«Мона Лиза» выдала еще одну тайну. Используя рентгеновские лучи, чтобы изучить химическую структуру крошечной частички знаменитого произведения искусства, ученые получили новое представление о методах, которые Леонардо да Винчи использовал для создания своего новаторского портрета женщины с изысканно загадочной улыбкой. Исследование, опубликованное в среду в Журнале Американского химического общества, предполагает, что знаменитый любопытный, ученый и изобретательный итальянский мастер эпохи Возрождения, возможно, находился в особенно экспериментальном настроении, когда приступил к работе над «Моной Лизой» в начале 16 века. Рецепт масляной краски, которую Леонардо использовал в качестве основного слоя для изготовления панели из тополя, похоже, отличался от «Моны Лизы» и имел свою собственную отличительную химическую подпись, как обнаружила группа ученых и искусствоведов из Франции и Великобритании. . «Он любил экспериментировать, и каждая из его картин технически совершенно разная», — сказал Виктор Гонсалес, ведущий автор исследования и химик из ведущего исследовательского центра Франции, CNRS. Гонсалес изучил химический состав десятков произведений Леонардо, Рембрандта и других художников. «В данном случае интересно увидеть, что действительно существует особая техника нанесения первого слоя «Моны Лизы», — сказал он в интервью Associated Press.
В частности, исследователи обнаружили редкое соединение плюмбонакрит в первом слое краски Леонардо. Это открытие, по словам Гонсалеса, впервые подтвердило то, о чем искусствоведы раньше только предполагали: Леонардо, скорее всего, использовал порошок оксида свинца, чтобы загустить и помочь высохнуть краске, когда он начал работать над портретом, который теперь смотрит из-за защитного стекла в Лувр в Париже. Кармен Бамбах, специалист по итальянскому искусству и куратор нью-йоркского Метрополитен-музея, не принимавшая участия в исследовании, назвала исследование «очень интересным» и заявила, что любое научно подтвержденное новое понимание техники живописи Леонардо является «чрезвычайно важной новостью для мир искусства и наше глобальное общество». Обнаружение плюмбонакрита в «Моне Лизе» свидетельствует «о духе страстного и постоянного экспериментирования Леонардо как художника — это то, что делает его вечным и современным», — сказал Бамбах по электронной почте. Анализируемый фрагмент краски основного слоя «Моны Лизы» был едва заметен невооруженным глазом, размером не больше человеческого волоса и исходил из верхнего правого края картины. Ученые изучили его атомную структуру, используя рентгеновские лучи в синхротроне, большой машине, которая ускоряет частицы почти до скорости света.
Это позволило им разгадать химический состав пятнышка. Плюмбонакрит является побочным продуктом оксида свинца, что позволяет исследователям с большей уверенностью сказать, что Леонардо, вероятно, использовал этот порошок в своем рецепте краски. «Плюмбонакрит действительно является отпечатком его рецепта», — сказал Гонсалес. «Это первый раз, когда мы можем химически подтвердить это». После Леонардо голландский мастер Рембрандт, возможно, использовал аналогичный рецепт, когда писал картины в 17 веке; Гонсалес и другие исследователи ранее также находили плюмбонакрит в его работах. «Это также говорит нам о том, что эти рецепты передавались на протяжении веков», — сказал Гонсалес. «Это был очень хороший рецепт». Считается, что Леонардо растворил порошок оксида свинца оранжевого цвета в льняном или ореховом масле, нагревая смесь, чтобы получилась более густая и быстросохнущая паста. «Вы получите масло очень приятного золотистого цвета», — сказал Гонсалес. «Оно больше похоже на мед». Но «Мона Лиза» — которую Лувр называет портретом Лизы Герардини, жены флорентийского торговца шелком — и другие работы Леонардо хранят и другие тайны. «Конечно, есть еще много, очень много вещей, которые можно открыть. Мы едва царапаем поверхность», - сказал Гонсалес. «То, что мы говорим, — это всего лишь еще один кирпичик знаний».