Мир криптозоологии, паранормальных явлений, Forteana и мира сверхъестественного в целом настолько засорен фото- и видеоподделками, что они навсегда отравили жизнеспособность таких свидетельств в этой области. Действительно, фотографии стали почти бесполезными в качестве доказательства в криптозоологии, любые потенциально подлинные фотографии затерялись в трясине фальшивок и подделок. Хотя наличие камер и постоянно совершенствующихся технологических инструментов в распоряжении мистификаторов сделало такие мистификации более распространенным и убедительным, чем когда-либо прежде, это ни в коем случае не новое явление. Действительно, один из первых фотографических розыгрышей восходит к началу 1900-х годов, когда пара молодых девушек выступила с набором замечательных фотографий, которые захватили общественное воображение и покорили мир штурмом, став впоследствии одной из самых узнаваемых фотографий в мире того времени и одной из самых известных фоторозыгрышей всех времен, сообщает Mysterious Universe.
История того, что впоследствии стало известно как Фотографии фейри Коттингли, начинается в 1917 году в Коттингли, в Западном Йоркшире, Англия, где 9-летняя Фрэнсис Гриффитс и ее мать жили со своими тетей и дядей, пока ее отец был в далекой стране. участвовала в Первой мировой войне. Фрэнсис любила уходить и играть со своей 16-летней кузиной Элси Райт, как это обычно делают молодые девушки, и одним из их любимых мест был ручей рядом с садом. Это приводило в ужас их матерей, потому что Элси и Фрэнсис часто возвращались промокшие до нитки и покрытые грязью. Им прямо сказали не возвращаться к ручью и играть где-нибудь еще, и когда однажды они вернулись домой после дня, проведенного в очередной раз, промокшие до нитки, матери обратились к ним, чтобы спросить, почему они вернулись к ручью, чтобы играть. Их ответ, вероятно, был не таким, как ожидала любая из двух женщин.
Девочки сказали своим матерям, что они продолжают возвращаться к ручью, чтобы увидеть живущих там фей. Возможно, неудивительно, что их матери совсем в это не верили, но девочки были непреклонны в том, что феи действительно живут и резвятся там, и Элси заявила, что они смогут доказать это, если им разрешат одолжить камеру ее отца, чтобы сфотографировать их. Отец Элси решил подшутить над ними и одолжил девочкам камеру, особо не ожидая, что из этого что-то получится, и просто думая об этом как о более причудливой игре. Девочки ушли и вернулись примерно через час, заявив, что им действительно удалось сделать фотосвидетельства своих встреч с предполагаемыми феями. Поскольку г-н Райт был заядлым фотографом и имел собственную фотолабораторию, он смог сам быстро проявить фотографию, и она показала что-то действительно необычное.
На фотографии Фрэнсис была изображена за кустом на переднем плане, где, казалось, танцевала и резвилась группа фей. Райт был настроен, мягко говоря, скептически и обвинил девушек в том, что они использовали какую-то хитрость для создания картины, возможно, с использованием вырезок из картона. Девушки уверяли, что фотография настоящая и что они сделают еще. Два месяца спустя девочкам снова удалось сфотографировать Элси с каким-то сказочным гномом. Райт снова обвинил девушек в озорной шутке, заявив, что это просто вырезка из бумаги или что они каким-то образом подделали его камеру, и запретив им снова пользоваться камерой. Однако на протяжении всего этого его жена Полли Райт верила рассказу девочек и думала, что фотографии были настоящими. Возможно, в этом не было ничего удивительного, поскольку миссис Райт была последовательницей духовного и философского течения под названием теософия, среди верований которого была идея о существовании фей и других духов природы.
