Миссия "Артемида-3", возглавляемая НАСА, впервые отправит человека на поверхность Луны с тех пор, как Джин Сернан и Харрисон Шмитт из "Аполлона-17" покинули лунную поверхность в декабре 1972 года. Цель программы "Артемида" - обеспечить постоянное присутствие человека на естественном спутнике Земли и создать экономику, ориентированную на Луну. Запуск "Артемиды-3" запланирован не ранее сентября 2026 года. Однако возможны дальнейшие задержки и предстоит преодолеть множество технических проблем. Кто-то может задаться вопросом, произойдет ли это вообще. Я убежден, что так и будет, потому что, в отличие от программы "Аполлон", которая была бы недоступна в сегодняшних условиях, нынешняя лунная программа окупится с финансовой и исследовательской точек зрения. Извлечение водяного льда из кратеров на южном полюсе Луны могло бы облегчить полеты с Луны в другие пункты назначения, такие как Марс, что снизило бы стоимость космических исследований.
Вот почему бурно развивающаяся космическая индустрия, похоже, сосредоточилась на Луне в качестве пункта назначения прямо сейчас — страны просто не могут позволить себе упустить этот шанс. Космический сектор может стимулировать экономику целых стран. В 1960-х годах космическая гонка в основном велась за счет политической и военной игры в эпоху холодной войны. В дополнение к стремлению к ресурсам, кое-что из этого все еще существует. После 1972 года полеты человека в космос стали ограничены низкой околоземной орбитой, поскольку США перешли с космических кораблей "Аполлон" на "спейс шаттл". Но в 2000-х годах США объявили, что будут строить новые космические аппараты для доставки астронавтов в дальний космос, например на Луну.
В том же десятилетии США также приняли стратегическое решение использовать изобретательность и экономическую эффективность молодых компаний, таких как SpaceX и Blue Origin. Принадлежащие одним из богатейших предпринимателей мира — Илону Маску и Джеффу Безосу, соответственно, — они внешне отличаются страстью и готовностью к риску, но основаны на надежных бизнес-моделях. Огромный космический корабль SpaceX Starship был заказан НАСА для перевозки астронавтов Artemis между предполагаемой станцией Gateway, находящейся на орбите Луны, и лунной поверхностью. Космические корабли разрушались во время каждого из первых трех испытательных полетов. Однако темпы устранения неполадок поразительны, и год спустя в ходе четвертого комплексного испытательного полета Starship разгонный блок и сверхтяжелая ракета совершили мягкую посадку.
Это подтверждает компетентность SpaceX в преодолении рубежей инноваций и предоставлении надежных и доступных по цене услуг. Компания известна своими прямолинейными посадками ракет—носителей, которые необходимы для полетов человека на Луну и Марс и обратно. Однако Blue Origin Джеффа Безоса получила контракт на высадку экипажа "Артемиды-5" на Луну в конце этого десятилетия с помощью собственного посадочного модуля. НАСА явно не хочет складывать все яйца в одну корзину. Недавние попытки высадиться на Луну выявили тонкую грань между успехом и неудачей. Утечка топлива прервала миссию частной компании Astrobotic в январе 2024 года. Это было частью программы НАСА, направленной на запуск частных транспортных услуг на Луну.
Неисправность двигателя привела к крушению российского космического аппарата "Луна-25" во время попытки первой посадки вблизи южной части Луны в августе 2023 года. Это произошло в тот момент, когда Россия, казалось, теряла свои лидирующие позиции в научной и коммерческой космической деятельности. Несколько дней спустя индийский посадочный модуль "Чандраян-3" успешно приземлился, что сделало Индию четвертой страной, совершившей мягкую посадку на Луну. Япония последовала их примеру в январе 2024 года, когда их миссия Slim приземлилась. Вскоре после этого компания Intuitive Machines из Хьюстона стала первой частной компанией, совершившей мягкую (хотя и шаткую) посадку на Луну. Спускаемый аппарат "Одиссей" подтвердил веру НАСА в привлечение частных предприятий как в будущее устойчивой эксплуатации Луны.
В Artemis активно участвуют давно зарекомендовавшие себя аэрокосмические компании, такие как Boeing. Но, похоже, это всего лишь вопрос времени, когда относительно новые ребята в этом районе смогут работать самостоятельно, без бремени бюрократии космического агентства и капризов одобрения Конгресса. В лунной гонке есть еще два важных игрока. Пилотируемая космическая программа Национального космического управления Китая (CNSA) быстро набирает обороты. Компания, эксплуатирующая собственную космическую станцию "Тяньгун", заменила Россию в качестве главного конкурента НАСА. Китай намерен к 2030 году высадиться на лунный грунт и построить базу под названием Международная лунная исследовательская станция.
Китай будет сотрудничать с Россией и различными странами, имеющими небольшой космический опыт или вообще не имеющими его, такими как Южная Африка и Египет. Лунная программа CNSA была безупречной: 1 июня 2024 года космический аппарат "Чанъэ-6" без экипажа совершил мягкую посадку. Его цель - собрать образцы почвы и горных пород с обратной стороны Луны. Другим игроком является Министерство обороны США. Его Агентство перспективных исследовательских проектов в области обороны и программа "Новые материалы для производства орбитальной Луны" и "Массовое эффективное проектирование" направлены на развитие возможностей создания объектов в космосе. Исследование лунной архитектуры "Луна-10", которое будет проводиться в течение десяти лет, направлено на развитие инфраструктуры для лунной экономики, такой как транспорт, беспроводная энергетика и коммуникационная сеть.
Но при таких интенсивных усилиях возникают этические вопросы и необходимость в соблюдении законов и предписаний. Правильно ли разрабатывать месторождения на Луне? Кому принадлежит земля на Луне? Нам также нужно подумать о том, следует ли использовать воду на южном полюсе Луны до тех пор, пока ее не останется совсем. Международный договор ООН по космосу, принятый в 1967 году, предусматривает мирную деятельность в космосе и на других небесных телах. Но это необязательные принципы, которые мало что говорят об экономической деятельности. Так же, как и Артемисские соглашения США, которые по состоянию на май 2024 года подписали 42 страны. В их число не входят Китай и Россия.
Почти наверняка к середине 2030-х годов на Луне будут функционировать две лунные базы. Частные и государственные компании будут использовать лунные ресурсы, производить продукты, вырабатывать энергию и предлагать туристам отдых на Луне. Все это достигается благодаря технологическим инновациям, которые могут обеспечить решения на Земле. Полет на Луну открывает возможности для мирного международного сотрудничества и общего экономического процветания. Это также вдохновит новое поколение инженеров и предпринимателей. К лучшему это или к худшему, но это станет важной вехой в эволюции нашего вида и приблизит Марс в качестве нашего следующего пункта назначения.