Ранее в этом году трое бывших военных офицеров представили Конгрессу США показания с подробным описанием наблюдений неопознанных аномальных явлений («UAP», как теперь называют НЛО). Точно так же, как тот, который был вызван инцидентом в Розуэлле в 1950-х годах, мы можем вскоре увидеть всплеск фильмов об НЛО (давайте посмотрим правде в глаза – они более запоминающиеся, чем UAP). Научная фантастика, далекая от чистой эскапистской фантазии, всегда была способом рассказать о времени, в котором мы живем: что может рассказать о нас наш постоянный интерес к инопланетным пришельцам? С «Близкими контактами третьего рода» (1977) Спилберг подарил миру один из лучших фильмов об НЛО. Что любопытно в этой версии (семьянин из рабочего класса, одержимый летающими тарелками), так это относительное отсутствие военного участия. Когда мы не следим за электриком Роем Нири (Ричард Дрейфус), мы наблюдаем, как учёные пытаются исследовать явления, готовые с миром приветствовать посетителей. Это фильм о волнении, а не враждебности. Рой мчится к пришельцам, а не прочь. Сами НЛО похожи на игрушки – разноцветные, яркие и круглые, общаются посредством песен, за ними гонятся дети. В разговоре Роя и его жены их сравнивают с привычной едой: рожками мороженого, тако и печеньем. Потребительство вырисовывается широко: оптимизм 60-х годов застыл в капиталистической будничности 70-х, когда Рой отчаянно пытается сбежать из пригорода и вечного дневного телевидения ради более интересной жизни. «Это как Хэллоуин для взрослых», — говорит одержимая Джиллиан (Мелинда Диллон), когда они смотрят в небо.
Следующий набег Спилберга на научную фантастику, на этот раз написанный Мелиссой Мэтисон, подарил нам еще одну знаковую историю, созданную с помощью НЛО. В Э.Т. «Инопланетянин» (1982), инопланетный корабль напоминает корабли из «Близких контактов», столь же очаровательный, как и детские существа, которые называют его своим домом и рисуют на своем пути радугу. Он прибывает собирать растения, избегая людей и лесной фауны. Когда призрачный моб вызывает E.T. застрять на своем космическом корабле, ясно, что угрозой здесь являются не НЛО, а мы. За исключением матери Эллиота, проходит час и 20 минут, прежде чем мы ясно видим лицо взрослого – их мотивы загадочны и им нельзя доверять, а Эллиот (Генри Томас) и Инопланетянин. сформировав более тесную связь, чем когда-либо была у мальчика со своим отсутствующим отцом. Кадры выхлопных труб контрастируют с вегетарианством и целебными способностями Инопланетянина, показывая, что взрослые невежественны и менее развиты. Когда Эллиот показывает E.T. сокровищ в своей комнате, он неосознанно приводит примеры войны, пищевой цепочки, денег и автомобилей, повторяя ошибочные ценности общества. Правительство мотивировано собственностью, а не волнением или любопытством, воплощая в себе менталитет 80-х годов «жадность – это хорошо» в ущерб живым существам.
В 90-е вся невинность улетучилась. До сих пор никто не обсуждал возможность вторжения – в «Дне независимости» Роланда Эммериха (1996) об этом не говорилось. Первый кадр — это американский флаг, прочно водруженный на Луне, а затем мы переходим к учёным, изображенным гораздо менее благосклонно, чем в фильмах Спилберга. Настоящая работа ведется именно в Пентагоне, где большую часть ответственности выполняют военные, а советники спешат проинформировать президента (Билла Пуллмана) – который сам является бывшим летчиком-истребителем. Министр обороны лоббирует взорвать космические корабли, и кто может винить его, когда эти НЛО представляют собой зловещие черные плиты диаметром 15 миль, за которыми тянутся грозовые тучи, закрывающие солнце? Паранойя оправдана, и «сильный прав» (самая знаменитая часть фильма — когда Уилл Смит бьет инопланетянина по лицу). Это фильм об НЛО, снятый в «конце истории» – западная либеральная демократия выходит из триумфальной Холодной войны.
