О святых местах и разрушенных монастырях Алтая.
|
|
Предлагаем вам ознакомиться со статьей известного журналиста Анатолия Муравлева, в которой представлены результаты его разысканий по тематике церковной истории Алтая.
|
|
I. СУДЬБА МОНАСТЫРЕЙ
|
|
Интерес к этой теме в народе никогда не иссякал, даже в годы гонений на церковь. Скрытно или без опаски люди посещали святые места, чтобы просить победы в ратном деле, избавления от недугов или спасительного дождика - в засушливое лето. Удивительно, но, несмотря на долгое безбожное безвременье, немало таких объектов востребовано поныне. Хотя, конечно, многое и безвозвратно утеряно. Вот об этом я и попытаюсь вам рассказать в своих очерках - об истории и сегодняшнем дне намоленных мест Алтая.
|
|
ПОДЗЕМНЫЕ СКИТЫ
|
|
Несколько лет назад я уже публиковал большой очерк о подземных храмах Алтая - в "Алтайской правде" за 13 и 14 ноября 2002 года. Этой темой заинтересовалась солидная федеральная газета и также напечатала мой материал. Но странно: ни сразу после публикаций, ни позже - за три утекших с той поры года ни один чиновник, священник или просто читатель больше не заинтересовался судьбой этих уникальных скитов. Разве что позвонил редактор местной газеты, попросил разрешения перепечатать в районном издании. А удивительные храмы за это время не только продолжали разрушаться - они оказались на грани гибели. Напомню, что речь идет о двух необычных церквях, выкопанных монахами вручную в глиняных холмах в начале прошлого века. По сути дела, это - единственные сохранившиеся в России подземные храмы. Сейчас в мире имеется лишь несколько подобных сооружений: Киево-Печерская и Антоньево-Печерская лавры - на территории сегодняшней Украины, Афонский монастырь - в Греции. В нашей стране подземные храмы остались только на Алтае и у самой границы с Эстонией, в приграничной зоне Псковской области, куда затруднен доступ паломников.
|
|
Как и в прошлых публикациях, не стану делать географической привязки монастырей, ибо по-прежнему опасаюсь, что привлеку внимание вандалов к этим рукотворным лабиринтам. Но напомню, как и почему появились эти необычные церкви. Известно, что нередко верующие люди искали уединения в глухих местах. Эта традиция была и у насельников древних буддистских и китайских монастырей. Монахи, давшие обет безбрачия, посвятившие себя служению Богу в потайных, скрытых от смертных людей местах, воспринимались как "божьи люди". Они считались сторонниками православного исихазма и других религиозных течений.
|
|
Один из них - отец Даниил, основатель и строитель единственного более-менее сохранившегося подземного храма в Причернском крае Алтая, приступил к сооружению лабиринтов в 1907 году. Через несколько лет у него появился помощник - местный отрок Иван. Все свободное от сна время монахи молились и напряженно работали. В итоге общая длина подземных ходов, выкопанных ими, достигала двухсот метров.
|
|
О другом подземном храме, расположенном в нескольких десятках километров от того, который возвели Даниил и Иван, известно побольше. Он назывался Александро-Невским скитом, или пустынью. Оба этих необычных храма возникли около родников - "святых ключей", но это другая тема, о которой еще будет отдельный разговор.
|
|
Исследователи Тамара Степанская и барнаульский священник Георгий Крейдун обнаружили в архиве документы об этой церкви. К 1910 году близ ключа уже была построена часовня. Ее основателями принято считать крестьян Федора Разбойникова и Александра Балаканова, которые возвели часовню в честь святого Александра Невского близ ключа. В 1911 году около нее было уже четыре дома.
|
|
Постепенно небольшая обитель стала оказывать все большее благотворное религиозно-нравственное влияние на целый округ. Об этом писал епископ Иннокентий в письме протоиерею Петру Венедиктову 20 июля 1915 года: "В 1915 году при Александровской пустыни открыта школа. Обитель снова стала оправдывать свою принадлежность к Алтайской духовной миссии. Сюда стекались искатели божьего благословенья верующие с расстояния до 500 верст". В 1916 году "юную обитель" посетили 10 тысяч человек.
|
|
Обитатели подземных скитов вели активную хозяйственную деятельность. Они возводили постройки, вырабатывали кирпич, обжигали известь, рубили лес, брали фундаментный камень, рыли погреба, косили траву, ухаживали за скотом.
|
|
Но после революции судьба большинства монахов сложилась трагически. Большинство из них приняли мученическую смерть. Основная версия их гибели не столько политическая, сколько корыстная: убийцы полагали, что под землей сокрыты церковные ценности.
