Урочище Елгуши. Тайна аномальной зоны
|
Уже очень много написано и сказано о загадках Самарской Луки, излучины Волги в её среднем течении, северную часть которой занимают Жигулёвские горы. Исследователи аномальных явлений считают это место одной из тех точек на карте России, где необычные и малоизученные процессы можно наблюдать в десятки раз чаще, чем в других районах планеты. Одним из таких таинственных мест по сей день остаётся исчезающее озеро Елгуши, расположенное в одной из горных долин на северо-востоке волжской излучины. Вместе с прилегающими участками местности и соседними лесными кварталами оно образует урочище Елгуши, которое ныне является памятником природы общероссийского значения. |
Об этом пропадающем озере — «обманке» — местные легенды рассказывали ещё сотни лет назад. Но только в 1893 году в авторитетном научном издании — — Известиях Русского географического общества» впервые появилась статья казанского профессора геологии Петра Ивановича Кротова (1852-1914 годы) под заголовком «Озеро Елгуш на Самарской Луке». Учёный весьма детально описал этот водоём, расположенный в одном из отрогов Ширяевского оврага, примерно в десяти километрах к северу от села Торновое, отметил круглую форму котловины, свидетельствующую о его карстовом (провальном) происхождении, богатую растительность по берегам, а также насыщенность озера различными мелкими организмами. |
При этом автор смог увидеть малозаметную на первый взгляд, но интересную подробность: озеро Елгуш, или Елгуши (таково его современное принятое название), окружала широкая полоса заиленного грунта с раковинами моллюсков и другими следами периодического изменения в нём уровня воды. Поскольку этот водоём находится за десятки километров от Волги, учёный посчитал увиденные им следы свидетельством постепенного его высыхания и истощения питающего озеро родника. |
На протяжении последующих 30 лет указанный отрог Ширяевской долины неоднократно посещали учёные, в основном геологи и ботаники. Казанский исследователь Алексей Булич описал при-брежно-водную растительность Елгушей. Он отметил, что озеро представляет собой лишь цепочку отдельных водоёмов, которые по непонятным причинам то появляются, то исчезают. Геоботаник Роберт Аболин, побывавший здесь в 1910 году, вообще назвал Елгуши просто «небольшим грязным прудом», который вскоре должен исчезнуть окончательно. Однако, к удивлению исследователей, озеро упрямо не исчезало. Более того, в научной и периодической печати все чаще появлялись сведения о том, что «грязный пруд» одним из попавших сюда людей представляется весьма крупным водоёмом, до сотни метров в диаметре, но вот другие в указанном месте его почему-то вообще не находили. |
В 1921 году саратовский гидробиолог Арвид Бенинг опубликовал дополнительные данные по исследованию озера Елгуши в журнале «Работы Волжской биологической станции». В его описании озеро представляло собой довольно большой для этих мест водоём — несколько десятков метров в диаметре и до полутора метров в глубину. Приведённый здесь же, в работе, список обитателей Елгушей наводит на размышление: в нём мы находим прудовиков и шаровок, пиявок и водяных скорпионов, то есть жителей типичных непересыхающих озёр. Так всё-таки исчезает озеро или странным образом продолжает существовать среди обширного, фактически без постоянных водоёмов пространства и, более того, иногда даже увеличивается в размерах? |
Причуды карстовых явлений |
Более-менее понятный ответ на эти вопросы дали исследования на Самарской Луке, проведённые в 30-х годах XX века. Хотя феномен периодического колебания уровня озера Елгуши специально никто не исследовал, ему дали вполне логичное объяснение: по мнению учёных, в этом отроге Ширяевского оврага в результате провала возникла карстовая воронка, в которую начали стекать воды окрестных родников. На дне воронки сохранилось отверстие — подземный сток, куда и исчезают излишки воды. Однако иногда канал закупоривается различными осадочными образованиями — и тогда воронка быстро заполняется родниковой водой, образуя озеро. Через некоторое время подземный сток открывается вновь — и тогда Елгуши исчезают. |
Справка. |
