Летучий голландец
|
|
11 июля 1881 г. в судовом журнале фрегата военно-морского флота Великобритании "Бакканте", который огибал мыс Доброй Надежды, появилась запись: "Во время ночной вахты наш траверз пересек "Летучий голландец". Сначала появился странный красноватый свет, исходивший от корабля-призрака, и на фоне этого свечения четко вырисовывались мачты, снасти и паруса брига". На следующее утро впередсмотрящий, первым заметивший корабль-призрак, сорвался с мачты и разбился насмерть. Позднее внезапно заболел и умер командир эскадры.
|
|
За последние 400 лет "Летучий голландец" видели много раз. Встречи с ним наиболее часто происходят южнее мыса Доброй Надежды. Окрашенный в черный цвет и ярко освещенный, корабль всегда идет с гордо поднятыми парусами, даже в самую свирепую погоду. Временами оттуда раздается голос, но люди опытные не отвечают на вопросы таинственного призрака, ибо знают: за этим обязательно последует несчастье.
|
|
Некоторые моряки убеждены, что достаточно просто посмотреть на корабль, чтобы найти свою смерть при кораблекрушении. Даже экипажи немецких подводных лодок в годы второй мировой войны испытывали страх перед "Голландцем", которого много раз видели к востоку от Суэца. Адмирал Карл Дениц писал в своих донесениях в Берлин:
|
|
"Матросы говорили, что они предпочли бы встретиться с силами Союзного флота в Северной Атлантике, чем испытать ужас повторной встречи с фантомом".
|
|
Человека, давшего имя кораблю, часто отождествляют с Вандердекеном, капитаном голландского торгового парусника XVII в. Легенда гласит, что, огибая мыс Доброй Надежды во время сильного шторма, он поклялся перед богом, что войдет в Тейбл-Бей или будет проклят. Его корабль пошел ко дну, и за свое богохульство он был обречен на вечное странствие по этим морям. Легендой воспользовались писатели-романисты, поэты, драматурги и кинорежиссеры.
|
|
Согласно другой легенде, имя капитана - Бернард Фокке, который, говорят, заключил сделку с дьяволом, чтобы добраться до Индии за 90 дней. За это он был приговорен к вечному странствию в южных морях.
|
|
Существует несколько рациональных объяснений феномена кораблей-призраков. Прежде всего, это плохая видимость и миражи. Однако некоторые фантомы оказывались реальными судами, покинутыми командой. Поэтому их называли миражами мыса. После 30-х годов XX в., когда был уничтожен последний из таких брошенных кораблей, число встреч с кораблем-призраком быстро пошло на убыль.
|
|
Вовока и танец духов
|
|
В 70-е годы XIX в., когда американские поселенцы из Европы захватили земли индейцев на западе Америки, юноша по имени Вовока был работником. Он родился приблизительно в 1860 г. в западной Неваде, его отец был колдуном. Хотя Вовока вместе с поселенцами участвовал в христианских богослужениях, он отказывался отречься от индейских корней.
|
|
В канун нового, 1889 г. произошло затмение солнца, и Вовока молился, чтобы его народ зажил по-прежнему. Он услышал Бога, который повелел ему вести индейцев к "добродетельной, честной жизни", работать на поселенцев, но сохранить свою веру и религиозные обряды.
|
|
Вовока начал проповедовать доктрину мирного сосуществования и личной нравственности. Если индейцы будут молиться и совершать совместный танец, завоеватели исчезнут, земля вновь покроется стадами бизонов, и все люди, которые недавно умерли, возвратятся к жизни. Эта последняя надежда и дала религиозному движению название "танец духов". Откровения Вовоки быстро распространились среди индейцев по всей территории западной части Северной Америки.
|
|
Сама идея, что индейцы, танцуя, сметают завоевателей с лица земли, нервировала власти, которые опасались восстания, особенно среди индейцев племени сиу, нанесших поражение войскам генерала Кастора 14 годами ранее. Правительство потребовало от вождей сиу отказаться от движения. 29 декабря 1890 г. у речки Вундед-Ни, Южная Дакота, между плохо обученными американскими солдатами и разгневанными сиу разгорелось сражение. Солдаты открыли огонь по вигвамам, убив свыше 200 мужчин, женщин и детей. Погибли также 29 солдат.
|
|
После массового истребления индейцев у Вундед-Ни - последней военной акции против американских индейцев - Вовока продолжал проповедовать, что все религии множества племен североамериканских индейцев правильны. Он был духовным вождем тысяч индейцев в своей долине и за ее пределами. Когда он умер в 1932 г., землетрясение в районе священной земли Маунт-Грант стало свидетельством того, что душа Вовоки вознеслась на небо.