|
|
Большая часть Иоанно-Невского подземного храма была взорвана. А вот скит, вырытый в глиняном холме Даниилом и Иваном, сохранился до недавнего времени. Но время и люди все же уничтожили часть лабиринта, вход и главное помещение скита -алтарную комнату с иконами, вырубленными в глиняных нишах.
|
|
Однако ни светские, ни церковные власти ничего не делают для их сохранения и восстановления. Никто не прислушался к мнению исследователей и журналиста о присвоении подземным храмам статуса памятников истории, создании вокруг них заповедных зон. Судьба уникальных церквей, которые могли бы принести славу Алтаю, под угрозой.
|
|
х х х х х
|
|
Мне известны еще три адреса, где когда-то существовали подземные скиты. Теперь уже бывший директор музея одного из районов края Михаил Колесников рассказывал о монашьей пещере под названием "Микулушкино болото". А глава Коробейниковского сельсовета Андрей Бабунич утверждает, что на границе Усть-Пристанского и Усть-Калманского районов также после революции была пещера, в которой жили два монаха. Это подземное сооружение давно обрушено. Известный барнаульский проповедник Игнатий Лапкин также имел небольшой подземный скит в поселке Потеряевка Мамонтовского района.
|
|
В КЕЛЬЯХ - КАМЕРЫ
|
|
Самым началом прошлого века - 1902-м годом отмечено и создание Богородице-Казанского общежительского женского монастыря в Барнауле. Здесь, на правом берегу Барнаулки, еще 8 июля 1899 года был открыт одноименный храм. Как писала газета "Сибирский вестник", "место для храма очень красиво - на высокой горе, среди соснового бора". Храм и монастырь были основаны на средства Евдокии Судовской, совладелицы Иткульского винокуренного завода. Вскоре Барнаульская женская община выросла до ста человек и обеспечила себе право на воспитание сирот.
|
|
С именем Богородице-Казанского женского монастыря, между прочим, связано имя последнего российского императора Николая II. В 1914 году царь передал для его нужд пригородные земли Барнаула. Монашеская обитель стала эпицентром революционных событий 9 декабря 1919 года - этот день считается датой взятия Барнаула партизанами. Единственным местом, где они получили отпор, оказался монастырь. Нет, воевали, конечно, не монашки, а сохранившие боеготовность воины полка голубых улан и 3-го Барнаульского стрелкового полка. Утром 9 декабря 1919 года пост белых встретил в нагорной части наступавшие колонны пеших и конных партизан пулеметным огнем и остановил наступление на город. 7-й полк "Красных орлов" не мог взять женский общежительный монастырь Святой чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, и всю вторую половину дня 9 декабря оттуда велся пулеметный огонь. Но к ночи все было кончено.
|
|
Алтайский художник Геннадий Борунов вспоминает, что в Павловске, где он провел детство, позже жили две монашки из барнаульского Богородице-Казанского женского монастыря - Еленушка и Вера. Он утверждает, что "во время погрома монастыря партизанами в 1919 году многие монахини были убиты, изнасилованы, а тете Лене с подружкой тетей Верой удалось полураздетыми (уже лежал снег) бежать". Эти воспоминания опубликованы в газете Павловского района "Новая жизнь" 2 октября 2004 года. В 1920 году церковные владения были национализированы. Выживших монашек вынудили разъехаться по своим деревням. Игуменья Мариамна всеми силами пыталась спасти обитель. Ее неоднократно арестовывали, а в начале 1938 года приговорили к расстрелу. Она разделила участь более шестисот человек - священнослужителей, горожан и крестьян, расстрелянных под стенами монастыря. После революции монастырь теснили, переименовывали в "городок просвещения", размещали курсы учителей, Сельхозтехнику, детский дом, а с 1925 года и поныне там находится тюрьма, следственный изолятор - СИЗО.
|
|
В настоящее время здесь сохранились лишь притвора, а также часть монастырской стены и угловая башня. Неподалеку от монастыря в начале 90-х годов установлен камень в память жертв сталинских репрессий.
|
|
ЧУЛЫШМАНСКАЯ КОММУНА
|
|
История этой коммуны долгие годы была образчиком того, как "нехорошие белогвардейцы" расправились с "хорошими коммунарами".
