Блуждающие по морям
|
|
История о «Летучем Голландце» - старинная морская байка, согласно которой капитан голландского судна Ван Страатен был осужден на вечное скитание по морям. В костюме XVII века, прислонясь к мачте своего судна, носится он по волнам без всякой цели и определенного направления. Встреча с ним, по поверью, предвещает морякам гибель. Такова краткая справка
|
из морского словаря...
|
|
Конечно, рассказы о бессмертном капитане, вечно плавающем без команды по морям и океанам, - легенда. Но основана она на вполне реальных фактах.
|
Сохранились, например, свидетельства о пиратском корабле «Флиссингер» под командованием знаменитого корсара Николаса Яарри. Предполагают, что на судне было совершено убийство и команда, страшась возмездия, опасалась заходить в порты. Есть и такие, кто утверждает: причиной того, что судно обезлюдело, была вспыхнувшая на его борту эпидемия какой-то болезни, и потому ни один порт не хотел дать пристанище кораблю.
|
|
Как бы то ни было, но «вечно блуждающие» по морям и океанам суда, покинутые экипажами, существовали на самом деле. Та же легенда о «Летучем Голландце», скорее всего, родилась в эпоху великих географических открытий, когда корабли европейцев устремлялись в неизвестность - в надежде найти путь к сказочной Индии. Для этого они пытались обогнуть Африку с юга. Но сделать это было непросто. Мешали сильные встречные ветры, штормы, густые туманы.
|
Еще пуще пугали моряков поверья о том, что всякий корабль, спустившийся ниже экватора, будет поглощен геенной огненной - кипящим морем и морскими чудовищами. Но вот недоступный рубеж преодолел португалец Бартоломеу Диаш. В 1487 году он с несколькими кораблями первым обогнул проклятый Мыс Бурь, названный позже Мысом Доброй Надежды, и вышел в Индийский океан. До Индии капитан, однако, не добрался. Матросы, измученные долгими скитаниями в бурном океане, взбунтовались и потребовали возвращения домой. Капитан уступил команде.
|
|
Однако, как свидетельствуют летописи, в мае 1500 года во время шторма у Мыса Доброй Надежды Бартоломеу Диаш пропал без вести вместе со своим кораблем. Некоторые из его спутников, добравшись до Лиссабона и рассказывая об ужасах неудачного плавания, начали распространять слухи о том, что капитан Диаш будто бы был проклят Богом и навечно обречен скитаться по морям. Суеверные моряки, всегда испытывая страх перед неведомым, быстро уверовали в наказание Диаша «по воле божьей».
|
|
Так появился, наверное, самый первый в истории корабль-призрак. Легенда распространялась, как эпидемия, - от порта к порту. И вот уже у моряков каждой страны появился свой «бессмертный капитан»: в Англии - Бернард Фокк, в Голландии - Ван Страатен, чей корабль и вошел в историю под именем «Летучий Голландец».
|
Шли годы, и количество встреч в море с кораблями-призраками продолжало расти. Страховое общество «Ллойд» подсчитало, что только с 1891 по 1893 год было зарегистрировано 1828 рапортов капитанов о встрече с «Летучими Голландцами». Была организована даже специальная конференция, обсудившая вопрос, что делать с «призраками». Некоторые предлагали начать войну против «морских бродяг», тем более что их становилось все больше.
|
|
Это объяснялось и тем, что в то время на морских торговых путях стали господствовать пароходы. Парусники уходили в прошлое. Ремонтировать их и обновлять не имело смысла. Да и море оставалось морем - со штормами, мелями и рифами. На океанских маршрутах встречались десятки полузатопленных, обгоревших, разбитых корпусов парусников без команд и пассажиров.
|
|
И вот международная конференция приняла решение - «Летучих Голландцев» следует уничтожать. Для потопления покинутых парусников в океаны вышли военные корабли. «Морских бродяг» расстреливали, поджигали, взрывали - одним словом, топили всеми способами. «Война» эта растянулась на многие годы: еще в 1930 году, например, американские военные корабли уничтожили 267 беспризорных судов. Судьба некоторых из них до сих пор поражает воображение.
