Тайна утраченного храма в Акрополе
|
|
Афинский Акрополь, скалистый холм в столице Греции, на котором находится знаменитый храм Парфенон, является одним из самых посещаемых и известных археологических памятников в мире, но о нем все еще появляются новые сведения. Новая публикация в Американском археологическом журнале, подготовленная Мерлом Лэнгдоном (Университет Теннесси) и мной, рассказывает историческую детективную историю о затерянном храме на месте Парфенона. Все началось с обнаружения древних граффити. Крошечная работа была найдена на обнажении мраморной скалы в Вари, в 20 км к юго-востоку от Афин. Это часть более чем 2000 граффити, выполненных пастухами и пастушками-козопасами, обнаруженных и изученных Мерлом Лэнгдоном в последние годы. На них есть текст, а также рисунки, в том числе корабли, лошади и эротические сцены. Все они датируются шестым веком до нашей эры. Недавно обнаруженная работа представляет собой грубый рисунок здания, высеченный в скале. Хотя детали рисунка до конца не изучены, по колоннам и ступеням можно определить, что это храм.
|
|
По периметру здания змеится надпись на греческом языке, которая гласит: "Гекатомпедону" … Миконос (100-футовое здание ... в Миконе). Имя Микона неизвестно, но, скорее всего, он был пастухом, который сделал это граффити, когда пас свои стада. Используемая версия греческого алфавита очень древняя, что дает понять, что рисунок был сделан еще в 6 веке до нашей эры. Большое археологическое значение имеет содержащееся в надписи слово "Гекатомпедон", греческое название, означающее "100-футовый" и относящееся к сооружению огромных размеров. Этот термин известен как официальное древнее название знаменитого храма, посвященного греческой богине Афине, позже известного как Парфенон. Вероятно, Микон хотел изобразить здание на Афинском акрополе. Однако, поскольку алфавит, который он использовал, может быть точно датирован 6 веком до нашей эры, рисунок должен быть как минимум на 50 лет старше Парфенона, строительство которого было начато около 450 года до нашей эры.
|
|
Парфенон, возможно, и является очень древним храмом, но он не был первым. Долгое время считалось, что на Акрополе раньше стояли еще более древние храмы, хотя археологи яростно спорили об их датировке, внешнем виде и точном расположении на холме. Существует также историческое бедствие, которое затрудняет наше понимание: в 480 году до нашей эры, во время греко-персидских войн, персидская армия прибыла в Афины и разрушила все здания, которые тогда стояли на Акрополе. На самом деле, в музее Акрополя в Афинах хранятся большие разбитые скульптуры, изображающие сцены из греческих мифов, а также быков, которых пожирают львы. Когда-то они были частью храмового убранства, но были сильно повреждены, возможно, во время нападения персов в 480 году до нашей эры, если не раньше. Мог ли один из затерянных храмов быть Гекатомомпедоном, нарисованным Майконом? Важной частью головоломки является древнегреческий демократический указ, датируемый периодом до нападения персов и строительства Парфенона. В этом указе также упоминается Гекатомпедон на Акрополе, который использовался для несколько двусмысленной цели "хранения сокровищ". Этот указ был известен давно, но археологи спорили о том, что же это мог быть за Гекатомпедон, упомянутый в нем.
|
|
Некоторые считают, что Гекатомпедон, упомянутый в указе, был храмом, поскольку греческие храмы обычно служили хранилищем сокровищ, приносимых в жертву богам. Но многие другие утверждают, что слово "Гекатомпедон" вообще не может относиться к храму, и, должно быть, это был открытый внутренний двор на Акрополе. Показательно недавно опубликованное граффити с рисунком Микона. Если Микон назвал свой нарисованный храм Гекатомомпедоном, то вполне вероятно, что термин "Гекатомомпедон" в указе также относится к храму. Действительно, Парфенон, который стоит на холме сегодня, когда-то назывался Гекатомомпедон. Несмотря на то, что Гекатомпедон, нарисованный Миконом, исчез, вполне вероятно, что некоторые из храмовых скульптур в музее принадлежат ему, поскольку он когда-то стоял на том месте, где сегодня находится Парфенон. Надпись важна еще и потому, что она показывает, что, вопреки распространенному мнению, пастухи умели читать и писать даже в те далекие времена, когда грамотность в греческом мире еще только распространялась. Почему пастухи нарисовали так много граффити, неизвестно — возможно, это была просто форма бегства от действительности в скучные моменты их работы. Однако граффити, выполненное Майконом, показывает, как маленькие каракули могут стать ключом к разгадке исторических загадок, стоящих за одним из самых знаковых археологических памятников мира.
|
|
Источник
|