|
|
В марте 1920 года в Ойротии (современная Республика Алтай) была создана первая сельскохозяйственная коммуна "Свободный труд". Контора коммуны находилась в Средней Тырге, в доме коммунара Гурина. Бийское земельное управление предложило коммунарам земли одного из двух ликвидированных в Ойротии монастырей: Кызыл-Озекского или Чулышманского. После долгих споров коммунары решили перебраться в долину, располагавшуюся в низовьях Чулышмана, впадающего в Телецкое озеро. И в августе 1920 года перегнали по тайге скот к Чулышману, преодолев по тайге через реки Сары-Кокшу, Таймень, и другие. В монастыре, несмотря на официальное постановление о его ликвидации, все еще жили монахи. Они встретили коммунаров неприветливо. Вот как описывал это в газетном очерке в 1965 году Марк Юдалевич. Руководитель коммуны Петр Попов пожелал говорить с игуменом Благовещенского мужского монастыря Никандром, но тот послал для переговоров монаха Пимена. "Отец игумен не дает вам свое благословение, - заявил он. - И велит немедля убираться отсюда ". Ответом был дружный хохот коммунаров. Их не убедил и представленный царский указ о даровании земель монастырю. "Отошло время твоей бумаге, - сказал Попов, - читай теперь другие указы, советские". Он разорвал документ и бросил обрывки бумаги по ветру. Новоселы забрали в собственность коммуны монастырское имущество. Причем руководствовались при этом постановлением правительства. Но монахи угнали в горы почти всех лошадей, коров и овец. Долгое время не отдавали они коммунарам и монастырские постройки. Обе группы продолжали сосуществовать на одной территории, но отношения становились все напряженней. У монахов было отобрано почти все имущество, а у коммунаров исчезал реквизированный ими скот, горели стога сена. Они замечали, что иногда во внеурочное время звонят колокола. Некоторые семьи не выдержали и покинули коммуну. В начале 1921 года в горах открыто стали появляться повстанцы. Посевную коммунары вынуждены были проводить, имея при себе оружие. Не радовал даже хороший урожай. Пришлось принимать меры на случай нападения, выставлять дозоры.
|
|
В декабре коммунары стали захватывать скот и имущество жителей села Балыкча. Это переполнило чашу терпения. В ночь на 20 декабря монастырь осадила группа вооруженных повстанцев во главе с Афанасием Манеевым. Но коммунары успели отправить за помощью к пограничникам, в Чибит, Павла Волкова, который, однако, был захвачен в пути и убит. Осажденные какое-то время спасались за монастырскими стенами, отстреливались, но у нападавших был огромный перевес. Когда повстанцы ворвались во двор бывшего монастыря, Афанасий Манеев забил коммунара Осипа Чуприянова, приговаривая: "Вот тебе черная корова!" Оказывается, Чуприянов как раз и реквизировал его корову.
|
|
Всего было убито в перестрелке и после захвата бывшего монастыря одиннадцать коммунаров. Вскоре в низовье Чулышмана прибыли из Бийска отряд частей особого назначения и добровольческий отряд совпартшколы. Одновременно ворвался отряд добровольцев из Улагана. Его привел вернувшийся с Южного фронта гражданской войны старший сын Тимофея Волкова Александр. Количество жертв среди повстанцев неизвестно.
|
|
Ныне на месте Чулышманского монастыря, как сообщил мне Николай Витовцев, редактор газеты "Постскриптум", выходящей в Горно-Алтайске, не сохранилось даже развалин.
|
|
ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕМЦЕВ В КЫЗЫЛ-ОЗЕКЕ
|
|
Не менее трагична и поучительна история Никольcкого женского монастыря. Он был основан в 1840 году в восьми верстах от Улалы (современный Горно-Алтайск) вверх по реке Майме, на склоне горы у села КызылОзек. Официально открыт 17 мая 1863 года. Монастырю принадлежал надел в 6444 десятины земли. Но к августу 1921 года ни землей, ни имуществом монашки уже не владели. Здесь была осуществлена попытка создания образцово-показательного совхоза. Причем силами... германских коммунистов. Но истинно говорят: "Что русскому - хорошо, то немцу - смерть!"
|
|
Эта история приведена в книге Владимира Бруля "Немцы в Западной Сибири". Итак, летом 1921 года из Германии в Москву приехала группа немцев - 21 человек. Они были наслышаны о революции в России, предварительно списались с советским руководством, прося разрешить им создать совхоз или коммуну. Причем настаивали на выделении места в Сибири, чтобы доказать, что при умелой организации именно коллективные хозяйства наиболее эффективны в любых природно-климатических условиях. Иностранцы прибыли в Улалу в августе-сентябре. Но то, что они увидели здесь, привело их в шок. В совхозе, который уже существовал на базе ликвидированного Никольcкого женского монастыря, как раз шла антирелигиозная кампания. Эта акция продолжалась несколько дней и сопровождалась пьяными оргиями с принудительным участием монашек. Немцы искренне никак не могли понять, с кем имеют они дело. Как сообщал лидер коммуны Генрих Ротмунд властям, директор совхоза Полецкий "устраивал винные гуляния днем и ночью с несколькими милиционерами, женщинами и монашками, во время которых происходили вещи, возможные только в среде бандитов".
