МЕСТЬ ЗЛОЙ ГОРБУНЬИ ИЛИ ПОЛТЕРГЕЙСТ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ
|
Михаил ПАЗИН
|
|
В мире непознанных явлений, с которыми иногда сталкиваются люди, особое, по своей таинственности и загадочности, место занимают привидения и случаи проявления «шумных духов» - полтергейста. Эти и другие чудеса известны давно, и во многих случаях описаны подробно. Однако один из таких случаев, произошедший в начале ХХ века в России, остался малоизученным современными исследователями, и был характерен необычным сочетанием самых разнообразных загадочных явлений.
|
|
Все эти непостижимые явления отец Иоанн был вынужден признать кознями сатаны и, чтобы избавиться от его происков, решил отслужить в своем доме молебен. Пришли односельчане, но во время богослужения по коридору была рассыпана мука, а в кухню снесена вся посуда. Крестьяне по просьбе священника с этого часа установили во всех комнатах постоянное дежурство, но, несмотря ни на что, бесовщина не унималась. После молебствия настоятель сложил на стол в зале крест, евангелие и свое церковное облачение, но через пять минут все это оказалось на полу. После этого все, даже ранее сомневавшиеся, уверовали в козни сатаны – святое писание никто, кроме него, на пол бросить не посмеет.
|
|
В последующие дни, 17 и 18 ноября, проделки дьявола были незначительными – опять разные вещи разбрасывались по коридору, чуланам и комнатам, а стоявшие на печке сапоги в мгновение ока раз десять оказывались в сенях или в мешке с мукой. Один раз учительница с матушкой только открыли дверь в горницу, как оттуда в них полетела железная кочерга, к счастью, никого не задев.
|
|
Вечером 19 ноября у священника пропали часы и обнаружились затем в крынке с молоком, а в печи опять загорелось неведомо как там оказавшиеся мокрые наволочки, висевшие до того на кухне. В то же время весь коридор оказался устлан бельем, платьями, кофтами и натасканными со двора дерюгами. В отхожем месте нашли лоханку и шерстяной платок.
|
|
День 20 ноября выдался особенно беспокойным. В присутствии крестьян из печи опять потянуло смрадом. Открыли заслонку и вытащили оттуда тлеющий шерстяной платок, за ним – детский фартук, потом сверток холста (до этого все эти вещи хранились в чулане), а потом из дымохода стала выпадать детская обувь, парами, четыре пары одна за другой, причем сапожки были еще горячими. Пошли положить вещи обратно в чулан – а дверь не открыть: она оказалась приваленной изнутри кругом льна весом в три пуда, стоявшим когда-то у дальней стенки.
|
|
В мире непознанных явлений, с которыми иногда сталкиваются люди, особое, по своей таинственности и загадочности, место занимают привидения и случаи проявления «шумных духов» - полтергейста. Эти и другие чудеса известны давно, и во многих случаях описаны подробно. Однако один из таких случаев, произошедший в начале ХХ века в России, остался малоизученным современными исследователями, и был характерен необычным сочетанием самых разнообразных загадочных явлений.
|
|
* * *
|
|
20 ноября 1900 года владимирский архиепископ Сергей получил телеграмму следующего содержания: «Владыко святый, бесы наполнили дом, затопят печи, жгут одежду, топят в воде, переносят вещи, беспрерывно сотни людей день и ночь свидетели. Прошу молитв. Переславль. Леченцы. Священник Иоанн».
|
|
Село Леченцы находилось в Переславльском уезде Владимирской губернии на реке Нерли. Служивший там настоятелем сельской церкви был нестарый еще священник Иоанн Соловьев, обремененный женой и тремя малолетними детьми. Свой пост он занимал уже целых 11 лет и был достаточно сведущ в богословии. Поэтому сообщению о появлении в его доме нечистой силы архиепископ придал большое значение и немедленно поручил местному благочинному, священнику села Вашки Павлу Веселовскому, провести тщательное дознание. Уже 30 ноября тот был на месте и произвел обследование места происшествия, а также опросил многочисленных свидетелей. Заявление отца Иоанна полностью подтвердилось – в его доме действительно происходили необычные явления, которые были признаны сверхъестественными и отнесены духовенством к проделкам нечистой силы.
