Ритуальные жертвоприношения близнецов в Чичен-Ице
|
|
Придя к власти после распада классической цивилизации майя, Чичен-Ица был одним из крупнейших и наиболее влиятельных городов древних майя, но многое о его политических связях и ритуальной жизни остается малоизученным. В исследовании, опубликованном в журнале Nature, исследователи обнаружили практику ритуального принесения в жертву детей, ориентированную исключительно на мужчин. Близкие родственные связи, в том числе две пары однояйцевых близнецов, указывают на связь с мифами майя о происхождении Пополь-Вуха. Дальнейшее сравнение с сегодняшним населением майя показывает генетическое воздействие эпидемий колониальной эпохи. Расположенный в самом сердце мексиканского полуострова Юкатан, древний город майя Чичен-Ица является одним из самых знаковых и загадочных археологических памятников Южной Америки. Он пришел к власти после распада классической цивилизации майя и был густонаселенным и могущественным политическим центром в течение столетий, предшествовавших приходу испанцев.
|
|
Влияние Чичен-Ицы распространилось по всему региону майя и проникло глубоко в сердце Центральной Мексики. Знаменитый своей монументальной архитектурой, включающей более десятка площадок для игры в мяч и многочисленные храмы, среди которых массивный храм Эль-Кастильо, украшенный пернатыми змеями, он уже более ста лет является объектом археологических исследований. Чичен-Ица, пожалуй, наиболее известен своими многочисленными свидетельствами ритуальных убийств, которые включают в себя как физические останки принесенных в жертву людей, так и изображения в монументальном искусстве. В ходе спорных раскопок Священного сенота на этом месте в начале 20-го века были обнаружены останки сотен людей, а каменное изображение массивного цомпантли (подставки для черепов) в натуральную величину в центре этого места указывает на центральное место жертвоприношений в ритуальной жизни Чичен-Ицы. Однако, несмотря на его дурную славу, роль и контекст ритуальных убийств на этом месте остаются малоизученными.
|
|
Большая часть принесенных в жертву людей на этом месте - дети и подростки. Хотя широко распространено мнение, что на этом месте в основном приносились в жертву самки, пол молодых скелетов трудно определить только путем физического осмотра, а более поздние анатомические анализы показывают, что многие из более старых молодых особей на самом деле могут быть мужчинами. В 1967 году рядом со Священным Сенотом была обнаружена подземная камера, в которой были разбросаны останки более сотни маленьких детей. Помещение, которое, вероятно, было переоборудованным чултуном (резервуаром для воды), было расширено, чтобы соединиться с небольшой пещерой. У древних майя пещеры, сеноты (естественные карстовые воронки) и чултуны издавна ассоциировались с принесением в жертву детей, и такие подземные сооружения широко рассматривались как связующие звенья с подземным миром.
|
|
Чтобы лучше понять ритуальную жизнь и контекст принесения в жертву детей в Чичен-Ице, международная команда исследователей из институтов эволюционной антропологии Макса Планка (MPI-EVA, Лейпциг) и геоантропологии (MPI-GEA, Йена), Национальной школы антропологии и истории (ENAH, Мехико) провела исследование, посвященное жертвоприношениям детей в Чичен-Ице. Национальный институт антропологии и истории (ИНАХ-Юкатан, Мерида) и Гарвардский университет (Кембридж) провели углубленное генетическое исследование останков 64 детей, ритуально захороненных в чутуне в Чичен-Ице. Датировка останков показала, что чултун использовался в качестве погребального сооружения более 500 лет, с 7 по 12 века нашей эры, но большинство детей были похоронены в течение 200-летнего периода политического расцвета Чичен-Ицы, между 800 и 1000 годами нашей эры. Неожиданно генетический анализ показал, что все 64 испытуемых были мужского пола. Дальнейший генетический анализ показал, что дети были взяты из местного населения майя и что по меньшей мере четверть детей были близкими родственниками по крайней мере еще одного ребенка из племени чултун. Эти молодые родственники придерживались схожего рациона питания, что позволяет предположить, что они росли в одной семье.