|
|
Но на этом приключения немцев в России не закончились. На руках они имели мандат, согласно которому должны были принять все совхозное имущество на баланс коммуны и управлять по своему разумению. Но директор совхоза под угрозой расстрела запретил передавать пекарню и кухню, однако через несколько дней, протрезвев, все-таки передал их коммуне. И все же приказал конюхам угнать в горы лошадиный табун. Впоследствии животные были им проданы на сторону. Все, что можно было унести, разворовали еще до приезда немцев. На новой косилке и молотилке не хватало целых узлов. Не было ни одного кузнеца, колесника, каменщика, плотника и вообще знающего сельское хозяйство работника. Обо всем этом руководитель коммунаров Генрих Ротмунд сообщал в Алтайский губисполком. Прибывшая для изучения жалобы комиссия наблюдала такую картину: немцы сами не работали в поле, а только руководили мобилизованными русскими рабочими. До 5 октября третья часть хлеба все еще стояла на корню. Несогласных выгоняли из совхоза. Исчерпав все меры воздействия на нерадивых работников, немцы вынуждены были прибегать даже к рукоприкладству. Русское население стало рассматривать немецкую группу как бывших помещиков.
|
|
Как ни бились германские коммунисты, создать образцово-показательное хозяйство им не удалось. Полными хозяевами совхоза им не позволили стать власти, а местное население продолжало жить и работать так, как привыкло. Эксперимент со строительством социализма в отдельно взятом совхозе закончился неудачно. Понадобилось еще более полувека, чтобы окончательно убедиться, что и в масштабах страны подобная практика не дает ожидаемых результатов.
|
|
О неудачной попытке революционной экспансии напоминает поселок под названием Карлушка, расположенный у Чуйского тракта, неподалеку от бывшего монастыря. По крайней мере, мне рассказывали местные жители, что основал это селение Карл - один из германских коммунаров. Позже помещения бывшего монастыря приспособили под исправительное учреждение. Но по злому року там периодически случаются побеги преступников. 17 апреля 1980 года о подобном факте, многого недоговаривая, поведала газета "Комсомольская жизнь". Группа подследственных из пяти человек ночью совершила убийство, вооружилась, как минимум, двумя пистолетами (возможно, убитых конвоиров?) и попыталась скрыться в горах. Беглецов ловили несколько групп военнослужащих внутренних войск с собаками, а также вертолеты. Дерзкий побег из этого учреждения, именуемого следственным изолятором Горно-Алтайска, осуществили в ночь на 21 мая 1989 года четверо преступников. Они убили охранника Ивана Глебова и, завладев оружием, бежали в тайгу. Через несколько дней все участники преступления были взяты. Геннадий Иляхин и Евгений Головин были по решению суда расстреляны, остальные приговорены к длительным срокам отсидки.
|
|
ТЕХНИКУМ ШУКШИНА И КУГУЛЬТИНОВА
|
|
О бывшем Тихвинском монастыре, располагавшемся в нынешнем поселке Боровой в черте города Бийска, я знаю немного. Известно, что это была женская обитель. Но упоминания о ней, которые накопил, любопытны.
|
|
Краевед Василий Гришаев в очерке "Василий Шукшин" рассказал, в частности, о том периоде, когда будущий актер, режиссер и писатель учился в Бийском автомобильном техникуме. А это учебное заведение некоторое время располагалось в здании бывшего монастыря.
|
|
Вот как описывал сам Шукшин в рассказе "Самолет" начало своей учебы в Бийском автотехникуме: "Этот техникум был эвакуирован в Бийск из города Новочеркасска Ростовской области летом 1942 года и размещен в бывшем женском монастыре (ныне поселок Боровой) в семи километрах от города, вместе с находившейся там школой шоферов Союззаготтранса".
|
|
В 1987 году это же помещение описал Василий Гришаев: "Здание бывшего монастыря - двухэтажное, потемневшее от времени, деревянное. Ничем не примечательное по архитектуре. В нем по-прежнему учебные классы, но уже СПТУ-14. Цел и двухэтажный кирпичный дом - бывшее общежитие, только живут в нем теперь работники ПТУ. Рядом - Бия. Здесь под берегом любил рыбачить Василий Шукшин...". Шукшин жил и учился в Боровом около двух с половиной лет, до осени 1946 года. Но, кажется, еще никто из исследователей творчества земляка не отмечал, что в 1944-1945 годах здесь же работал военруком Бийского автомобильного техникума калмыцкий поэт Давид Кугультинов, демобилизованный из армии.
|
|
(Продолжение следует).
|
|
|
|
Анатолий МУРАВЛЕВ, "Алтайская правда", 28.10.2005
|
|
http://www.bankfax.ru/page.php?pg=32274
|