|
|
Слухи о загадочных происшествиях в Леченцах дошли и до местной администрации, которая тоже послала туда своих дознавателей – станового пристава, исправника, а потом еще и чиновника по особым поручениям при губернаторе. Изложенные церковным следователем факты были перепроверены – священник Иоанн, его домочадцы, а также множество сельчан и в самом деле были свидетелями таинственных явлений. Собранные тогда материалы позволяют составить целостную картину этих загадочных происшествий и являются настолько любопытными, что представляют несомненный интерес для исследователей паранормальных явлений и сейчас. Что же происходило в доме отца Иоанна, что вызвало особый интерес у светских и духовных властей и панику у местных жителей?
|
|
* * *
|
|
Оказалось, что первые загадочные явления в доме отца Иоанна, где он проживал со своей семьей, горничной девкой Авдотьей, 17 лет, и нянькой Натальей, 14 лет, начались еще в августе 1900 года и выражались в постукиваниях, порче одежды и битье оконных стекол. Однако ни сам священник, ни матушка сначала этим мелким проделкам значения не придавали. Но с 16 ноября нечистая сила настолько разбушевалась, что ни молитвы, ни окропление комнат святой водой не помогали. Поэтому и дана была телеграмма архиепископу, а также приглашены в дом односельчане: находиться там одним стало просто страшно.
|
|
* * *
|
|
Все происходившее четко разделялось на три временных периода буйства бесов, между которыми были небольшие промежутки времени, и продолжилось до тех пор, пока священник, не выдержав натиска потусторонних сил, не покинул это село.
|
|
В первом периоде (с 16 по 21 ноября) события развивались следующим образом. Около 12 часов дня 16 ноября во время протапливания печи священник приказал няньке Наталье подкинуть в печь еще дров. Не успела она забросить последнее полено, как в комнату клубами повалил дым. Нянька вместе с горничной Авдотьей и матушкой заглянули в печь и увидели, что дымоходное отверстие плотно заткнуто овчиной, войлоком и мешком. С трудом вытащив эти вещи из дымохода, заткнутого кем-то ИЗНУТРИ, хозяева решили еще раз протопить печь, однако дым опять повалил в дом. Когда же отец Иоанн призвал на помощь мужиков, и те вскрыли кирпичную кладку печи, то оказалось, что все дымоходные колодцы были забиты разной домашней рухлядью. По их мнению, произошло «совершено невозможное человеческим усилиям заложение» дымоходных каналов изнутри. Пока домашние и крестьяне топтались в комнате у печи, весь коридор оказался устлан половиками и мешками, а лестница на чердак была занавешена попоной. Сапоги, стоявшие на лежанке, были разбросаны по комнате и коридору, а в разных углах дома слышалось негромкое постукивание, что бывало и прежде.
|
|
"«Пораженные до крайности» такими странностями, крестьяне ушли
|
|
Все эти непостижимые явления отец Иоанн был вынужден признать кознями сатаны и, чтобы избавиться от его происков, решил отслужить в своем доме молебен. Пришли односельчане, но во время богослужения по коридору была рассыпана мука, а в кухню снесена вся посуда. Крестьяне по просьбе священника с этого часа установили во всех комнатах постоянное дежурство, но, несмотря ни на что, бесовщина не унималась. После молебствия настоятель сложил на стол в зале крест, евангелие и свое церковное облачение, но через пять минут все это оказалось на полу. После этого все, даже ранее сомневавшиеся, уверовали в козни сатаны – святое писание никто, кроме него, на пол бросить не посмеет.
|
|
В последующие дни, 17 и 18 ноября, проделки дьявола были незначительными – опять разные вещи разбрасывались по коридору, чуланам и комнатам, а стоявшие на печке сапоги в мгновение ока раз десять оказывались в сенях или в мешке с мукой. Один раз учительница с матушкой только открыли дверь в горницу, как оттуда в них полетела железная кочерга, к счастью, никого не задев.