|
|
"Наши результаты демонстрируют удивительно схожие особенности питания у людей, имеющих семейные связи первой или второй степени", - говорит соавтор Патси Перес-Рамалло, научный сотрудник отдела археологии и истории культуры Университетского музея NTNU в Тронхейме, Норвегия, и MPI-GEA. "Самым удивительным было то, что мы идентифицировали две пары идентичных близнецов", - говорит Катрин Нэгеле, соавтор и руководитель группы в MPI-EVA. "Мы можем сказать это с уверенностью, потому что наша стратегия отбора проб гарантировала, что мы не будем дублировать индивидуумов". В совокупности полученные данные указывают на то, что родственные дети мужского пола, вероятно, отбирались парами для ритуальных действий, связанных с чултуном. "Схожий возраст и рацион питания детей мужского пола, их близкое генетическое родство и тот факт, что они были похоронены в одном и том же месте более 200 лет назад, указывают на то, что чултун был местом захоронения после жертвоприношения, где люди, принесенные в жертву, были выбраны по определенной причине", - говорит Оана Дель. Кастильо-Чавес, соавтор и исследователь в отделе физической антропологии Центра ИНАХ на Юкатане.
|
|
Близнецы занимают особое место в историях происхождения и духовной жизни древних майя. Двойное жертвоприношение является центральной темой священной Книги советов майя Киче, известной как "Пополь Вух", книги колониальной эпохи, история которой в регионе майя насчитывает более 2000 лет. В "Пополь Вух" близнецы Хун Хунакпу и Вукуб Хунакпу спускаются в подземный мир и приносятся в жертву богами после поражения в игре в мяч. Сыновья-близнецы Хун Хунакпу, известные как близнецы-герои Хунакпу и Шбаланке, продолжают мстить за своего отца и дядю, проходя через повторяющиеся циклы жертвоприношений и воскрешений, чтобы перехитрить богов подземного мира. Близнецы-герои и их приключения широко представлены в классическом искусстве майя, а поскольку подземные сооружения рассматривались как входы в подземный мир, погребение близнецов и пар близких родственников в чултуне в Чичен-Ице может напоминать ритуалы с участием близнецов-героев. "Сообщения начала 20-го века ложно популяризировали жуткие истории о молодых женщинах и девушках, которых приносили в жертву на этом месте", - говорит Кристина Уориннер, доцент кафедры социальных наук и антропологии Гарвардского университета имени Джона Л. Леба и руководитель группы в MPI-EVA.
|
|
"Это исследование, проведенное в тесном международном сотрудничестве, переворачивает эту историю с ног на голову и раскрывает глубокие связи между ритуальными жертвоприношениями и циклами человеческой смерти и возрождения, описанными в священных текстах майя". Подробная генетическая информация, полученная в Чичен-Ице, также позволила исследователям изучить еще один важный нерешенный вопрос в Мезоамерике: долгосрочное генетическое воздействие эпидемий колониальной эпохи на коренное население. Тесно сотрудничая с жителями местной общины майя Тикшакальтуюб, исследователи обнаружили свидетельства генетического положительного отбора в генах, связанных с иммунитетом, и, в частности, отбора генетических вариантов, которые защищают от заражения сальмонеллой. В 16 веке в Мексике войны, голод и эпидемии привели к сокращению численности населения на целых 90 процентов, и одной из наиболее серьезных эпидемий была эпидемия коколицтли 1545 года, которая, как недавно было установлено, была вызвана патогеном Salmonella enterica Paratyphi C.
|
|
"Современные майя несут на себе генетические следы эпидемий колониальной эпохи", - говорит ведущий автор Родриго Баркера, иммуногенетик и научный сотрудник MPI-EVA. "Многочисленные данные указывают на специфические генетические изменения в иммунных генах современных мексиканцев коренного и смешанного происхождения, которые связаны с повышенной устойчивостью к кишечной инфекции Salmonella enterica". Изучение древней ДНК все чаще позволяет задавать более подробные и сложные вопросы о прошлом. "Новая информация, полученная из древней ДНК, не только позволила нам развеять устаревшие гипотезы и предположения и по-новому взглянуть на биологические последствия событий прошлого, но и дала нам представление о культурной жизни древних майя", - говорит старший автор Йоханнес Краузе, директор департамента археогенетики в MPI-EVA. Такие исследования также позволяют исследователям из числа коренных народов формировать представления о прошлом и определять приоритеты на будущее. "Для меня, как для профессора-исследователя из числа коренных народов, важно, что я могу внести свой вклад в формирование знаний", - говорит Мария Эрмила Му-Мезета, соавтор исследования майя и научный сотрудник Автономного университета Юкатана (UADY). "Я считаю важным сохранение исторической памяти народа майя".
|
|
Источник
|