В 1919 году миссис Райт посетила лекцию Теософского общества в Брэдфорде, темой которой были феи. Именно здесь миссис Райт показывала всем присутствующим фотографии, сделанные ее дочерью и племянницей, и те, кто смотрел на них, считали их подлинными. На самом деле фотографии были настолько впечатляющими в то время, что докладчик на лекции решил показать их самому выдающемуся лидеру теософского движения, Эдварду Гарднеру. Затем негативные стеклянные пластины с фотографиями были переданы Гарднером эксперту по фотографии по имени Гарольд Снеллинг для анализа. Снеллинг приходил к выводу, что фотографии действительно были подлинными, не имели признаков подделки и даже имели небольшое размытие вокруг фигур, что, казалось, предполагало, что существа действительно двигались, когда были сделаны фотографии. Он сказал бы о фотографиях:
Два негатива являются полностью подлинными, неподдельными фотографиями без каких-либо следов студийной работы с карточными или бумажными моделями. Эта пластина представляет собой одиночную экспозицию. Эти танцующие фигуры сделаны не из бумаги и не из ткани; они не нарисованы на фотографическом фоне, но больше всего меня поражает то, что все эти фигуры двигались во время экспонирования. Это прямые фотографии того, что было перед камерой в то время. С этим заявлением о подлинности, сделанным известным экспертом в области фотографии, популярность фотографий действительно взлетела, и они захватили воображение публики, особенно среди спиритуалистов.
Одним из тех, кто был особенно впечатлен фотографиями, был писатель сэр Артур Конан Дойл, прославившийся Шерлоком Холмсом, который также был заядлым спиритуалистом и впоследствии использовал их для иллюстрации статьи о феях, которую он написал для The Strand Magazine. убеждены, что они представили убедительные доказательства существования фей. Вместе с лидером теософии Гарднером Дойл передал фотографии экспертам компании Kodak для вторичного экспертного анализа. Технические специалисты Kodak пришли к выводу, что, хотя на фотографиях не было признаков подделки или подделки, они, тем не менее, не обязательно являются доказательством существования фей, и отказались выдать сертификат подлинности. Разочарованный, Дойл отдал фотографии на анализ другой компании, Ilford, которая пришла к противоположному выводу, что наверняка были признаки подделки.
Не испугавшись и воодушевившись положительными первоначальными оценками Снеллинга и Кодака, Дойл и Гарднер продолжили свое расследование. Хотя Дойла задержала подготовка к лекции, которую он должен был прочитать в Австралии, Гарднер лично отправился поговорить с Райт в 1920 году. Отец, мистер Райт, объяснил, что изначально он был настолько убежден, что фотографии были поддельными, что тщательно обыскал комнаты девочек в поисках каких-либо свидетельств вырезок, которые, как он был уверен, использовались, но не нашел никаких следов такого обмана. Девочки придерживались своей истории, и Гарднер пришел к выводу, что они оба говорили правду. Впоследствии он предоставил им современные камеры и сказал им сделать дополнительные фотографии фей в присутствии кого-то еще в качестве свидетеля, но девушки утверждали, что феи не появятся, если там будет кто-то, кроме них. Эти двое ушли сами по себе и в итоге сделали еще три снимка фей; на одном изображена крылатая фея, порхающая у носа Фрэнсис, на другом изображена одна, сидящая на ветке, по-видимому, предлагающая цветок Элси, и последняя из фей с чем-то вроде ножен или кокона. Дойл был убежден, что фотографии настоящие, и в какой-то момент заявил:
Признание их существования вырвет материальный ум двадцатого века из его тяжелой колеи в грязи и заставит его признать, что в жизни есть очарование и тайна. Обнаружив это, миру не будет так трудно принять это духовное послание, подкрепленное физическими фактами, которые уже были ему представлены. В 1921 году Дойл написал продолжение своей первой статьи, в которой он далее рассказал о наблюдениях, сделанных Фрэнсис и Элси, и объяснил, насколько фантастическими были фотографические «доказательства». В дальнейшем он напишет об этом целую книгу под названием «Пришествие фей» в 1922 году, полностью одержимый идеей существования фей. Новые снимки вновь стали популярными среди публики, хотя и были встречены неоднозначно.
