Китайские военные учёные представили космическую систему военных игр, которая ранее была окутана тайной. По словам разработчиков, благодаря «удобному» дизайну система способна моделировать и предвидеть сложный процесс космического боя. По их словам, это был не просто инструмент для военных операций Китая, но также для формирования и оттачивания лучших космических воинов и командиров в больших масштабах. Система, разработанная Национальным университетом оборонных технологий в Чанше, уже доказала свою эффективность в тайной космической миссии, написала команда под руководством доцента Чжан Цзиня в статье, опубликованной в октябре в отечественном журнале National Defense Technology. Оно также сыграло ключевую роль в отборе и формировании элиты космической войны в начале этого года. С сентября более 400 военных курсантов сформировали более 70 команд для участия в жестоких двухмесячных соревнованиях. Многие участники согласились с тем, что эти имитационные космические стычки не только подготовили их к бою, но и дали им возможность из первых рук ощутить владение оружием, о котором они только читали в учебниках или технических документах. «Мы все были в восторге», — сказал один стажер в статье Чжана.
Официальная позиция китайского правительства совпадает с позицией большинства стран мира, которая представляет собой твердое противодействие любой форме космической войны. 31 октября Китай и Россия объединились, чтобы представить в ООН резолюцию, в которой пообещали не использовать космическое оружие первыми и призвали к принятию мер по подавлению угрозы гонки вооружений за пределами атмосферы Земли. Хотя резолюция получила подавляющую поддержку, были и противники, причем Вашингтон и его сторонники выразили самое громкое неодобрение. Команда Чжана рисует мрачную картину того, что космическая война будет означать для мира. Конфликт в космосе затронет всю инфраструктуру, вращающуюся вокруг Земли, а также поддерживающие ее наземные системы, включая стартовые площадки ракет и крупные радиолокационные станции. Самолеты будут ослеплены, корабли потеряются в море, в городах будет хаос, а отдаленные поселения будут отрезаны от мира. Услуги, которые мы считаем само собой разумеющимися в повседневной жизни, такие как прогнозы погоды или прямые международные спортивные трансляции, могут быть нарушены. «Действия, предпринятые непосредственно против спутников, рассматриваются некоторыми как разжигание ядерной войны», — написала команда в документе.
На фоне хаоса, происходящего на Земле, космос будет завален обломками конфликта. Пролетая сквозь пустоту с разрушительной скоростью, эти фрагменты могли затем столкнуться, что привело к взрыву обломков на околоземной орбите. Это создаст угрозу не только для все еще действующих объектов в космосе, но и для самого человечества, потенциально заперев нас навсегда в пределах нашей планеты.
Китайское правительство обвинило Соединенные Штаты, страну, которая первой создала космические силы, назвав их зачинщиком и основным двигателем продолжающейся космической военной гонки. Китайские военные, с другой стороны, утверждают, что их собственная подготовка к космической войне является всего лишь противодействием действиям США и их союзников. Космическая военная игра, разработанная командой Чжана, принципиально отличается от любой системы военных игр, ранее использовавшейся Народно-освободительной армией (НОАК). Одной из наиболее примечательных особенностей системы является то, что она может сделать Землю прозрачной в рабочем интерфейсе, а это означает, что пользователи в восточном полушарии могут четко наблюдать за ситуацией в западном полушарии в режиме реального времени.
В обычной сфере военных игр военные подразделения обычно атакуют соседние вражеские цели, причем даже ракеты самой большой дальности ограничены их конкретными пределами. Однако в космической войне спутник может облететь Землю несколько раз за короткий период времени. По мнению команды Чжана, тактика, которая когда-то доказала свою эффективность в традиционной войне, может оказаться бесполезной или даже вредной в космосе. В космосе малейшие изменения могут иметь огромное влияние на войну. Например, в традиционных конфликтах расстановка войск во многом зависит от интуиции командира и его способности измерить горизонтальное расстояние между другом и врагом. Но в космосе добавляется еще один слой – высота орбит. По словам исследователей, это всего лишь дополнение с геометрической точки зрения, но оно значительно увеличивает сложность войны. Кроме того, поскольку движение объектов в космосе часто превосходит возможности человеческого разума, военным, возможно, придется в большей степени полагаться на машины для принятия решений и выполнения команд. Это предъявляет огромные требования к архитекторам и создателям систем военных игр. По их словам, быстрота и точность этих систем не только влияют на качество ежедневных учений, но и вполне могут определить исход эпической космической битвы.
Исследователи также перечислили ряд проблем, с которыми они столкнулись при разработке системы космических военных игр. По их словам, война в космосе не может служить примером реальных сражений. Несмотря на напряженность времен «холодной войны» и недавние конфликты между Китаем и США на орбите, настоящей борьбы так и не разразилось. Они отметили, что это стало испытанием для всех ученых. Они также писали о борьбе за безопасность данных об оружии. Космическое оружие является тщательно охраняемым секретом, и любая ошибка в этих данных может сбить военную стратегию с пути. Затем был вопрос пользовательского интерфейса. Как показать командирам, не имеющим аэрокосмического опыта, тонкости войны в космосе, отнимающие у них большую часть времени. Между тем, чтобы гарантировать бесперебойную работу системы даже в самые сложные моменты войны, исследователям пришлось учитывать сложность вычислений, одновременно гарантируя, что расчеты могут быть выполнены на мобильном военном компьютере. Для достижения этой цели ученые использовали технологии параллельных вычислений, которые обычно используются только в суперкомпьютерах, повышая эффективность вычислений и позволяя процессорам низкого уровня военного уровня выдавать результаты моделирования в течение короткого периода времени.
Команда Чжана предупредила, что военная игра еще молода, и в будущем потребуются обширные функциональные расширения и оптимизация производительности, чтобы удовлетворить потребности НОАК в борьбе с растущими космическими угрозами. Американские военные также использовали системы военных игр для обучения солдат и разработки стратегий. Инструмент анализа космических военных игр армии США – SWAT – распространяется и на сферу космического вооружения, однако его суть остается привязанной к Земле, связанной картами местности и тактикой. Между тем, подразделение Space Delta 10 Космических сил США отвечает за разработку и практическое применение самой совершенной системы космических военных игр, хотя подробности не разглашаются. Китайские чиновники назвали SpaceX Илона Маска «беспрецедентным вызовом». Компания запустила в космос тысячи спутников Starlink и планирует продолжить запуск еще десятков тысяч в ближайшие годы. Китайские военные исследователи открыто заявили, что в результате их использования в российско-украинской войне спутники Starlink и космодромы SpaceX станут мишенью гиперзвукового оружия Китая, поскольку эти спутники потенциально могут быть использованы для столкновения с ценными китайскими спутниками. активы, такие как военные спутники и космические станции.
Китайские военные активно разрабатывают противоспутниковое оружие нового поколения, в том числе мощные устройства микроволнового излучения и лазерные пушки. Кроме того, китайское правительство планирует запустить около 13 000 интернет-спутников на низкой околоземной орбите, оснащенных военной полезной нагрузкой, чтобы создать средство противодействия США. Некоторые военные эксперты видят в этом отражение все более жесткой военной конкуренции в космической сфере, когда страны стремятся защитить свои космические активы, одновременно уменьшая космические возможности своих противников. Они заявили, что международному сообществу необходимо участвовать в более глубоких дискуссиях и переговорах по правилам и ограничениям космической деятельности, чтобы обеспечить безопасное и устойчивое использование космоса.