Наивно думать об НЛО как о корабле инопланетян
|
Ученый и автор опирается на квантовую механику, английскую романтическую философию и мистицизм, чтобы исследовать новую теорию разума, которая охватывает паранормальные явления. Джеффри Джей Крипал - профессор философии и религиоведения в Университете Райса в Хьюстоне, штат Техас. Он автор 10 книг по истории мистицизма, психологии и паранормальным явлениям. Его последняя работа "Как мыслить невозможно" опирается на целый ряд источников, включая гностицизм, квантовую физику и английскую романтическую философию, чтобы попытаться создать новую теорию разума и воображения. |
В основе вашего понимания воображения и ваших аргументов о том, что современные теории психики оставляют слишком многое “за скобками”, по-видимому, лежит опыт, который произошел с вами в Калькутте в ноябре 1989 года. Можете ли вы описать, что это было? |
Я работала над своей первой книгой "Дитя Кали" и была очень больна; у меня был какой-то грипп или пищевое отравление. Я легла спать и проснулась, но мое тело не проснулось. И какая-то странная энергия исходила из комнаты или, что более вероятно, из моего тела. Я подумал, что электрические цепи в стенах каким-то образом вышли из строя, и меня ударило током. У меня был классический внетелесный опыт, и когда я, в конце концов, вернулся в свое тело и проснулся, мне показалось, что в меня что-то загрузили. Огромное количество информации, и у меня не было никакого контекста для всего этого. |
Вы изучали опыт такого рода явлений. Как вы думаете, это сделало вас более восприимчивым к ним? |
Абсолютно. Это то, что они назвали бы шакти в этом тантрическом мировоззрении. Но я имею в виду, что я белый парень из США, и это не было частью моего агентства, как мы говорим. |
Вы вспоминаете об этом как о чем-то вроде "до" и "после"? |
Это заставило меня с большим подозрением отнестись к моим подозрениям. Поэтому, когда люди позже рассказывали мне о своих внетелесных переживаниях, или о том, как они были на грани смерти, или даже о том, как их похищали, я думал: “Да, такое может случиться”. |
Раньше вы были более циничны? |
Я начал взрослую жизнь в бенедиктинской семинарии. Так что нет, это не было неожиданностью. Я вырос в немецкой фермерской общине в Небраске. Я был странным ребенком; я действительно хотел знать, что, черт возьми, мы здесь делаем? В семинарии я думал, что этого недостаточно. |
На протяжении всей истории, как вы пишете, все культуры пытались объяснить людям, у которых был подобный опыт, то, что вы называете “невозможным мышлением”. Я полагаю, что, например, Жития святых - это одна из записей о них? |
Чтобы стать святым, вам нужно, чтобы происходили невероятные вещи, но они должны быть правильными [для римско-католической церкви]. Но зачем отказываться от того, что не вписывается в ваше мировоззрение? |
Не сделала ли вас эта вера еретиком в академических кругах? |
Я бы сказал, что большинство интеллектуалов симпатизируют [мистике], но они скрывают это. Другими словами, они не хотят говорить о “невозможном мышлении”, потому что тогда они потеряют престиж или авторитет. |
Сколько раз вы экспериментировали с галлюциногенами? |
Моя единственная настоящая встреча с психоделиками произошла на полноценном ретрите в Бразилии. Это была аяхуаска. У меня не было тех переживаний, о которых рассказывают некоторые люди. Я не встречался с Богом. Но у меня было много физиологических эффектов, о которых они говорят: растворение сознания и так далее. |
Возможно, я глуп, но я не уловил связи между вашим обновлением модели воображения Кольриджа – тем, что вы называете двухаспектным монизмом, ощущением, что воображение может вывести нас за пределы ложного разделения ментальной и материальной реальностей, - и такими переживаниями, как видение призраков или гигантских животных. богомолы, появляющиеся в изножьях человеческих кроватей. Как это соотносится? |
В этой книге я пытаюсь сказать, что многие люди испытывают подобные странные переживания, но ни у кого на самом деле нет модели воображения, которая могла бы их объяснить. Я пытаюсь разработать такую модель. Я отвергаю идею о том, что воображение - это всего лишь воображаемые психические состояния. В качестве примера я часто привожу предсказательные состояния: состояния, подобные сну, в которых люди видят будущее как набор физических событий. |
Вы записали и собрали множество примеров в своем Архиве невозможного в Университете Райса. |
Да. Для меня они самые потрясающие, потому что иногда они точны вплоть до самых банальных деталей. |
Вы утверждаете, что существуют элементы теории относительности и квантовой механики, в частности, оспаривающие идеи строго линейного времени, которые подтверждают эти возможности? |
Я не физик, но одного из научных писателей, которых я читаю, зовут Филип Болл, и вот что говорит Фил: "Послушайте, нам нужно создать культуру и образ мышления, которые были бы квантовыми". Мы все еще настаиваем на том, что живем в ньютоновском мире. |
Говоря простым языком, вы имеете в виду некую измеримую причинно-следственную вселенную? |
Мы все еще хотим верить, что пространство и время - это мертвая среда, в которой что-то происходит. Мы знаем, что это неправда. Квантовая физика требует новых метафор. Отношения между ньютоновской физикой и квантовой физикой очень похожи, скажем, на отношения между критической теорией и невозможным мышлением. Ньютоновская физика работает нормально до определенного момента, но мы знаем, что это еще не все, что происходит. |
Позвольте мне спросить, например, что вы думаете о наблюдениях НЛО. Вы предполагаете, что они чаще случаются с людьми, пережившими околосмертный опыт, потому что, как вы утверждаете, эти люди слабее привязаны к “нормальной” реальности? |
Я думаю, что обычное представление об НЛО как о каком-то внеземном космическом корабле наивно. Я думаю, что происходит нечто, что гораздо больше связано с нашей духовной историей, но мы этого не понимаем. Мы интерпретируем это с технической точки зрения: это космический корабль. Это не может быть, знаете ли, миром мертвых. Боже упаси. |
Как вы думаете, почему травма или горе позволяют нам получать такую информацию? |
Стандартная нейробиологическая или материалистическая модель заключается в том, что сознание создается мозгом, и точка. Я не думаю, что это правильно. Я думаю, что мозг и тело транслируют или опосредуют сознание действительно сложными способами. Для меня совершенно очевидно, что именно в моменты душевной травмы медиация нарушается, и проявляются другие формы сознания. |
Вам не нравится слово "галлюцинация". Почему вы считаете, что это сокращенный термин? |
Я просто думаю, что люди используют это слово на пустом месте, когда хотят отмахнуться от подобных вещей. Одно из [альтернативных] объяснений заключается в том, что иногда мы [ощущаем] разум, который каким-то образом является космическим, а не локальным. |
Как вы думаете, следует ли использовать научные методы для исследования этих переживаний? |
Я люблю науку! Мы сидим за ноутбуком и смотрим друг на друга через океан! Но давайте оставим науку наукой и не будем притворяться, что это единственный способ познать мир. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|