Необуддист Оле Нидал: Медитация – наша формула успеха
|
|
|
ЧЕЛЯБИНСК, 7 марта (Корр. АНН Полина Бережная). Западный необуддист Оле Нидал приехал в Челябинск, чтобы учить горожан буддийской мудрости и совершить свои ритуалы для эффективной работы нового челябинского необуддистского центра.
|
|
На улице – пять утра. Но скорость движения автомобилей превышает привычную «одна-две в час». Машины, в том числе пассажирская «газель», собираются у вокзала: через 45 минут на вокзал прибывает западный необуддист Оле Нидал, совершающий кругосветное путешествие, которого сопровождают почти 300 последователей. В те пятнадцать часов, которые необуддистский учитель выделил для визита в Челябинск, включены пресс-конференция, встречи с магнитогорским, екатеринбургским и челябинским центром, вечерняя массовая лекция, а также ритуалы «благословения» достроенного месяц назад челябинского центра.
|
|
Вот так на пресс-конференции Лама Оле Нидал, датчанин по происхождению, коротко объяснил основные принципы буддизма: «Будда просто показывает нам, каким все является. Закон причины и следствия немногим отличается от 10 заповедей Христа. И если мы совершаем ошибки, то Будда не становится моралистом. Он понимает, что мы совершаем ошибки не потому, что мы плохие, а потому, что мы все Будды, и просто мы хотим счастья. Но иногда вместо этого делаем то, что приносит нам трудности».
|
|
«В буддизме нет взаимодействующего противостояния бога и дьявола, которое, может быть, хорошо для искусства, но не очень хорошо в жизни. Можно представить личностное развитие каждого буддиста в виде кривой, которая поднимается от состояния, когда мы создаем трудности другим и самим себе, до состояния мудрости, когда мы приносим пользу всем», - сказал Оле Нидал.
|
|
«Сейчас буддисты не носят никакой специальной одежды, и не выделяются в толпе. С чем это связано?» - спросила одна из журналисток.
|
|
«Специальные одежды мне, пожалуй, нравятся. Но я бы чувствовал себя забавно, если бы мне пришлось ходить в юбке для мужчин. Я мирянин, и мне это не нужно. Будда создал монашеские одежды, чтобы монахи, одеваясь в них, были менее активны. Чтобы они не могли, например, работать, поэтому чтобы они сидели и что-нибудь читали».
|
|
«Сейчас многие мои ученики прыгают с парашютом, но если бы прыгнул с парашютом монах, то его юбки задрались бы до ушей. И также мы не хотим, чтобы у нас было общество из двух классов – люди верят в униформы, и если, к примеру, стоят пять больших мужчин, и один маленький парень в униформе, большинство пойдут к этому маленькому парню и станут его о чем-нибудь просить. Как только люди одевают униформу, возникает общество из двух классов», - заявил датский необуддист.
|
|
«Когда я в 1988 году впервые учил группу в Петербурге, после лекции я сказал: сейчас мы будем медитировать. И там была очень красивая, статная бурятская женщина, и она поднялась и спросила: «Разве можем мы медитировать, я думала, что мы должны попросить монахов, и они будут это делать». На это я ответил: «Нет, монахи за вас не станут просветленными». Я не хочу, чтобы были производители и потребители, я хочу, чтобы у нас была работа в группе, в которой все учатся, и это - наша формула успеха», - подчеркнул необуддист.
|
|
В выпущенном накануне пресс-релизе говорилось, что маршрут поездки Оле Нидала специально был изменен в связи с тем, что в Челябинске было закончено строительство необуддистского центра. Оле же приезжает для того, чтобы провести особые ритуалы, следствием которых станет более эффективная работа челябинского центра.
|
|
Корреспондентом Агентства национальных новостей был задан вопрос о том, какие именно ритуалы будут проводиться.
|
|
«Это не какие-то дикие ритуалы, - ответил Оле Нидал. - Просто мы сосредоточимся на определенных будда-энергиях в разных направлениях помещения. На востоке мы концентрируемся на трансформации злости в мудрость, которая, подобно зеркалу, показывает все таким, какое все есть. На юге мы концентрируемся на трансформации гордости в мудрость, которая подчеркивает составной характер вещей».
