Нострадамус предсказал такое, что вам и не снилось
|
|
Игорь Буккер
|
|
Как ни странно, но одной из самых востребованных персон на пространствах мировой паутины, по-прежнему остается Нострадамус. Его имя пользователи со всего мира набирают в поисковых системах чаще, чем запрашивают Бен Ладена или Мадонну. Чем же манит к себе нас, живущих в ХХI веке, эта личность? Что мы знаем о нем? Насколько правдивы его «пророчества»? Об этом мы беседуем с одним из авторитетнейших знатоков творчества Мишеля де Нотрдама в России – кандидатом исторических наук Алексеем Пензенским.
|
|
- Можно назвать вашим предшественником в отечественном нострадамоведении историка, специалиста по Юго-Восточной Азии Берзина?
|
|
- Эдуард Оскарович известен тем, что написал в 1975-м статью о Нострадамусе, где совершил достойный всяческого уважения поступок – протащил сквозь советскую цензуру такую апологию Нострадамуса, где попытался поставить его в один ряд с Леонардо Да Винчи и другими деятелями Возрождения – провозвестниками технической революции. С одной стороны он говорил, что политически Нострадамус ничего не предсказал, а с технической точки зрения – да. Во время перестройки он опубликовал ряд статей о Нострадамусе в журнале «Наука и жизнь», затем издал небольшую книжку «Нострадамус и его предсказания». Это была первая серьезная книга о Нострадамусе на русском языке. В чем минус и устарелость этого труда? Берзин, насколько я понимаю, французский язык знает не очень хорошо. В своей работе он базировался на одном только труде Эдгара Леони (Edgar Leoni).
|
|
- Француза?
|
|
- Нет, американца. Книга «Нострадамус и его пророчества» (Nostradamus and His Prophecies) имеется в Российской Государственной библиотеке (бывшей Библиотеке им. Ленина – ред.), чем, наверное, и объясняется тот факт, что ее читали все интересовавшиеся провидцем. Но это книга 1961 года и она во многом устарела. Там идет параллельный текст: слева по-французски, справа перевод на английский.
|
|
- Как у переведенной на русский книги Джона Хоуга.
|
|
- Джон Хоуг - наш современник, который, кстати, тоже часто ссылается на Леони. И французский язык он тоже знает, по-видимому, слабо. Другое дело, что Леони был фанатиком в лучшем смысле этого слова, он переработал массу источников.
|
|
- Какая основная проблема стоит перед тем, кто пытается понять, что же написал Нострадамус и что с этим делать, и как с этим жить?
|
|
Нострадамус в течение более 400 лет находился на периферии официальной науки, т.е. им не интересовалась. Его современники, такие как Леонардо да Винчи, Тициан и десятки других деятелей позднего Возрождения, - баловались мистикой. Леонардо да Винчи оставил после себя «Книгу пророчеств». Про Джордано Бруно я не говорю, - это вообще был маг и кудесник. Томмазо Кампанелла писал сочинения по астрологии. Николай Коперник, с точки зрения позитивистской науки, тоже не чист. Однако Нострадамус вошел в историю только как автор пророчеств: вещи не рациональной, бесполезной, вертолета из них не сделаешь, в музей это не поставишь. Поэтому, если пророчества Леонардо да Винчи задвинули пророчества Парацельса, но сохранилось медицинское их наследие, культурное, инженерное и т.д., то Нострадамус весь стал уделом любителей мистики.
|
|
А любители мистики, как были любителями, так ими и остались. Они быстро им завладели, быстро оценили широчайшие возможности, которые перед ними открываются: вкладывать в уста Нострадамуса все, что им угодно. Первые попытки использования Нострадамуса в политических целях относятся к концу XVI века. Уже в скоре после его смерти от имени Нострадамуса эти люди предсказывали что-то в зависимости от собственной политической ангажированности. У меня диплом был посвящен истории использования Нострадамуса в неблаговидных всяких целях, начиная от Гражданских войн во Франции, включая Французскую революцию, Наполеона, Гитлера и уже в наше время.
|
|
Как со всяким поэтом бывает, он пережил славу и популярность при жизни, потом - порядка 20 лет – забытье после смерти. Позже эта слава снова вернулась. Это удел, в общем-то, всех поэтов. Так было с Пушкиным, нечто подобное произошло с Высоцким.
|
|
- У Нострадамуса есть рифма?
|
|
- Между прочим, как поэт, он тоже никому не был интересен. Он казался странным и для своего времени, потому что у него стиль такой телеграфный, прерванный. Часто его катрены похожи на заголовки газет. Но в прошлом веке, когда появились новые течения в литературе, его оценили.
