Сакральные камни Древней Руси
|
«На море, на океане, на острове Буяне лежит Алатырь-камень» — этими словами начинались многие заговоры в Древней Руси. При этом на карте страны нет острова Буяна. Да и Алатырь-камень вряд ли можно отыскать. Однако валунов, почитаемых людьми, великое множество. Остановимся сначала на истории Алатырь-камня. Благодаря ему на территории Древней Руси возник культ магических валунов. В основном Алатырь-камень упоминается в славянских колдовских заговорах. В них он призван наказывать врагов, лечить болезни, предотвращать природные катаклизмы. Причём магическое действие творит либо сам камень, либо сила; сокрытая под ним. Разумеется, никто и никогда научно не подтверждал — но и не опровергал — действенность подобных заговоров. Однако тот факт, что их тексты прошли сквозь века, не потеряв своей популярности, заставляет задуматься. |
Самым известным текстом, где упоминается Алатырь-камень, является легенда из Голубиной книги, сборника восточнославянских народных духовных стихов конца XV — начала XVI века. В ней говорится, что огромная каменная книга упала с неба на остров Буян, находящийся «посреди моря-океана, к мировому дереву на Алатырь-камень, который всем камням — отец». Если обобщить все существующие легенды, то окажется, что Алатырь-камень был явлен в начале времён. Со дна «Молочного океана» его подняла Мировая уточка и понесла в небо. Сначала камень был очень маленьким. Хотела было Мировая уточка спрятать его в своём клюве, но произнёс бог Сварог заветное слово, и начал камень расти. Не удержала его Мировая уточка и уронила в воду. В том месте, где Алатырь-камень упал в океан, из воды поднялась Алатырская гора с камнем на вершине. Стал отец славянских богов бить по камню посохом. После каждого удара из искр рождались боги. |
Православные валуны |
Хотя предания об Алатырь-камне относятся к славянской дохристианской мифологии, свои почитаемые валуны присутствуют также и в православии. Чаще всего это так называемые следовики — камни с отпечатком стопы Богородицы. По легендам, когда тяжёлые испытания настигали русские селения, их жители начинали усердно молиться Богородице, призывая её на помощь. Когда молитва была искренней, Богородица действительно спускалась с небес и помогала страждущим. Обычно в том месте, где её нога касалась земли, возникал камень с отпечатком стопы. Впоследствии такие камни считались священными, и к ним совершали паломничества. |
Один из наиболее известных «следовиков» находится около озера Светлояр, в чьи воды, по преданию, опустился знаменитый Китежград. Вот как описывали случившееся автору этих строк сотрудники музея в селе Владимирском: — Когда ратники Батыя подошли к Китежу и встали осадой, город держался три дня. Его жители неустанно молились Богородице, чтобы она встала на их защиту. Спустя трое суток произошло чудо. Богородица спустилась с небес, накрыла город своим платом, и город исчез с глаз изумлённых врагов, спасая всех жителей. Место, где Богородица ступила на землю, оказалось тем камнем, на котором впоследствии нашли отпечаток женской ноги, слегка утопленный в камне. Сегодня этот камень считается святым. Уже в наше время около него построили церковь, названную Казанской в честь Казанской Богородицы. |
Камни обеих столиц |
Москва и Санкт-Петербург тоже обладают собственными священными мегалитами. В Москве — это камни в парке Коломенское. По легенде, во время сражения Георгия Победоносца со змеем тот, пронзённый копьём, из последних сил махнул хвостом и разрубил коня Георгия на части. Окаменев, останки коня упали в Голосовой овраг. По словам местных жителей, приходящих к камням, они лечат многие болезни, исполняют желания и приносят удачу. Интересно отметить, что на гербе Москвы изображена битва святого Георгия, святого Юрия Долгорукого со змеем — и с этим же событием легенды связывают священные валуны столицы. |