Карст, или карстовые процессы — геологическое явление, связанное с растворением подземными водами некоторых видов горных пород (известняков, доломитов, гипсов, каменной соли и т.д.) и образованием под землёй на их месте пустот и воронок. Рано или поздно вышележащие земные пласты обрушиваются в образовавшуюся пустоту — и на поверхности возникает провал. Если же пустота находилась очень глубоко или же оказалась не очень большой, то все ограничивается лишь сдвигом слоёв, что на поверхности земли ощущается как подземный толчок. |
Если вам доведётся когда-нибудь проехать по Самарской Луке, по лесной дороге, ведущей из села Торновое в Ширяево, не забудьте посмотреть на этот феномен Жигулёвских гор. Воронка озера Елгуши будет видна сразу — она словно висит на склоне обширной долины, уходящей куда-то вниз, за стену леса, меж крутых склонов и зеленью кустарника. У дна воронки возвышаются осокори и стоят непроходимые заросли тальника; маленький ручеёк, разлившись озерцами в двух-трёх местах (каждое не более 2-3 метров в диаметре), петляет по лужайке и исчезает за зелёной стеной. Но самое интересное: вы не найдёте выхода ручья с противоположной стороны карстового провала — есть, значит, подземный сток! Ну а если уж вам повезёт, что бывает весьма редко, то вы увидите не просто большое углубление на склоне оврага, а порядочных размеров озеро, невесть откуда взявшееся в этом почти совершенно безводном краю. |
Справедливости ради следует сказать, что подобных провальных воронок на Самарской Луке довольно много, однако лишь несколько из них превратились в озера. Таков, например, ещё один памятник природы — карстовое озеро Золотейка, расположенное к северу от села Сосновый Солонец. Озеро же Елгуши, периодически исчезающее и вновь возникающее, — единственное известное подобное образование не только на Самарской Луке, но и вообще во всём Поволжье. |
Жители подземелий |
Местные предания издавна связывают чудеса урочища Елгуши с так называемыми подземными старцами. Согласно легендам, это таинственная каста отшельников, живущих в здешних пещерах и обладающих скрытыми знаниями, а также удивительными способностями. Внешне они выглядят как благообразные седые старички, которые могут неожиданно появляться и исчезать прямо на глазах у одинокого путника. И при этом у исследователей есть сведения, что легенды о таких же старцах можно встретить не только в Жигулях, но и в ряде других мест России, которые относятся к числу так называемых географических точек с повышенной аномальностью. |
По многим свидетельствам, подземные старцы из разных регионов нашей страны постоянно общаются между собой. |
Во всех легендах эти таинственные персонажи выступают в роли хранителей покоя в опекаемых ими местах. Отшельники стремятся сохранить в нетронутости природу Самарской Луки, а иногда приходят на помощь жертвам нападений разбойников или несправедливо обиженным людям. Впрочем, бывает и так, что старцы выходят «в народ», чтобы сообщить какую-то важную, по их мнению, информацию. Это не обязательно предсказания о каких-то великих и трагических событиях, хотя есть сведения, что они, например, сообщали людям о грядущих Первой и Второй мировых войнах. Иногда старцы предоставляют миру и совсем «рядовые» сведения, обычно носящие морально-нравственный или даже экологический характер. |
Другие былины рассказывают о неких призрачных человечках, внезапно появляющихся из-под земли и также неожиданно исчезающих. О них говорят, что белые карлики «так прозрачны, что сквозь них видны деревья». В народных преданиях эти загадочные существа именуются «чудью подземной» и считаются слугами хозяйки Жигулёвских гор — подземной владелицы здешних мест. Её описание перекликается с образом бажовской Хозяйки Медной горы. По народным поверьям, именно в урочище Елгуши эти карлики встречаются чаще всего. |
Местные легенды описывают их так: «Человечек маленького роста, с костлявым телом, с кожей, покрытой чешуёй, с огромными глазами, мертвящим взглядом и таинственным свойством к перемещению сознания из тела в тело». Последние слова, видимо, означали наличие у подземных жителей телепатических способностей. Стоит добавить, что эти легенды записывали многие фольклористы, в том числе известный литератор XIX века Дмитрий Садовников. Конечно же, сейчас учёный мир пока не располагает стопроцентно достоверными сведениями о существовании в подземельях Самарской Луки какой-то особой человеческой расы. Но разве приведённые выше легенды, а также археологические находки не могут быть поводом для интереса будущих исследователей? |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|