокойства по поводу британского империализма. Автор как-то сказал, что на написание рассказа его натолкнул разговор с братом о жестокой британской колонизации Тасмании; он задавался вопросом, что было бы, если бы марсиане поступили так же с Англией. "Война миров" затронула фундаментальный человеческий страх, который, как известно, проявился, когда радиоверсия "Си-би-эс" 1938 года, рассказанная Орсоном Уэллсом, вызвала панику среди некоторых слушателей, которые не понимали, что это вымысел. По большей части, говорит Смит, интерес к инопланетянам несколько снизился в первой половине 20-го века, когда астрономы предположили, что солнечные системы относительно редки. Но в конце 1950-х - начале 1960-х годов, когда началась космическая гонка, эта мания снова усилилась. "Как только мы отправили космический корабль в космос, мы сразу же задумались о последствиях этого", - говорит Смит. "Помните, что американцы на самом деле отпраздновали свое двухсотлетие отчасти поисками жизни на Марсе (запуском "Викинга-1" в 1976 году)".
С тех пор интерес к инопланетянам был неуклонным и всепроникающим, и появилось множество фильмов, свидетельствующих о нашем увлечении всем внеземным: от "Вторжения похитителей тел", "Звездного пути" и "2001: Космическая одиссея" до "Чужого", "Близких контактов третьего рода,- "Секретные материалы" и "Доктор Кто". И это только начало. Если посмотреть на вещи более детально, верит ли Смит в существование инопланетян? Он предпочитает обратиться к великому писателю-фантасту Артуру Кларку. "Существуют две возможности: либо мы одни во Вселенной, либо нет. Обе одинаково ужасающие".