|
Неисповедимы пути морские
|
|
Маршруты покинутых судов бывают невероятно причудливы. Так, американская шхуна «Уайт», в 1888 году из-за сильной течи оставленная командой, продолжала плавать в Северной Атлантике. За год она прошла свыше пяти тысяч миль и в начале 1889 года села на мель около одного из Гебридских островов.
|
Несколько лет дрейфовала по морям американская шхуна «Фэнни Уолстен», брошенная командой в 1891 году. Несмотря на сильную течь, она держалась на плаву и двигалась под воздействием Гольфстрима с довольно большой скоростью. Всего за три года шхуна прошла более 8 тысяч миль. За это время ее видели более сорока раз. Навсегда «Фэнни Уолстен» исчезла только осенью 1894 года.
|
|
И по сей день историков мореплавания, литераторов и даже криминалистов волнует загадочная судьба моряков с «Мэри-Селесты». Двухмачтовый бриг, шедший под полными парусами, был обнаружен в 1872 году в Атлантическом океане. Бриг заметил 4 декабря американский парусник «Дей Грейша», который шел под командованием капитана Дэйвида Рида Морхауза из Нью-Йорка в Гибралтар. Опытный глаз моряка сразу отметил, что «Мэри-Селеста», вышедшая из Нью-Йорка на несколько дней раньше, как-то неуверенно рыскает по волнам. Капитан этого корабля Бенджамин Бриггс был другом Морхауза. На подаваемые сигналы он не отвечал, на палубе не было заметно ни души. Тогда Морхауз направил старшего помощника и дюжину матросов на «Мэри-Селесту». Посланцы не обнаружили на борту никого - ни на палубе, ни в каютах, ни за рулем. Корабль шел вперед как бы управляемый неведомой рукой.
|
|
Судно внимательно осмотрели: все было в абсолютной целости и сохранности. Груз, состоявший из тщательно уложенных бочонков со спиртом, не тронут, продовольствия в кладовой хоть отбавляй. Больше всего удивляло отсутствие какого-либо беспорядка, следы которого хотя бы косвенно могли свидетельствовать о причине, заставившей команду поспешно покинуть судно. В матросских кубриках стояли сундучки с личными вещами, на линях сушилось белье, на столиках перед зеркалами лежали бритвенные приборы. В каюте капитана был найден полурастянутый аккордеон, рядом лежала тетрадь с нотами, на стене висели женская одежда и платьица маленькой девочки. Морхауз знал, что капитан Бриггс взял с собой жену и двухлетнюю девочку. В судовом журнале имелась дата последней записи - 25 ноября. На карте отметка: 6 миль севернее острова Санта-Мария (из группы Азорских островов).
|
|
Капитан Морхауз на буксире привел покинутый бриг в Гибралтарский порт, где адмиралтейские власти немедленно приступили к тщательному расследованию, которое длилось 11 лет. Но никакого вердикта так и не было вынесено. Вот заключительное слово комиссии: «При полном отсутствии каких-либо данных, которые могут пролить свет на это дело, следует опасаться, что судьба экипажа «Мэри-Селесты» увеличит собою число тайн океана, которые откроются только в тот великий день, когда море откажется от своих мертвецов. Если было совершено преступление, о чем заставляет подозревать многое, то мало надежды на то, что преступники попадут в руки правосудия».
|
|
В XX веке к загадке «Мэри-Селесты» вернулся английский писатель-маринист М.Китинг. Тщательно изучив судебные архивы, опросив многих специалистов, он пришел к сенсационному заключению, что тайна «Мэри-Селесты» на самом деле не что иное, как мистификация. Так ли это? Ведь и версия Китинга смахивает на литературный вымысел.
|
|
Но вот иной случай - в феврале 1948 года радиостанции засекли в Малаккском проливе сигнал бедствия с парохода «Уранг Медан». После многократного SOS прозвучало: «Погибли все». Поднявшиеся на борт спасатели увидели жуткую картину: на борту не осталось никого живого. Капитан лежал на мостике, офицеры - в штурманской и рулевой рубках, трупы матросов - по всему пароходу. Лица их были искажены гримасой ужаса. Мертвой была даже собака. Но при всем при этом ни у кого на теле не было следов насилия.
