Технология, вдохновленная Теслой, может изменить все
|
|
ХОЛОДНАЯ ВОЙНА ЗАКОНЧИЛАСЬ 30 ЛЕТ НАЗАД, но вы бы не догадались об этом, глядя на современные танки в мире. Боевые бронированные машины 1970-х и 1980-х годов все еще существуют: американский M1 Abrams, российские Т-72 и Т-80, немецкий Leopard 2, британский Challenger и израильский Merkava. Эти машины, возможно, и модернизировались на протяжении многих лет, но современные танки по-прежнему выглядят и ощущаются как танкисты времен холодной войны.
|
|
Но время берет верх над всем — даже над 70-тонными стальными чудовищами, созданными для того, чтобы выдерживать удары снарядов и ракет. К 2050 году танки нового поколения заменят машины времен администрации Рональда Рейгана.
|
|
Новые танки не будут чем-то совершенно незнакомым. Вероятно, они будут выглядеть как современные автомобили, с вращающимися башнями и гусеничными траками. Возможно, здесь также прослеживается семейное сходство: вместо того чтобы тратить огромные средства на разработку и производство совершенно нового дизайна, такие страны, как США и Германия, строят на основе существующих моделей.
|
|
Тем не менее, в середине 21 века танки будут обладать множеством новых возможностей. Они будут меньше и легче, а значит, мобильнее и их будет легче перевозить по воздуху или морю. Они будут оснащены гибридными или электрическими двигателями, смогут запускать собственные беспилотники и будут оснащены защитными системами для уничтожения вражеских беспилотников. Они также будут полностью цифровыми и автоматизированными, включая широкое использование искусственного интеллекта.
|
|
“Это означает внедрение достижений в области энергетических систем, брони, камуфляжа и других технологий защиты, бортовых датчиков, цифровых систем управления боем и улучшенной огневой мощи”, - говорит Джеймс Блэк, помощник директора по обороне европейского аналитического центра RAND. “Это также означает искусственный интеллект и автономность, как с точки зрения автоматизации большей части задач танкового экипажа, так и с точки зрения сопряжения машин с экипажем и наземными или воздушными системами без экипажа для ведения боя как система систем”.
|
|
Чтобы получить представление о будущем танков, достаточно взглянуть на современные автомобили. Гражданские легковые и грузовые автомобили становятся все более цифровыми, а программное обеспечение становится неотъемлемой частью транспортных средств - от развлекательных программ до систем предотвращения столкновений.
|
|
“Следующее поколение танков должно будет имитировать некоторые принципы дизайна Tesla”, - говорит Мик Райан, генерал-майор в отставке. с австралийскими силами обороны. “Основные боевые танки должны быть компьютерной программой, вокруг которой мы создаем транспортное средство. Они должны иметь открытую архитектуру и быстро обновляемые цифровые системы”.
|
|
КОГДА В 1940 году НАЧАЛАСЬ ВТОРАЯ мировая война, танки весили всего пять тонн. Сегодня вес "Абрамса" в версии M1A2 составляет около 70 тонн. Это позволяет "Абрамсу" обладать впечатляющей огневой мощью и броней, но тяжелые машины разъедают асфальтированные дороги, застревают в грязи, и их трудно транспортировать на поле боя.
|
|
“Танк ”Абрамс" больше не может наращивать свои возможности без увеличения веса, и нам необходимо сократить его материально-техническое обеспечение", - сказал генерал-майор. Гленн Дин, исполнительный директор программы сухопутных войск армии США по боевым системам, заявил, что в 2023 году.
|
|
Аспект транспортабельности особенно важен для экспедиционных стран, таких как США и Великобритания, которые ведут свои войны на чужих берегах, а это означает, что их бронетехнику приходится перевозить на дефицитных грузовых самолетах и кораблях.
|
|
“Основные боевые танки следующего поколения должны быть более маневренными в стратегическом плане и в то же время обладать тактической живучестью”, - объясняет Райан, который командовал австралийской механизированной бригадой. “Это означает, что они должны быть легче и их можно будет быстро перемещать по воздуху, морю и суше”.
|
|
Нынешний план армии США по созданию танка следующего поколения заключается в разработке облегченной версии "Абрамса". Эта тенденция уже прослеживается в более современных танках, таких как южнокорейский K2 Black Panther и японский Type 10, которые весят около 50-55 тонн. Достижения в области технологии двигателей могут помочь еще больше сократить габариты будущих моделей.
|
|
АХИЛЛЕСОВОЙ ПЯТОЙ ТАНКОВ всегда был расход топлива. Многие наступательные операции бронетехники, от немецкого блицкрига в России до прорыва союзников из Нормандии, поначалу увенчались блестящим успехом, но затем были остановлены, когда в танках закончился бензин.
