Обвинения в колдовстве являются профессиональным риском
|
Хотя исторически и мужчин, и женщин обвиняли в злонамеренном использовании магии, к 16-17 векам только около 10–30% подозреваемых в ведьмах были мужчинами. Эту предвзятость по отношению к женщинам часто объясняют женоненавистничеством, а также экономическими трудностями. Теперь историк из Кембриджа добавил к этой смеси еще один фактор. Доктор Филиппа Картер утверждает, что те виды занятости, которые были доступны женщинам в то время, сопряжены с гораздо более высоким риском обвинений в колдовстве или малефициуме. В исследовании, опубликованном в журнале «Гендер и история», Картер использует истории болезни Ричарда Нэпьера — астролога, который лечил клиентов в якобинской Англии с помощью звездных карт и эликсиров — для анализа связей между обвинениями в колдовстве и занятиями тех, кто находится под подозрением. Большинство профессий были связаны со здравоохранением или уходом за детьми, приготовлением пищи, производством молочной продукции или уходом за скотом, и все это подвергало женщин обвинениям в магическом саботаже, когда смерть, болезнь или порча причиняли их клиентам страдания и финансовые потери. |
«Естественные процессы распада рассматривались как «коррупция». Испорченная кровь вызывала жжение в ранах, а испорченное молоко превращало сыр в неприятный запах», — сказал Картер с факультета истории и философии науки Кембриджа. «Женская работа стала первой линией защиты от коррупции, и это поставило их под угрозу быть названными ведьмами, когда их усилия потерпели неудачу». Это отличалось от мужской работы, которая часто включала работу с прочными или устойчивыми к гниению материалами, такими как железо, огонь или камень. Более того, женщины часто работали на нескольких работах, обычно в самом сердце своего сообщества — перемещаясь между домами, пекарнями, колодцами, рынками, — а не в полях или мастерских. «Частота социальных контактов среди женщин по профессиям повышала вероятность оказаться втянутой в разногласия или недоразумения, которые часто подкрепляли подозрения в колдовстве», — сказал Картер. «Многие обвинения возникли из-за того, что они просто присутствовали во время чужого несчастья». «Женщины часто совмещали несколько источников дохода, работая в нескольких домохозяйствах, чтобы свести концы с концами: присматривали за детьми, готовили еду, лечили инвалидов. Они работали не только в одном секторе повышенного риска, а во многих одновременно. Это складывалось против них." |
В рамках десятилетнего проекта Кембриджского университета более 80 000 записей случаев, записанных астрологами-докторами Ричардом Нэпьером и Саймоном Форманом, были каталогизированы и оцифрованы. Нэпьер обслуживал потребности в физическом и психическом здоровье обычных людей из окрестностей его практики в Бакингемшире, делая массу личных заметок о проблемах своих клиентов. Его записи раскрывают повседневное отношение к магии за десятилетия до гражданской войны в Англии. «Хотя жалобы варьировались от горя до зубной боли, многие пришли в Нейпир с опасениями, что их околдовал сосед», - сказал Картер. «Клиенты использовали Нейпира как резонатор своих страхов, прося у него подтверждения со стороны звезд или амулетов, которые защитят их от вреда». «Большинство исследований английского колдовства основано на судебных протоколах, часто на досудебных допросах, в результате которых казнь была реальной. Записи Нэпьера менее тщательно спланированы. Похоже, он хранил эти записи только для собственного пользования», - сказал Картер. «Услуги астролога были доступны обычному человеку. Люди могли приходить к нему, чтобы проверить свои теории или искать магические решения, вместо того, чтобы пытаться подать рискованный судебный процесс. в английских деревнях». |
Картер смог использовать теперь уже оцифрованные книги дел, чтобы просмотреть свои записи на предмет предполагаемых колдовств, которые составляли лишь 2,5% от общего числа дел Нэпьера. Между 1597 и 1634 годами Нэпьер зафиксировал 1714 обвинений в колдовстве. Большинство как обвинителей, так и подозреваемых составляли женщины, хотя доля подозреваемых женщин была намного выше. Около 802 клиентов назвали подозреваемых ведьм по имени, и 130 из них содержали некоторые подробности о работе подозреваемых. В 130 случаях регулярно фигурировали шесть видов работы: общественное питание, здравоохранение, уход за детьми, ведение домашнего хозяйства, животноводство и молочное производство. Такие формы труда либо регулярно, либо почти исключительно были прерогативой женщин. Молочные продукты были символически связаны с женщинами как «производителями молока». Картер обнаружил 17 случаев магической кражи молочных продуктов, в 16 из которых участвовали только женщины. Например, Элис Грей заподозрила своих соседей, когда сыр начал «подниматься гроздьями, как желчь [кипит], и… вздыматься и становиться горьким». Неудачи в заваривании и выпечке также приписывали женскому колдовству. |