К тому времени, когда М. Найт Шьямалан снял «Знаки» (2002), в американском сознании ситуация снова изменилась. Брямя оружием затихает, когда мы фокусируемся на жизни обычной семьи из сельской Пенсильвании. Персонажи уязвимы и сбиты с толку, и никто толком не знает, что это за круги на полях и почему в небе появились 14 огней. Может быть, это обман, может быть, это конец света. Причина почти не имеет значения – в Знаках инопланетяне второстепенные. Гораздо важнее главный вопрос о вере: является ли она пустым утешением или важным ингредиентом для выживания? В одной из самых пугающих сцен фильма Грэм (Мел Гибсон), священник, покинувший церковь после бессмысленной смерти своей жены, говорит своему напуганному младшему брату Мерриллу (Хоакин Феникс): «Никто не присматривает за нами, Меррилл». . Мы все сами по себе». В ситуации, сложившейся после 11 сентября, это история не столько о пришельцах из космоса, сколько о горе, вере, преодолевающей невзгоды, и объединении людей в перевернутом с ног на голову мире.
После «Прибытия» Дени Вильнева (2016) НЛО больше не были частью сил вторжения, а ученые (или, скорее, академики) снова оказались на месте водителя. Люди теперь сами себе злейшие враги: какую бы войну ни случилось, мы сами ее создадим. С момента прибытия «снарядов» люди теряют рассудок. Над головой ревут истребители, разбиваются машины, люди спешат домой. Население грабит магазины, а в панике скупает бензин, воду и еду. Группа радикально настроенных солдат альтернативных правых закладывает бомбу в один из кораблей. Все это кажется вполне вероятным и близким к реальности. Прибытие произошло в то время, когда Трамп был на подъеме, а Брексит был на горизонте. Не хватало здравого смысла и доброй воли, и казалось, что что-то такого масштаба необходимо, чтобы заставить нас сотрудничать. С появлением ракушек – кораблей, которые не содержат отходов и радиации, которые на первый взгляд напоминают яйца или семена – мир впервые может увидеть себя единой планетой, где все нации соглашаются отложить в сторону свои разногласия и обмениваться знаниями на благо человечества. Если только.
«Нет» Джордана Пила (2022) более или менее переносит нас в наши дни, показывая фильм о шоу-бизнесе, славе и наших отношениях с природой. Успех не дается легко OJ (Дэниел Калуя) и Изумруду (Кеке Палмер), и единственная надежда избежать повседневной рутины — стать «богатыми и знаменитыми на всю жизнь» с помощью видео с НЛО — чем они готовы рискнуть их жизнь ради. Но на этот раз мы имеем дело не с космическим кораблем, а НЛО, на которого охотятся персонажи, — это рычащее территориальное «животное», которое «думает, что это его дом». На этот раз Вселенная не вращается вокруг людей. Этот НЛО прилетел не для того, чтобы изучать нас, нападать на нас или спасать нас от самих себя. Да, он ест их лошадей и нечаянно убивает их отца, но, что особенно важно, это нечто само по себе: зооморфное существо, набрасывающееся на вид, пытающийся его эксплуатировать. «Все, что имеет дух, может сломаться», - говорит расстроенный кинематографист Холст (Майкл Уинкотт), и они ломают его дух, но не раньше, чем Изумруд триумфально получит доказательства, необходимые ей для выступления на Опре. Это счастливый конец или обвинение нашему корыстному, эгоцентричному веку Интернета?
Удивительно, но слушания в Конгрессе 2023 года по НЛО недолго задерживались в новостном цикле и быстро сменились более земными проблемами. В конце концов, показания о летающих тарелках не смогли вызвать ни волнения, ни паники, ни даже самоанализа у циничной публики. Это безразличие также пронизывает сердце Ноупа: когда Энджел (Брэндон Переа) произносит страстную речь о потенциальных чудесах и ужасах НЛО, ОДжей бескорыстно отвечает одним словом: «Круто».