|
|
Позже было зарегистрировано еще несколько аналогичных случаев. В 1969 году газеты «Правда» и «Известия» сообщили о двух абсолютно безлюдных яхтах, обнаруженных в июльские дни в районе Азорских островов. На борту были запасы питания, питьевая вода, спасательное снаряжение. И снова никто толком не смог объяснить, что же, собственно, произошло.
|
|
Ученые исследуют легенду
|
|
А между тем наука еще в 30-е годы обнаружила инфразвуковые колебания, возникающие в штормовых районах. Сделавший это открытие академик В.В.Шулейкин назвал их «голосом моря». С возрастанием скорости ветра и амплитуды волн интенсивность «голоса моря» сильно увеличивается. Двигаясь со скоростью около 330 метров в секунду, волна инфразвука намного опережает движение породившего его урагана.
|
|
В раскрытие загадки внесли свой вклад биологи, изучавшие физиологические действия инфразвука большой интенсивности на живой организм. Во время экспериментов подопытные животные испытывали чувство беспокойства и беспричинного страха. Эти же неприятные симптомы проявлялись у исследователей-добровольцев, находившихся в экспериментальных инфразвуковых камерах. Скажем, в лаборатории морского научно-исследовательского центра в Марселе произошел необычный случай. Во время испытаний генератора инфразвуковых колебаний сотрудники лаборатории внезапно почувствовали себя плохо. Их внутренние органы - желудок, сердце, легкие - вибрировали, да так, что исследователи закричали от боли.
|
|
Ученые пришли к выводу - в каждом организме существуют свои собственные колебания низкой частоты. Например, характерный колебательный контур - наша система кровообращения. Если период инфразвука совпадает или близок к периоду этих колебаний, возникает особый резонанс. При этом амплитуда сердцебиений возрастает настолько, что может произойти разрыв артерий. Если инфразвук интенсивен и не полностью совпадает по фазе, то кровообращение тормозится, останавливается сердце.
|
|
Инфразвук вреден во всех случаях: слабый воздействует на внутреннее ухо и вызывает морскую болезнь, сильный заставляет вибрировать органы, приводя к их повреждению и даже остановке сердца. Колебания средней мощности вызывают расстройство органов пищеварения и мозга, даже слепоту. Экспериментальным путем было установлено, что инфразвук с частотой 7 герц смертелен. А во время шторма в море генерируется инфразвук с частотой 6 герц.
|
|
Влияние инфразвука распространяется далеко за пределы морского бассейна. Известно, что перед штормом в приморских районах увеличивается количество дорожных катастроф, больные чувствуют себя хуже. Наиболее чувствительны к инфразвуку люди, страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями.
|
|
Если применить эти факты к кораблям-легендам, то неудивительно, что некоторые из вышеприведенных случаев могли произойти даже в спокойную погоду. То есть шторм бушевал за десятки и сотни миль от места катастрофы, но вызвала ее дошедшая до корабля инфразвуковая волна. При значительной амплитуде такой волны экипаж мог погибнуть мгновенно. К тому же причину смерти обнаружить было практически невозможно - ведь она возникает либо от остановки сердца, либо от разрушения сосудов.
|
|
Когда же интенсивность инфразвука меньше смертельной, на членов экипажа обрушивается волна беспричинного ужаса и страха. Такое состояние усиливается, если корпус и мачты начинают колебаться в резонанс с пришедшими сюда инфразвуковыми волнами и превращаются во вторичный источник инфразвука. По-видимому, именно в такие моменты команда способна в панике покинуть судно.
|
|
Ученые полагают, что в природе существует некий локальный, а может быть, и глобальный фактор, связанный с метеорологическими условиями, но сам он, к сожалению, пока изучен недостаточно. Нет сомнения в том, что характер «безмолвного убийцы» будет все-таки распознан до конца. К интенсивному исследованию этой проблемы подталкивает бесстрастная статистика: ежегодно в морях, не успев подать сигнал бедствия, исчезает несколько крупных судов. И вполне возможно, что причиной их гибели как раз и является инфразвук.
|
|
Михаил БУРЛЕШИН
|
|
22,Тайная Власть 2005
|