В то время как некоторые были полностью убеждены, что на них изображены настоящие феи, было также немало критиков, которые указали на множество проблем с фотографиями, например, на то, что они выглядели точно так же, как популярные изображения фей из сказок, что они всегда были одеты по последней моде, и более очевидное наблюдение, что они просто выглядели как двухмерные листы бумаги. Тем не менее, многие были очарованы фотографиями и рассказами девушек и безоговорочно им поверили. Тем временем Гарднер снова вернулся в дом Райтов, на этот раз с экстрасенсом по имени Джеффри Ходсон, который утверждал, что тоже может повсюду видеть фей, хотя новых снимков сделано не было.
Несмотря на большой интерес и споры вокруг фотографий фей Коттингли, их популярность начала падать, и Элси и Фрэнсис выросли, чтобы жить за границей и пожениться, их волшебные дни, очевидно, остались позади. Так было до 1966 года, когда репортер газеты Daily Express разыскал Элси и спросил ее обо всем феномене фей. Именно тогда стали очевидны первые намеки на признание розыгрыша, поскольку Элси признала, что феи могли быть просто плодом ее воображения, хотя она все еще утверждала, что могла каким-то образом спроецировать свои мысли и запечатлеть их на пленке. Получившаяся в результате статья снова вызвала интерес СМИ, и, несмотря на интервью и тщательное изучение, Фрэнсис и Элси в течение многих лет продолжали настаивать на том, что фотографии не были подделкой. Неопределенность и дебаты будут продолжаться еще более десяти лет, прежде чем будет достигнут какой-либо окончательный ответ.
В 1978 году фокусник и скептик Джеймс Рэнди упомянул, что феи на фотографиях Коттингли были сверхъестественно похожи внешне на фей из детской книги «Книга подарков принцессы Марии», которая была популярна в 1915 году, незадолго до того, как были сделаны первые фотографии. . Рэнди также дополнительно изучил фотографии с командой из Комитета по научному расследованию заявлений о паранормальных явлениях и обнаружил, что на них были явные доказательства веревок, удерживающих фей, и даже дыры в том, что казалось вырезами. Несмотря на это, некоторые люди продолжали верить, что фотографии могут быть реальными. Только в начале 1980-х Фрэнсис и Элси, наконец, признались, что подделали фотографии, используя картонные вырезки из детской книги и смастерив для них крылья, после чего они были подвешены на шляпных булавках.
После того, как фотографии были сделаны, они избавились от улик в потоке. Когда их спросили, почему они так долго молчали о розыгрыше, они объяснили, что это потому, что они чувствовали себя плохо из-за того, что обманули уважаемого автора сэра Артура Конан Дойля, и не хотели смущать его. В конце концов, ни один из них, похоже, не ожидал, что розыгрыш зайдет так далеко, и выразил недоумение по поводу того, почему фотографии были так широко приняты и поверили, несмотря на то, что они считали их очевидной подделкой. Как ни странно, хотя они оба согласились с тем, что первые четыре фотографии были поддельными, они не согласились с пятой: Элси сказала, что это тоже был розыгрыш, а Фрэнсис утверждала, что эта фотография была настоящей. Также странным был тот факт, что, хотя они и признались в подделке фотографий, они оба утверждали, что на самом деле видели фей.
Глядя сейчас на печально известные фотографии Коттингли, действительно трудно представить, как кто-то вообще мог подумать, что они могут быть реальными. Откровенно говоря, это очевидные изображения вырезов из картона, с отверстиями и булавками, в некоторых случаях даже видимыми. Это тот тип фотографий, которые сразу же заслужили бы единодушное громогласное «ФЕЙК!» если предъявить сейчас. Тем не менее, следует понимать, что когда они были впервые распространены, это была эпоха, когда фотография была еще относительно новой технологией, и люди не так привыкли видеть их или анализировать их, как сейчас, а идея подделки фотографий была далека от реальности. чей-то ум. Можно только догадываться, как о них все еще говорили как о возможно реальных в 1970-х и даже 80-х годах. Несмотря на это, какими бы явно фальшивыми ни казались эти фотографии сегодня в ретроспективе, они представляют собой одну из самых продолжительных мистификаций в истории.