Как коллективные воспоминания разжигают конфликты
|
|
Когда группа молодых людей напала на магазины и здания в Таллинне (Эстония) вечером 26 апреля 2007 года, это спровоцировало двухдневные гражданские беспорядки. В результате погиб молодой человек, ранения получили 100 человек, в том числе 13 полицейских, а также арестовали более 1000 человек. Беспорядки возникли из-за разногласий между двумя общинами — этническими эстонцами и этническими русскими — по поводу того, как им следует помнить события Второй мировой войны и советского периода. Эти разногласия возникли из-за спорных «коллективных воспоминаний» о событиях и повествованиях. Такие общие воспоминания о прошлых событиях могут возникать среди группы или нации — как фактические, так и сфабрикованные. Как я показал в статье, опубликованной в журнале «Генеалогия», коллективные воспоминания членов сообщества, передаваемые из поколения в поколение, часто лежат в основе конфликтов.
|
|
Коллективная память – это социальная репрезентация прошлого. В конечном итоге это объясняет, как формируются общие воспоминания людей внутри социальных групп, к которым они принадлежат. Но это также объясняет, как они формируются против социальных групп людей, членами которых они себя не считают. Это создает общее коллективное прошлое каждой группы, которое можно возродить в настоящем, чтобы сохранить память о прошлом. Может показаться, что это просто еще одно слово для обозначения истории. Но память – это не история. В конечном счете, история рассматривает события глубже и с разных точек зрения. Коллективная память, с другой стороны, упрощает события, рассматривая их с единой точки зрения и сводя их к мифам. Это очень похоже на то, как работают наши индивидуальные воспоминания. Они часто ошибочны и движимы тем, какими мы хотим себя видеть. По существу, коллективная память фундаментально связана с идентичностью, чего история не стремится сделать, даже если последнее может стимулировать первое.
|
|
Коллективные воспоминания можно разделить разными способами. Сюда входят семейные сказки, фольклор, институциональное образование, социальные сети, санкционированные повествования, пропаганда и образование. В своей статье я утверждаю, что спорные исторические версии формируют коллективные воспоминания, а также коллективное поведение. Исследование основано на тематических исследованиях, проведенных в апреле 2018 года и мае 2022 года в штате Бенуэ, Нигерия, с целью понять сохранение там конфликтов с течением времени. В статье исследуется, как исторические события в доколониальной, колониальной и постколониальной Нигерии находят отклик сегодня. Это возродило коллективные воспоминания, повлияв на коллективное поведение в отношении насилия. Это потому, что люди стремятся устранить текущие обиды через призму прошлых событий. История Нигерии отмечена постоянным насилием в эпоху европейского империализма, независимости, войны между Нигерией и Биафрой (1967–70), военных диктатур и многопартийной политики.
|
|
Одной из проблем является экологическое насилие — конфликты из-за воды и других сельскохозяйственных ресурсов между соперничающими группами: кочевым скотоводами и фермерами. Эти конфликты сохраняются на протяжении десятилетий, от колониальных времен до независимости и по сей день. Коллективные воспоминания влияют на коллективное поведение людей несколькими способами. Во-первых, они придают исторический контекст современным проблемам. Во-вторых, они связывают известную и коллективно разделяемую прошлую эмоцию с текущим событием. И в-третьих, они связывают текущие проблемы с социальными противоречиями предыдущих событий, такими как колониальные усилия по разделению и завоеванию. Совпадение этих трех факторов обусловливает сохранение конфликтов между кочевниками-скотоводами и фермерами. Между двумя группами существуют противоречивые мнения относительно владения коммунальной землей. Существуют также разные мнения о том, кто и как должен иметь к нему доступ.
|
|
Фермеры региона воспринимают эти конфликты как возрождение джихада 1804 года — военного и религиозного нападения исламской армии, направленного на захват их земель. Теперь они снова чувствуют себя атакованными. С другой стороны, кочевые пастухи фулани отстаивают свои права на доступ к сельскохозяйственным ресурсам, ссылаясь на свое происхождение от халифата Сокото, который был создан в результате джихада и когда-то управлял частями северо-центрального региона. Эти спорные коллективные воспоминания между двумя группами формируют восприятие людей и их коллективные действия. И этот перенос эмоций от прошлых событий на новые усложняет мирное разрешение конфликтов. В конечном итоге это приводит к постоянным жестоким спорам. Продолжающиеся жестокие конфликты между фермерами и кочевыми пастухами фулани в Нигерии, подобные беспорядкам 2007 года в Таллинне (Эстония), сформированы разными повествованиями о прошлом. Влияние коллективных воспоминаний на усиление этих жестоких столкновений неоспоримо.
|
|
Включение коллективной памяти в стратегии разрешения конфликтов имеет решающее значение для достижения устойчивого мира. Один из способов добиться этого — использовать «техники когнитивной переоценки». Такие методы включают в себя воздействие на людей эмоционально заряженных ситуаций, чтобы изменить их эмоциональные реакции. Например, временное дистанцирование — это техника когнитивной переоценки, которая возникает, когда вы представляете стрессовое событие с точки зрения своего будущего «я», а не нынешнего. Другой метод, самодистанцирование, предполагает отстранение от своих непосредственных реакций, чтобы увидеть эмоционально заряженные события в более широкой перспективе. Техника когнитивной переоценки, применяемая в конфликтной ситуации, направлена на уменьшение групповой враждебности, поощрение мирных ответов на прошлые инциденты с применением насилия и снижение агрессивного поведения в групповых взаимодействиях. Таким образом, это могло бы уменьшить разногласия между двумя сообществами. Хотя адаптация этого подхода к условиям Нигерии может потребовать дополнительных исследований, он имеет потенциал.
|
|
Источник
|