|
|
Гийом Аполлинер (Guillaume Аpollinaire) - один из величайших французских поэтов 20 века, автор знаменитого «Моста Мирабо», в одном из писем упомянул о Нострадамусе, который - цитирую дословно – «был великим поэтом». В устах Аполлинера это звучит очень показательно. Историки и филологи поняли, что пророчества Нострадамуса, это памятник эпохи. Как бы мы не относились к нему лично, к астрологии, если эту книгу с завидным постоянством переиздают уже более 400 лет, значит в этом есть какой-то резон.
|
|
Первые попытки научно-критического изучения творчества Мишеля Нострадамуса предпринимались достаточно давно, еще до Французской революции. Недавно нострадамоведы раскопали пару анонимных статей, которые были напечатаны в одном французском литературном публицистическом журнале, где пророчества Нострадамуса рассматриваются именно в контексте эпохи и культуры, когда они были созданы без попыток привязки их к какому-то будущему. Я надеюсь, понятно, в чем разница между научным историческим подходом, когда мы берем текст и читаем так, как его могли бы понять современники, и когда мы абсолютно «задвигаем» эпоху, когда они были написаны и выискиваем имена Гитлера, Франко, упоминание коммунистического закона. Ага! Значит, Нострадамус предсказал коммунизм! И полностью игнорируем тот факт, что понятие «коммунизм» существовало и в его эпоху. Коммунистические эксперименты проводились сектантами, анабаптистами и т.д. То есть были факты, которые он видел своими глазами, он их зарисовал с натуры.
|
|
Таким образом, выяснились очень интересные вещи, начиная с чисто биографических, например, что славу Нострадамусу принесли отнюдь не его предсказания, а ежегодные прогнозы, альманахи, которые гремели по всей Европе и переводились на практически все европейские языки.
|
|
Что же хотел сказать Нострадамус? История повторяется - это главная мысль, к которой пришел не только я. Очень много зарубежных исследователей, словно сговорившись, невзирая на насмешки, писали, — а историку-академисту заниматься Нострадамусом было не к лицу. В Европе просто не допускали к защите диссертацию про Нострадамуса. А чего там защищать?
|
|
- Определение истории как политики, которая обращена в прошлое, применимо к Нострадамусу?
|
|
- Нострадамус мистик - это антинаучно. Об этом можно написать популярную книжку, заработать дикие деньги, предсказывая третью мировую, исламское вторжение и т.п. Нострадамус исходил из чего? Что он это предсказал. Задним числом приписать ему, заявить, что это был крупнейший провал всех времен и народов, или, на другом полюсе… (обрыв пленки).
|
|
Таких книг мало, но они есть. Я знаю минимум две: Джеймс Рэнди (James Randi) «Маска Нострадамуса» (The Mask of Nostradamus : The Prophecies of the World's Most Famous Seer), которую по странной прихоти до сих пор не перевели на русский язык. Рэнди стремится опорочить Нострадамуса, обвинить его в том, что он шарлатан или сумасшедший. В том смысле, что Мишель сам не верил в то, что делал. Однако весь корпус текстов, которые остались после Нострадамуса, говорит о том, что он не был сумасшедшим. Я к тому же не очень себе представляю, как стыкуется образ сумасшедшего с образом хитрого шарлатана, потому что это все-таки не одно и то же. Между тем, Нострадамусу доверяла знаменитая «Черная королева» - Екатерина Медичи, у которой, где сядешь, там и слезешь. И вот 60-летний "шарлатан" каким-то образом околдовал ее настолько, что она тесно с ним сотрудничала. По описанию объективных свидетелей, когда она навещала Нострадамуса вместе с двором, она относилась к нему очень хорошо.
|
|
- Алексей, почему в ваших книгах нет параллельного французского текста катренов? Технические проблемы?
|
|
- Технически это очень трудно, потому что дошло пять прижизненных изданий, и между ними есть разночтения. Это адская работа. Я в примечаниях указал на некоторые различия, что по изданию такого-то года здесь такое-то слово стоит. Кстати тоже очень большая проблема в текстологии этих изданий. Там знак препинания может изменить суть. В ту эпоху пунктуация, орфография была не устоявшаяся, и вообще, как выяснилось, набор текста осуществлялся таким образом: наборщик держал рукопись, диктовал ее другому наборщику.
|
|
- Учитывая, что Нострадамус выходец из семьи евреев-выкрестов, каббала на него повлияла?