|
|
«На западе мы сосредотачиваемся на превращении привязанности в осознание того, что все может быть как по отдельности, так и частью целого. На севере мы сосредотачиваемся на ревности и направляем ее на понимание исторического опыта и прогнозирование на основе этого будущего. И в центре комнаты мы фокусируемся на превращении неведения в интуицию. И есть определенные цвета и определенные будда-формы (изображения Будд), которые связаны с этим, а также пять так называемых «семенных» слогов, то есть определенные вибрации: хунг, шри, трам, а, ом. Все присутствующие будут это делать, все будут это представлять, и поскольку мы все создаем определенные энергополя, то люди, которые будут приходить туда, будут лучше медитировать, и у них будут лучшие результаты».
|
|
Оказывается, никаких таинственных плясок, окропления святой водой или таинственных заклинаний. Только медитация и влияние человеческих энергополей. И немного напоминает фэн-шуй.
|
|
Вечером, на лекции, которая проходила в Центре делового сотрудничества, прозвучал вопрос: как Оле Нидал относится к свободной любви хиппи? Он ответил, что «буддизм мудро не вмешивается в наши спальни». И привел примеры: «В Гренландии жена считается частью гостеприимства, и остается в спальне гостя, если она, конечно, не против, потому что вдали от семейного очага, уходя на долгие месяцы в холодное море, мужчины нуждались в такой поддержке. А в арабских странах женщины часто попадают под машины, потому что ходят, завесив все, включая лицо и глаза, паранджей, и просто не видят автомобили».
|
|
«В буддизме есть удивительное количество мудрости, - говорит Оле Нидал. - Будда учил в течение сорока пяти лет, и, наверное, он был единственным основателем религии, у которого были чрезвычайно умные ученики. Он оставил 84 тысячи поучений в 108 книгах толщины не менее 2 см, и там можно найти все, что наука обнаруживает сегодня. Например, объяснения о том, как возникают и исчезают вселенные. До сих пор переведено только 12% поучений самого Будды и 30% комментариев. Там удивительные вещи».
|
|
«Действительно, когда мы видим мир, глядя на него «снаружи» с помощью циклотронов, и разных других приборов, и когда мы смотрим с помощью медитации, возникает одно и тоже. Только буддизм не может привести всех доказательств, которые может привести наука. И все-таки мы можем подсказать науке, какие деревья стоит выращивать, на каких будут плоды, а на каких нет. И это может быть очень полезно», - уверен Оле Нидал.
|
|
Справка АНН:
|
|
Организацию Оле Нидала в России, по словам диакона Михаила Плотникова, вице-президента центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского, можно считать сектой, хотя и с некоторыми оговорками. Она не закрыта по отношению к внешнему миру. Но Оле Нидал определенным образом противопоставляет свой «новый буддизм» традиционному и даже оказался в расколе с Далай-ламой.
|
|
Санжей-лама, московский представитель Хамбо-ламы Дамбы Аюшева считает, что хотя Оле и законно посвященный лама, «он развращает нашу молодежь».
|
|
Российская Ассоциация буддистов школы Карма Кагью – организация, объединяющая 80 центров и групп на территории бывшего СНГ. Новосибирский центр Карма Кагью существует с 1992 года.
|
|
Буддизм Карма-кагью, по словам диакона Михаила Плотникова, не является традиционным ни для одного из народов России или ее регионов. А необуддийская миссия Оле Нидала не имеет никакого отношения к тому буддизму, который упомянут среди других традиционных религий России в преамбуле к Федеральному закону «О свободе совести и религиозных объединениях» (1997).
|
|
Диакон считает, что пока для квалификации секты Оле Нидала в качестве тоталитарной нет достаточных оснований. Однако учение (особенно этическое) и практика миссии Оле Нидала деструктивны по отношению к традиционным нравственным ценностям народов России, в том числе исповедующих буддизм.
|
|
http://www.annews.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=33295 07.03.2006
|