Женщины часто управляли запасами продовольствия, и эта власть вызывала подозрения. Многие рассказы о малефициуме «око за око» в заметках Нэпьера возникли из-за отвергнутых просьб о еде. «Женщины были как распространителями, так и поставщиками продуктов питания, и неудачные обмены продуктами питания могли посеять подозрения», - сказал Картер. Одна потенциальная ведьма, Джоан Гилл, приобрела свою репутацию после того, как ее муж выпил молоко, которое она берегла, и ложка, которой он его пил, на ночь застряла у него во рту. Не только отказ в еде, но и предоставление ее может закончиться обвинением. Девять из десяти подозреваемых, продававших еду, были женщинами, причем 25 обвинений были связаны с приступом болезни после кормления. Многие женщины практиковали как местные целители, или «хитрые люди», но это тоже было рискованным занятием: подозрения возникали, когда лечение не давало результатов. Один клиент-мужчина, которого беспокоила «сильная болезненность [в] интимных [интимных] местах», рассказал Напье, что женщина-целительница «околдовала его» после того, как он обратился за консультацией к другому врачу. |
Некоторые из самых рискованных работ были в тех профессиях, которые мы сейчас называем «уходовыми профессиями», в которых до сих пор доминируют женщины: акушерство, уход за больными или пожилыми людьми, присмотр за детьми и так далее. Например, 13 подозреваемых ухаживали за обвинительницей в ее детской кроватке. Детская смертность была высокой, а перспектива потери ребенка часто мотивировала обвинения. Более 13% всех зарегистрированных обвинений в колдовстве, в которых упоминались подозреваемые, касались жертв в возрасте до 12 лет. Потеря овец и крупного рогатого скота также была частой причиной обвинений. Чуть более половины работников животноводства в то время составляли женщины. Такое соотношение наблюдается у обвинителей (28 мужчин и 28 женщин), но не у подозреваемых (15 мужчин и 91 женщина). «Исследования Нэпиера показывают, что споры между мужчинами по поводу домашнего скота могут перекинуться на женщин», - сказал Картер. «Ранняя современная домохозяйка отвечала за здоровье скота, а также людей; она делала припарки и сиропы, используемые для лечения обоих. Когда животное странно болело, это можно было истолковать как пагубное злоупотребление ее навыками исцеления». |
«Гендерное разделение труда способствовало преобладанию подозреваемых в колдовстве женщин», - добавил Картер. «Во времена кризиса затянувшиеся подозрения могут вылиться в массовые обвинения. В ходе судебных процессов над ведьмами в Англии в середине 17-го века за три года были казнены сотни женщин. «Каждый Хэллоуин нам напоминают, что стереотипная ведьма — это женщина. Исторически сложилось так, что одной из причин может быть рискованность «женской работы». Из 802 обвинителей, фигурирующих в записях Нэпьера, 500 были женщинами и 232 мужчинами. Пол остальных 70 не был записан. Среди 960 подозреваемых, выявленных этой группой обвинителей, 855 были женщинами и 105 мужчинами. В совокупности этой группе подозреваемых было предъявлено обвинение как минимум в 1090 отдельных сообщениях о малефициуме. Физические тома журналов Ричарда Нэпьера в телячьем переплете хранятся в Бодлианской библиотеке Оксфордского университета. Примеры из историй болезни, использованные в последнем анализе: |
Целительницу подозревают в колдовстве: |
CASE46520 |
Миссис Педдер, младшая из Поттеров Перри. 33 года (возраст). 30 апреля, четверг, 23.30. 1618. За эти 3 года у нее не было правильного курса своего тела. Боится чахотки и (спрашивает), что может удержать ее от этого. Моча очень хорошая. Провела бы чистку для себя и своего мужа, который боится болезни своего отца. (Он) не заботится о мясе (еде). Завидует своей жене (она) очень честной и целомудренной. И (он) иногда бывает сумасшедшим и сумасшедшим. 4 с половиной года, каждые 3 или 4 дня. Он думает, что его околдовала одна женщина, которая дала его матери лекарство. |
Молодая женщина, страдающая перинатальным заболеванием, подозревает свою бывшую акушерку: |
CASE15411 |
Сибил Фишер из Когенхо. 24 года). 1 августа. Понедельник, 12.15. 1603 г. [Астрологическая карта] головокружение (бред). Легкомысленный, смеется, но сначала воспринял это с плачем. Выглядит ужасно. Бегущие (презрительные) взгляды. Сжимает зубы. Однажды ночью я только и делал, что ругался и ругался. Сибил Фишер. Она не знает, что за ней приедет муж, никого не знает. Они связывают ей руки и ноги. Когда она свободна, она настолько сильна, что с ней не справиться. Поет праздные песни. Желание танцевать. У нее было две акушерки: первая неумелая, вторая неумелая (сварливая), и она не вмешивалась в ее дела, потому что ее не послали (за ней) первой. Ее подозревают в ведьме. Женщина хорошо лежала, но неделю спустя у нее случился такой припадок, и, заговорив сначала о своей второй акушерке, она сказала: «Что ты там делаешь со своей черной курицей?» и тому подобные речи. |
Мужчина подозревает бывшую пастушку в колдовстве: |
CASE75057 |
Джон Джонсон 58 лет (возраст). 11 июля. Среда, 9:50 утра 16:32. Доддингтон возле Веллингборо. Пасти. Две недели с тех пор было ранено колено. (Он) опух, поднимается до бедер и спины, и (он) не может подняться. Плохой желудок. Задняя часть бедер (тазобедренная кость) и колено. Не может ни пошевелиться (пошевелиться), ни подняться, ни помочь себе. Подозревает в колдовстве. Два года назад Агнес Уоттс держала своих овец. Этот пастырь очень подозревает (ее). Потерял корову. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|