Не менее интересна история сакрального мегалита Санкт-Петербурга. Его появление связывают с именем основателя города Петра I. Постаментом для Медного всадника послужила огромная скала, привезённая с берегов Финского залива из селения Конная Лахта. Известия о существовании мегалита принёс в Академию художеств Санкт-Петербурга крестьянин, поставщик строительного камня Семён Вишняков. Он же сообщил, что именуется скала — Гром-камень. Впоследствии громадный валун доставили в Санкт-Петербург.и водрузили на него всадника — Петра. Такова официальная версия. Однако со временем она обросла необычными легендами. Будто бы жители окрестных сел после создания монумента продолжали поклоняться тому камню как богу Грома. |
Камни преткновения |
Особенный интерес представляет почитаемый Шутов камень, расположенный неподалёку от города Дмитрова, в Шутовом лесу близ села Турбичева. Этот камень славится способностью оберегать окрестности Дмитрова от вторжения врагов. В легендах, собранных немецким путешественником Адамом Олеарием, существует предание о том, что именно к этому камню московский князь Иван III приводил своё войско перед битвой, вошедшей в историю как стояние на реке Угре. Камень помог. В тот момент, когда два войска сошлись на разных берегах реки, сражения не произошло, а армии, простояв друг напротив друга, разошлись в разные стороны. |
Разумеется, официальная история приводит множество иных вполне логичных причин, по которым битва не состоялась, однако поход Ивана III за помощью к камню — исторический факт. Известен случай, когда в 1282 году к Дмитрову с разных сторон приблизилось несколько княжеских дружин с целью захватить город. Войсками руководили сыновья Александра Невского, враждовавшие между собой. Перепуганные жители спрятались за крепостными стенами, однако противоборствующие войска у Дмитрова так и не появились. Позднее выяснилось, что противники встретились в нескольких километрах от города, неподалёку от Шутова камня, заключили перемирие и разошлись. Примечательно, что во время Великой Отечественной войны с 27 ноября по 5 декабря 1941 года немцы окончательно были остановлены под Дмитровом около Перемиловской высоты, в относительной близости от Шутова камня. |
Каждому своё |
Примечательно, что среди российских сакральных валунов немало камней, обладающих теми или иными свойствами, которые применимы в быту. Староверы почитают валун с характерным названием Бож-камень. Расположен он, по словам краеведов, между сёлами Селиванове и Щекино Тульской области. Старожилы селений утверждают, что камень лечит любые болезни. Для исцеления необходимо вылить на камень чистую родниковую воду, читая при этом специальный заговор, а затем, собрав воду в удобную ёмкость, давать пить больному. Но первое место среди почитаемых валунов России занимает Камень в Белокурихе. Как утверждают туристические проспекты, древний валун расположен в Алтайском крае на горе Церковка около церкви, неподалёку от известного в России курорта «Белокуриха». Местные гиды утверждают, что если коснуться камня правой рукой и загадать желание, оно обязательно исполнится. Кстати, у валуна были замечены многие высокопоставленные чиновники. |
Спасают сакральные мегалиты даже от конца света. Камень с подобным названием обнаружили этнографы в Нижегородской области. Оказалось, напрасно человечество неоднократно ожидало апокалипсиса в разные годы. Ответ о его дате знают в деревне под названием Трудовая, в прошлом — Дурниха. Неподалёку от деревушки существует так называемая Каменная горка. Так, горка не горка — крупный холм, на котором стоит двухметровый камень. Этот валун с незапамятных времён носит местные легенды, если сдвинуть камень с места, из-под него изольется вода, которая затопит всю Землю. Кроме камня «Конец света» в этих местах хорошо известен «Зубной камень», лежащий в поле около деревни Комкино. Валун в метр длиной, выступающий из земли на сорок-пятьдесят сантиметров, по легенде, великолепно лечит зубную боль, причём довольно странным способом. Для излечения страждущий должен… погрызть валун! И его действительно грызли и грызут. Как утверждают люди, видевшие этот камень, на нём до сих пор видны сколы и следы зубов многочисленных паломников, страдавших зубной болью. |
Журнал: Тайны 20-го века №35, август 2020 года |