|
|
- Этому нет никаких доказательств. Генеалогию его прослеживали, и если он был евреем, то скорее всего наполовину. Дело в том, что крещеный еврей стоял в особом положении, потому что евреи его уже не принимали за своего. Он уже отступник. Хотя Нострадамус крестился не сам, это предки его сделали, он был рожден в католичестве. Но христиане на него косились тоже подозрительно, потому что он свой среди чужих, чужой среди своих. И вот такие люди держались особняком, они охотно общались с протестантами (пока не начались гражданские войны). Среди родственников Нострадамуса были кальвинисты. Был случай, когда Нострадамуса чуть не убили во время католических волнений, когда христиане-фанатики устроили погром. Изуверы собирались прибить Нострадамуса, потому что посчитали его лютеранином.
|
|
- Нострадамус был знаком с гностицизмом и другими мистическими учениями, которыми увлекались Джордано Бруно и прочие титаны Возрождения?
|
|
- В каббале искали Великий Смысл. Про Нострадамуса ничего не известно, знал ли он каббалу или нет. Он баловался с магией, как все ученые его времени. Это натурфилософия Возрождения, когда еще не было понятий науки и паранауки, когда еще астрономия не была отделена от астрологии. В принципе, это сделал только Галилей, потому что даже Коперник (тоже современник Нострадамуса) одно от другого совершенно не отделял.
|
|
- В начале 90-х, когда рухнул Советский Союз, в постсоветской печати появилось сообщение, что еще великий Нострадамус предсказал, что Совдепия продержится 73 года и 7 месяцев. Это действительно так?
|
|
- У Нострадамуса действительно этот период определяется в 73 года и 7 месяцев. Это из послания к королю Генриху II. Речь идет о затмении 12 октября 1605 года, потому что в эфемеридах Леовица - планетных таблицах, которыми пользовался Нострадамус, про это затмение написано целых полстраницы. 73 года и 7 месяцев – это нужно считать от 1605 года. Смысл такой, что вблизи этой даты возможен приход Антихриста. И Нострадамус был не один, кто считал, что в этот период, возможно, придет Антихрист. Так писали до Нострадамуса и после него. Кампанелла, например. За что он попал в тюрьму? За то, что считал - в начале 17 века грядет царство Антихриста, а он, Кампанелла, будет тот самый великий христианский монарх, который возглавит с ним борьбу. Его выслушали и посадили на 25 лет за такие речи. Прости Господи, может быть, и правильно сделали (смеется). Это относится к другой эпохе и по тем градусам широты, которые он упоминает, это Франция, Германия, это Западная Европа. Оно и понятно, потому что у нас нет никаких оснований для того, чтобы считать, что Нострадамус многое знал о России.
|
|
- И знал ли вообще?
|
|
- По моим предположениям, он несколько раз косвенно упоминает о России.
|
|
- При этом, не называя ни Московией, ни Россией?
|
|
- Не называет, хотя слово «Московия» знает. Московия упоминалась в альманахах. Чем хороши его альманахи, они помогают понять его язык. Если он употребляет какие-то не совсем понятные слова в пророчествах, то надо поискать их в альманахах или в его переписке. Надо учесть, что французский язык сильно отличался от современного. Например, глагол attendre - «ждать», во французском языке 16 века означал «стоять на стреме», «напряженно наблюдать за кем-то» или «бояться кого-либо», «наблюдать с опаской». В контексте перевода «Пророчеств» этот нюанс очень важен.
|
|
Так, во 2-м катрене 6-й центурии написано «будут ждать странного века». В правильном переводе – «будут опасаться ужасного века». Это нюанс, но очень важный. Берзин неправильно ее перевел, да и все ее неправильно переводили. Он спрашивает: «Почему же «будут ждать? Ясно, что он так и так наступит». У Нострадамуса не такой бред. Если учитывать особенности языка, нет у него практически никаких анаграмм, нет зашифрованных прозвищ, имен. Не так уж он любил с несчастными читателями играть в такие словесные игры. Есть просто перевранные наборщиками названия маленьких городков и деревень. Кстати, вот загадка, и не только для меня: почему у Нострадамуса нет упоминаний, к примеру, Новгорода, хотя новгородские меха в Европе хорошо знали, Берлина, Варшавы или Кракова, тогдашней столицы Польши….
|
|
Фото с сайта NOSTRADMIANA.
|
|
Продолжение беседы следует.
|
|
http://yoki.ru/kurs/9714-5/ 24.10.2005
|