Секреты детского жертвоприношения майя в Чичен-Ице
|
|
Проанализировав останки 64 древних жертвоприношений, большинство из которых были детьми, исследователи раскрыли новые подробности о человеческих жертвоприношениях на древней стоянке майя в Чичен-Ице. Опубликованные в журнале Nature, эти результаты показывают, что вопреки распространенному мнению, все ритуально принесенные в жертву особи были мужского пола. Кроме того, многие из них были близкими родственниками, в том числе две пары однояйцевых близнецов, что напоминает о важных темах мифологии майя. Эти древние геномы также показывают, что, несмотря на европейский колониализм, генетическое наследие древних майя сохраняется у современных коренных жителей региона. Цивилизация майя была мезоамериканской культурой на полуострове Юкатан в Мексике. Город Чичен-Ица возник около 250 г. н.э. и закончился в 1697 г. с завоеванием региона испанцами. Это был один из крупнейших и наиболее влиятельных городов майя, а также политический центр цивилизации.
|
|
Сегодня Чичен-Ица является одним из наиболее интенсивно изучаемых археологических памятников во всей Мезоамерике. Здесь есть две важные в церемониальном отношении особенности. Наиболее известным является крупнейшее сооружение Чичен-Ицы - Эль-Кастильо (также известное как храм Кукулькана). Важным также был Священный Сенот (также известный как Колодец жертвоприношений) - естественная воронка, ведущая к подземному источнику воды. В ходе дноуглубительных раскопок, проводившихся с начала 1900-х годов, со дна сенота были извлечены, среди прочего, золотые артефакты и человеческие скелеты. Во время строительства взлетно-посадочной полосы аэропорта в 1967 году в 300 метрах к северо-востоку от Священного Сенота был обнаружен чултун (искусственный резервуар, обычно сооружаемый для хранения питьевой воды). В этой камере и соседней пещере находилось множество останков скелетов, покрытых в основном нетронутой корой и известняковым порошком, а также кости животных и керамические предметы. Радиоуглеродный анализ показал, что эти ритуальные жертвоприношения происходили в течение 500-летнего периода, примерно с 600 г. н.э. по 1100 г. н.э., примерно во время упадка Чичен-Ицы.
|
|
Считается, что жертвоприношения были связаны с сельскохозяйственными циклами выращивания кукурузы, важной сельскохозяйственной культуры майя. Или же они могли быть принесены в качестве подношения божеству дождя майя Чааку. Однако, несмотря на годы исследований, многие вопросы об использовании Чичен-Ицы и о том, оставил ли народ майя генетическое наследие, остались без ответа. Согласно испанским источникам 16-го века и останкам скелетов, извлеченным из Священного Сенота, считалось, что в жертву здесь приносили в основном молодых женщин и девочек. Однако наши новые генетические результаты по останкам, найденным в чултуне, показали, что все они были мужского пола. Предыдущие анализы показали, что около половины принесенных в жертву особей были в возрасте от 3 до 6 лет, и ни один из них не достиг совершеннолетия. Изучая ДНК, собранную из окаменелых костей (место, где находится внутреннее ухо, и одна из самых плотных костей в человеческом организме) скелетов, мы выяснили, что четверть особей были тесно связаны между собой. Это намного больше, чем мы обычно наблюдаем в других исследованиях, даже для древних кладбищ.
|
|
Еще более интригующим стало обнаружение двух пар однояйцевых близнецов в Чултуне. Однояйцевые близнецы встречаются только в 0,4% случаев беременности, и поэтому наблюдение за двумя парами близнецов из 64 человек вряд ли является случайным. Следовательно, мы думаем, что они, возможно, специально выбирали близнецов для этих жертвоприношений. Это открытие не стало для нас неожиданностью, учитывая важность близнецов в мифологии майя и классическом искусстве майя. Например, близнецы и жертвоприношение являются центральными темами священной книги майя, известной как "Пополь вух", где герои-близнецы Хун-Ахпу и Шбаланке перехитрили богов подземного мира и отомстили за своего убитых отца и его брата (которые также были близнецами). Обнаружение идентичных близнецов и других близких родственников в ритуальном массовом захоронении детей мужского пола позволяет предположить, что мальчики, возможно, были выбраны для жертвоприношения из-за их биологического родства и важности близнецов в мифологии майя. Мы также взяли образцы ДНК у 68 современных майя из близлежащего города Тискакальтуюб.
|
|
Сравнивая современный и древний геномы, исследование выявило долгосрочную генетическую преемственность. Однако при сравнении генов, связанных с иммунитетом, можно было наблюдать явные различия между представителями майя до- и постколониальной эпохи. А именно, современные люди несут в себе гены, которые повышают устойчивость ко многим болезням, привнесенным европейцами в 1500-х годах в колониальный период, особенно к брюшному тифу, вызываемому сальмонеллой. Это показывает, что не только современные майя на юго-востоке Мексики несут в себе генетическое наследие своих прежних обитателей, но и на протяжении веков они преодолевали болезни. В целом, это исследование дает представление о ритуальной жизни в Чичен-Ице. Эти поразительные результаты свидетельствуют о том, что генетическое наследие древних жителей майя все еще присутствует в народах и сообществах, которые сегодня проживают в регионе, окружающем древний город Чичен-Ица.
|
|
Источник
|