НАСА рассматривает другие способы доставки образцов с Марса
В 2021 году марсоход НАСА "Персеверанс" совершил посадку в кратере Джезеро на Марсе. В течение следующих трех лет эта астробиологическая миссия собирала образцы почвы и горных пород со дна кратера для последующего возвращения на Землю. Ожидается, что анализ этих образцов многое расскажет о прошлом Марса и о том, как он превратился из более теплого и влажного места в холодное и сухое, которое мы знаем сегодня. К сожалению, сокращение бюджета поставило под сомнение будущее предлагаемой НАСА и ЕКА миссии по возвращению образцов с Марса (MSR). В результате НАСА недавно объявило, что ищет предложения по более экономичным и быстрым методам доставки образцов домой. Это исследование будет состоять из трех исследований, проведенных НАСА и Лабораторией прикладной физики Университета Джона Хопкинса (JHUAPL). Кроме того, НАСА выбрало семь коммерческих партнеров для заключения контрактов с фиксированной ценой на сумму до 1,5 миллионов долларов для проведения собственных 90-дневных исследований. После завершения НАСА рассмотрит, какие предложения следует интегрировать в архитектуру миссии MSR.
Как заявил администратор Билл Нельсон в пресс-релизе НАСА, "Возвращение образцов с Марса будет одной из самых сложных миссий, предпринятых НАСА, и крайне важно, чтобы мы выполнили ее быстрее, с меньшим риском и меньшими затратами. Я рад видеть видение, которое представляют эти компании, центры и партнеры, поскольку мы ищем свежие, захватывающие и инновационные идеи для раскрытия великих космических тайн Красной планеты". Миссия MSR представляет собой кульминацию десятилетий усилий по изучению ранней истории Марса. Первоначально НАСА надеялось, что первая миссия с экипажем (запланированная на 2033 год) позволит получить образцы и доставить их обратно на Землю. Однако задержки и проблемы с бюджетом привели к растущим опасениям, что миссия с экипажем достигнет Марса не раньше 2040 года (самое раннее). В результате НАСА и Европейское космическое агентство приняли архитектуру совместной миссии, состоящую из множества роботизированных элементов, которые должны были вернуть образцы к 2031 году.
Это включало посадочный модуль для сбора образцов (SRL), два вертолета для сбора образцов (SRH), аппарат для подъема на Марс (MAV), орбитальный аппарат для возвращения на Землю (ERO) и систему входа на Землю (EES). Однако нынешние бюджетные условия вынудили НАСА объявить, что 15-летняя архитектура миссии MSR (которая обойдется в 11 миллиардов долларов) является слишком дорогостоящей и что ждать до 2040 года нецелесообразно. В результате НАСА приняло пересмотренный план, который использует современные технологии и позволит вернуть образцы с Марса к 2030-м годам. Как сказал тогда администратор НАСА Нельсон, "Возвращение образцов с Марса будет одной из самых сложных миссий, которые когда-либо предпринимало НАСА. Суть в том, что бюджет в 11 миллиардов долларов - это слишком дорого, а дата возврата к 2040 году слишком далека. "Безопасная посадка и сбор образцов, запуск ракеты с образцами с другой планеты — чего никогда раньше не делалось — и безопасная транспортировка образцов на расстояние более 33 миллионов миль обратно на Землю - задача не из легких. Нам нужно действовать нестандартно, чтобы найти способ, который был бы одновременно доступным и позволял бы возвращать образцы в разумные сроки".
В дополнение к исследованиям, проводимым под руководством НАСА, были отобраны семь аэрокосмических компаний для разработки концепций возврата образцов. В их число входят постоянные коммерческие партнеры НАСА, такие как Lockheed Martin, SpaceX, Aerojet Rocketdyne, Blue Origin и Northrop Grumman, а также относительно новые компании Quantum Space и Whittinghill Aerospace. В общей сложности этим компаниям было выделено 10 миллионов долларов на разработку их концепций, с полным списком которых можно ознакомиться здесь. В очередной раз НАСА столкнулось с нехваткой бюджетных средств и обратилось к своим коммерческим партнерам за разработкой экономически эффективных альтернатив. Это соответствует долгой истории сотрудничества НАСА с коммерческим сектором в разработке ключевых концепций миссий. Однако необходимость передачи на аутсорсинг основных элементов программы "Луна -Марс" подчеркивает текущие бюджетные проблемы агентства. Как пришли к выводу независимые эксперты, увеличение бюджета необходимо, если НАСА хочет реализовать свои амбициозные цели на будущее.