|
|
По мере того как за последнее столетие танки становились все тяжелее, росла и их потребность в топливе. Образцом бронированных "пожирателей газа" является M1 Abrams, высокопроизводительный автомобиль, который отказался от традиционного дизельного двигателя в пользу мощной газотурбинной силовой установки, обеспечивающей высокое ускорение и мощность двигателя. Но расход топлива "Абрамса" составляет ошеломляющие 3 галлона на милю. Это достаточно обременительно для армии США с ее обширной системой снабжения, но для менее обеспеченных материально-техническим обеспечением пользователей, таких как Украина, заправка танков является важнейшей задачей. Бензовозы уязвимы, а грязь и пересеченная местность затрудняют передвижение колонн снабжения.
|
|
Это побудило армии искать способы уменьшить логистическую нагрузку, связанную с бронетехникой. Одним из решений является гибридно-электрический двигатель — по той же концепции, что и на обычных автомобилях, таких как Toyota Prius, — который сочетает в себе дизельную силовую установку с электродвигателем и аккумуляторами. В дополнение к более экономичному расходу топлива по сравнению с чисто газовыми или дизельными двигателями, гибридный двигатель будет означать более высокую механическую надежность, более тихий двигатель с меньшей вероятностью вызовет тревогу противника и более легкий автомобиль в целом.
|
|
Расход топлива Abrams составляет ошеломляющие 3 галлона на милю.
|
|
Следующее поколение Abrams, скорее всего, будет оснащаться гибридным двигателем. Оборонный производитель General Dynamics уже продемонстрировал это на примере своего демонстрационного автомобиля AbramX technology, оснащенного дизель-электрической силовой установкой, которая, по словам компании, потребляет на 50 процентов меньше топлива, чем нынешний M1, работающий на газе.
|
|
И будущим танкам потребуется вся электроэнергия, которую они смогут получить.
|
|
“Требования к мощности для основных боевых танков нового поколения будут намного выше, и поэтому нам нужны более совершенные системы управления мощностью машины”, - говорит Райан. “Помимо необходимости питания всех традиционных элементов, таких как башни, артиллерийские установки и сенсорные системы, транспортным средствам потребуется питание для оборонительных систем, а также возможность подзарядки наземной техники без экипажа”.
|
|
Что касается чисто электрических танков, то это, вероятно, пока неосуществимо. Нехватка энергии в разгар сражения — это проблема, как и поиск станции подзарядки на поле боя.
|
|
С годами танковые пушки СТАНОВИЛИСЬ все крупнее и мощнее. Во время Второй мировой войны танки обычно имели калибр около 75 мм, а в течение большей части холодной войны - 90-мм и 105-мм нарезные орудия. К 1980-м годам западные и советские танки были в основном вооружены гладкоствольными пушками калибра около 120 мм, которые и по сей день остаются стандартом.
|
|
Но следующее поколение танков может быть вооружено пушками большего калибра.
|
|
Основная наземная боевая система, являющаяся совместной франко-германской инициативой по разработке основного боевого танка к 2040 году, может быть вооружена 140-мм пушкой. В 1980-х годах армия США также экспериментировала со 140-мм пушкой Abrams.
|
|
Новые танки, вероятно, будут оснащены автоматом заряжания, который заменит человека-заряжающего на механическую систему подачи заряда к пушке. Это позволяет таким танкам, как российский Т-72, сократить численность экипажа с четырех до трех человек, что позволяет использовать более компактную и легкую машину. Критики говорят, что автомат заряжания не так надежен, как человек, и это одна из причин того, что на некоторых танках, таких как "Абрамс", "Челленджер" и "Меркава", есть четвертый член экипажа, который заряжает пушку.
|
|
Но стремление к более компактным бакам означает, что автозагрузчики, вероятно, станут стандартными.
|
|
С 1920-х годов танки ОБЫЧНО ИМЕЛИ вращающуюся башню, установленную на гусеничном шасси, с экипажем из четырех-пяти человек. В зависимости от конструкции, большая часть экипажа — командир, наводчик и заряжающий (если не установлен автомат заряжания) — будут находиться в башне, а водитель - в более бронированном корпусе. Башня представляла собой меньшую мишень, чем корпус, но при попадании снаряда или ракеты в нее результаты могли быть катастрофическими.
|
|
Следующее поколение танков будет иметь совершенно иную компоновку: башня будет автоматизирована, а экипаж будет надежно размещен в корпусе. Именно такой подход Россия применила к своему танку Т-14 "Армата", появление которого на военном параде в Москве в 2015 году поразило западных аналитиков. Экипаж "Арматы" из трех человек управляет танком из бронированной капсулы внутри корпуса, а башня управляется дистанционно.
|
|
Этот подход чем-то напоминает “штурмовые орудия” времен Второй мировой войны. По сути, это были танки без башни, с пушкой, установленной спереди, и экипажем внутри корпуса. Несмотря на то, что они были дешевле танков, отсутствие вращающейся башни и орудия с фиксированным ходом означало, что вся машина должна была поворачиваться для поражения целей.
