Философ о тайне перевала Дятлова
|
В России вышло научное исследование, посвященное информационному пространству вокруг загадки перевала Дятлова – гибели группы туристов в Свердловской области в 1959 году. Оно стало частью изданной в Санкт-Петербурге монографии философов Александра Прилуцкого и Вячеслава Лебедева. Один из авторов – Александр Прилуцкий – рассказал корреспонденту о том, какие сюжеты воспроизводятся в кругах «дятловедов» и как споры о гибели советских туристов характеризуют современную интернет-культуру: |
«История группы Дятлова стала одной из самых популярных, потому что, во-первых, повод был очень серьезным: при невыясненных обстоятельствах погибли девять человек. Во-вторых, уже в 1959 году, когда начались следственные действия, власти предприняли ошибочные шаги, чтобы минимизировать обсуждаемость этой темы в обществе: это, наоборот, спровоцировало повышенный интерес. Надо иметь в виду и то, что тема дятловской группы непосредственно связана с Уральским политехническим институтом, стала частью студенческой субкультуры. Именно выпускники УПИ занимают руководящие позиции в фонде Дятлова и приближенных к нему кругах. Наконец, загадка всегда провоцирует желание в ней разобраться. |
Можно сказать, что вся эта история стала мощным триггером развития социальной мифологии, в которой отразилось несколько сюжетов. Во-первых, это героический миф: происходит героизация участников этого похода как наиболее совершенных представителей своего времени, идеала туристического братства, молодых людей, свободных от пороков и недостатков мещанской среды, лишенных каких-либо проявлений вульгарной культуры. Второй аспект – ностальгирующая мифология. Поскольку большинству людей, которые пишут на эту тему, уже около пятидесяти лет, происходит ностальгическое переосмысление периода их молодости. Взаимодействие двух этих мифологических средств формирует контуры дятловского мифа. |
И, разумеется, поскольку причины гибели не выяснены, загадка провоцирует попытки ее объяснить. Мы выделили порядка пяти основных герменевтических паттернов – от естественнонаучного объяснения, связанного с действием стихийной силы, до абсолютно мистических, задействующих мифологемы криптозоологических существ, НЛО, карликов Арктогеи и так далее. Тут интересны не столько сами эти версии – вряд ли мы узнаем, что произошло на самом деле – это больше говорит о нас, о состоянии умов, о том, что интересно людям и какие герменевтические приемы они используют, чтобы объяснять события, которые не укладываются в линейную логику. |
Конспирологические объяснения обычно связаны с мифологизацией КГБ и военных институций, занимавшихся секретными разработками оружия. Поскольку у большинства авторов, которые работают в этом жанре, как и у современного читателя, нет четкого представления о том, чем занимались эти структуры, то тут любой мифологический сюжет обретает контуры правдоподобия. Но таких страхов не так много, все же это события 1959 года. Мы пришли к выводу, что для постиндустриального мира характерна фрагментарная культура, когда в интернете работает большое количество людей, которые не обладают ни гуманитарным, ни техническим образованием, но используют спекуляции вокруг острых тем, интересующих потенциального зрителя. Продуцируется информационный скандал, а потом предпринимаются определенные стратегии, чтобы не дать ему затихнуть». |
Источник |