|
|
Вечером 19 ноября у священника пропали часы и обнаружились затем в крынке с молоком, а в печи опять загорелось неведомо как там оказавшиеся мокрые наволочки, висевшие до того на кухне. В то же время весь коридор оказался устлан бельем, платьями, кофтами и натасканными со двора дерюгами. В отхожем месте нашли лоханку и шерстяной платок.
|
|
День 20 ноября выдался особенно беспокойным. В присутствии крестьян из печи опять потянуло смрадом. Открыли заслонку и вытащили оттуда тлеющий шерстяной платок, за ним – детский фартук, потом сверток холста (до этого все эти вещи хранились в чулане), а потом из дымохода стала выпадать детская обувь, парами, четыре пары одна за другой, причем сапожки были еще горячими. Пошли положить вещи обратно в чулан – а дверь не открыть: она оказалась приваленной изнутри кругом льна весом в три пуда, стоявшим когда-то у дальней стенки.
|
|
"21 ноября различные предметы домашнего обихода опять перемещались по дому, причем у станового пристава пропала фуражка, в печи снова горела одежда, ключи от церкви оказались в лохани, а поставленная опара была опрокинута на пол. Один половик оказался скрученным так туго, что человеческими руками это сделать было невозможно
|
|
* * *
|
|
"На некоторое время после этого наступила передышка, полтергейст, казалось, было унялся, но это оказалось не так – с 11 по 28 декабря он разбушевался с новой силой. Вещи опять разбрасывались по дому, стала рваться одежда, а начиная с 23 декабря – выстригаться небольшими квадратиками. На некоторых вещах сами собой завязывались очень запутанные узлы
|
|
* * *
|
|
"Опустошенные немыслимыми страхами люди смогли отдохнуть от кошмаров всего две недели, а с 15 по 19 января 1901 года сатанинское наваждение набросилось на них с новой силой. 15 января из кладовой на улицу были выброшены свинина и горох, а одежда прислуги оказалась развешана по забору. На снегу в огороде были обнаружены следы ступней человеческих ног, правая из которых была вывернута назад
|
|
Последние происшествия окончательно доконали священника, и 25 января 1901 года отец Иоанн покинул село Леченцы. Его дальнейшая судьба неизвестна, однако после его отъезда таинственные явления в его опустевшем доме прекратились.
|
|
* * *
|
|
Духовенство тогда определило все происходившее в доме отца Иоанна как действия нечистой силы. Эта история получила широкую огласку. Некоторые представители общественности, считавшие себя людьми с передовыми взглядами, с такой версией не согласились и проанализировали весь ход событий. По их мнению, священник Соловьев страдал острым психическим расстройством с раздвоением личности и большую часть проделок совершал сам. Исходя из ложного утверждения о том, что душевная болезнь – штука заразная, они сделали вывод об инфицировании ею няньки Натальи, которая якобы неосознанно помогала ему в этом. Для начала ХХ века эта версия вполне годилась, но не для нашего времени.
|
|
При расследовании этого дела почему-то никто не обратил внимания на сон Натальи, который она рассказала наутро, когда нашла на своей шее нож: «…явилась во сне бывшая батюшкина служанка Прасковья и стала упрекать меня, зачем я продолжаю наговаривать на нее. Я ответила: мы об этом забыли, а вот ты снова заставляешь говорить о тебе. Она возразила мне, что ничего не делает теперь, и вдруг сказала – хочешь, я тебя зарежу! При этом она выхватила откуда-то нож. Я с испуга вскрикнула и проснулась, около шеи лежало что-то холодное. Это был кухонный нож».
|
|
Оказывается, до всех этих событий у отца Иоанна в прислугах была некая Прасковья, и однажды нянька Наталья уличила ее в краже узла с бельем. Священник Соловьев заявил на нее властям, и та по суду получила три месяца тюрьмы. Там она и умерла. Натурой Прасковья была злобной и мстительной, и самое главное – она была горбатой! Вспомним кляксу в виде горбатой фигуры на книге и рассказ понятого о кравшейся за священником уродливой тени!
|
|
Объяснение этому может быть только одно – так злая горбунья мстила своим бывшим хозяевам, тем более что про нее ходили слухи, что якобы она знается с чернокнижниками.
|
|
Аномальные новости 43,2006
|