|
|
Но такие технологии, как компьютеризированные дисплеи и искусственный интеллект, позволят танкам следующего поколения получить лучшее из обоих миров: проходимую башню и хорошо защищенный экипаж.
|
|
“Живучесть основных боевых танков и другой бронетехники с экипажем будет иметь важное значение”, - объясняет Райан. “Это может привести к увеличению количества необитаемых башен на машинах с экипажем”.
|
|
НЕСМОТРЯ НА ВНУШАЮЩИЙ СТРАХ ВИД ОГРОМНЫХ, ИЗРЫГАЮЩИХ ПЛАМЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ЧУДОВИЩ, танки никогда не были неуязвимы. Они становились жертвами противотанковых ракет, ручных ракетных установок, мин, артиллерийских снарядов и бомб. Это привело к многочисленным заявлениям о том, что танк мертв — совсем недавно в Украине, где дешевые беспилотники сбивали бронетехнику.
|
|
Эта хвалебная речь преждевременна. Танки следующего поколения будут защищены различными защитными контрмерами. Системы активной защиты, такие как израильская Trophy, используют радар для обнаружения приближающихся противотанковых ракет, а затем используют глушители и дымовые гранаты, чтобы отклонить эти боеприпасы, или даже стреляют небольшими снарядами, чтобы сбить их.
|
|
Проблема с установкой систем активной защиты на существующие транспортные средства заключается в том, что они увеличивают вес. Но с самого начала новые танки будут проектироваться с учетом защитных средств от ракет. Что касается защиты от беспилотников, которые доказали свою смертоносность для бронетехники в Украине, то танки будущего будут оснащены глушилками для нарушения работы систем наведения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
|
|
Танки следующего поколения также будет сложнее обнаружить.
|
|
“Основные факторы, которые необходимо снизить, - это шум, выхлопные газы, электромагнитное излучение, тепло и видимость”, - говорит Райан. “Для этого потребуются новые системы маскировки, которые являются частью транспортного средства, а также дополнительные системы, такие как тепловые сети”.
|
|
КАК БЫ НИ ВЫГЛЯДЕЛИ ТАНКИ СЛЕДУЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ, они будут специально разработаны для взаимодействия с беспилотниками — или даже для запуска своих собственных. Пилотируемые танки будут поддерживаться различными роботами-разведчиками и штурмовиками, как в воздухе, так и на земле.
|
|
“Основные боевые танки с экипажем будут выступать в качестве командных и сетевых узлов для растущего числа наземных боевых машин и машин поддержки, не оснащенных экипажами”, - объясняет Райан.
|
|
Совместное использование пилотируемых и беспилотных машин для самолетов и вертолетов уже вызвало большой резонанс.
|
|
Военно—воздушные силы США намерены создать парк боевых беспилотников, которые напоминают небольшие реактивные истребители, для поддержки пилотируемого истребителя F—35. Австралия объединяет реактивные самолеты и беспилотные летательные аппараты в рамках своего проекта Loyal Wingman, в то время как армия США провела испытания ударных вертолетов AH-64 Apache с тактическими беспилотными летательными аппаратами.
|
|
Аналогичный процесс ведется и в отношении бронетехники. Например, оборонный подрядчик General Dynamics разработал вариант Stryker, получивший название StrykerX, который вооружен четырьмя беспилотными летательными аппаратами-камикадзе с выкидным лезвием. И есть множество роботов, которые могут служить телохранителями и сопровождающими для танков. Например, THeMIS (гусеничная гибридная модульная пехотная система) от эстонской фирмы Milrem Robotics - это двухтонный гусеничный робот с дистанционным управлением, который может быть вооружен противотанковыми ракетами, 30-мм пушкой или пулеметами.
|
|
ВО ВРЕМЯ Второй МИРОВОЙ ВОЙНЫ БЫЛО ПОСТРОЕНО ПОЧТИ 200 000 ТАНКОВ, в том числе 61 000 американских машин. Современные модели просто слишком сложны и дороги для производства в таких масштабах. Но большие потери танков в российско-украинской войне, в том числе 8000 российских танков, уничтоженных всего за два года, являются суровым напоминанием о том, что страны не могут позволить себе роскошь приобрести всего несколько танков, какими бы совершенными они ни были.
|
|
“Война в Украине показала, что конфликты с равным противником, скорее всего, будут как кровопролитными, так и затяжными, что делает ставку на восстановление оборонно-промышленного потенциала для производства, технического обслуживания и замены танков в больших масштабах”, - говорит Блэк.
|
|
Танки следующего поколения не будут выпускаться массово, как во время Второй мировой войны. Но они будут спроектированы так, чтобы их можно было модернизировать, с открытой архитектурой, позволяющей легко улучшать программное обеспечение, датчики и другие компоненты.
|
|
Тот факт, что техника времен холодной войны все еще существует, свидетельствует о том, что танк далеко не мертв, и у следующего поколения танков может быть еще более длительный срок службы.
|
|
Источник
|