|
|
Змей в небе
|
|
В июне 1873 г. фермер из Бонэма, штат Техас, США, с удивлением увидел в небе огромного извивающегося змея, опоясанного ослепительными желтыми полосами. Эту картину наблюдали и другие местные жители, утверждавшие, что змей был, по меньшей мере, с телеграфный столб. Согласно сообщению, появившемуся в местной газете "Энтерпрайз", зрители следили, как это существо "...свивалось спиралью, переворачивалось и своей огромной головой делало выпады вперед, как будто с чем-то сражаясь".
|
|
Исследователь Лорен Коулмен в книге "Курьезные встречи" (1985) рассказал, что похожего змея вскоре после этого видели в небе жители города Форт-Скотт в штате Канзас. Шипящая разновидность была замечена в мае 1888 г. над штатом Южная Каролина; сверкающая змея извивалась вертикально в небе на юге Скандинавии в марте 1935 г.; один экземпляр дважды был замечен над бразильским городом Крус-Алта - в декабре 1935 и в июле 1937 гг.
|
|
В 1917г. один летчик видел похожее на дракона существо, плывущее по воздуху к самолету.
|
|
Два наблюдателя из НАСА в июле 1993 г., обходя сверху грозу, насчитали 19 вспышек света, которые напоминали по форме медузу. "Наиболее яркие вспышки, - поясняли они, - встречаются обычно на высоте около 65 км, и поэтому вы видите тело медузы высоко вверху с вытянувшимися вниз щупальцами".
|
|
Наиболее разумное объяснение таких феноменов - возникновение метеорологических явлений, сравнимых с северным сиянием. Это проливает свет на многочисленные легенды средних веков об огнедышащих драконах.
|
|
Зловредный полтергейст
|
|
В 1878 г. в городе Амхерст, канадская провинция Новая Шотландия, двухэтажный коттедж занимал Дэниел Тид с семьей (всего восемь человек).
|
|
Однажды ночью 19-летняя Эстер разбудила Дженни, крича, что у нее в кровати мышь. Следующей ночью крики Эстер разбудили всех членов семьи; они бросились к ней в комнату и увидели ее с лицом свекольного цвета и выпученными глазами. Тело Эстер невероятно разбухло, и объятые ужасом родственники услышали звук, напоминающий раскаты грома.
|
|
Когда все повторилось через четыре ночи, позвали местного доктора Кэррита. Во время обследования подушка Эстер подпрыгнула и ударила доктора по лицу. Он услышал скрежетание и увидел на стене надпись: "Эстер Кокс! Ты принадлежишь мне, и я убью тебя!". Вновь раздались раскаты грома, и с потолка посыпалась штукатурка. В доме появлялись еще надписи, иногда это была просто подпись - "Боб".
|
|
Слух о таинственных событиях распространился по округе. Диковинной новинкой было электричество, и священник преподобный Эдвин Клей пришел к выводу, что тело Эстер каким-то образом заряжено электричеством. Раскаты грома, сказал он, сопровождавшие незначительные вспышки молнии, производились неким подобием "живой электрической батареи" внутри Эстер.
|
|
На некоторое время Эстер покинула свою семью, и в коттедж вернулось спокойствие. Однако стоило ей вернуться, как зловредный "Боб" пригрозил сжечь дом дотла! Стали случаться непонятные возгорания, и хотя пожарники подозревали поджог, они не сумели ничего доказать.
|
|
После еще нескольких пожаров Эстер вновь покинула семью, и возгорания прекратились. Когда в ее новом доме сгорел амбар, Эстер обвинили в поджоге и приговорили к четырем месяцам тюрьмы.
|
|
Некоторые современные специалисты считают, что Эстер подавляла свои чувства, и это могло независимо от ее воли сфокусировать в ней психокинетическую энергию. Эстер вышла замуж, а "Боб" возвратился в безмолвие.
|
|
Уатсекское чудо
|
|
Kогда доктор Э.У. Стивене впервые увидел Ларенси Веннум, 13-летнюю девочку из города Уатсек, штат Иллинойс, она была в ярости. С июля 1877 г. Ларенси страдала таинственной болезнью, и за полгода ее характер круто изменился. Иногда она сидела замкнутая и молчаливая, потом вдруг впадала в бредовое состояние, а позже восторженно рассказывала, что побывала на небе. Обеспокоенные родители решили отправить девочку в психиатрическую лечебницу.
|
|
Постепенно доктору Стивенсу удалось завоевать ее доверие. Она призналась ему, что на самом деле в ней живут еще несколько человек, в том числе юноша по имени Уилли Каннинг и 63-летняя немка Катрин Хоган. Стивене предложил Ларенси найти духа, более контролируемого. Девочка выбрала Мэри Рофф, дочь бывшего соседа. За 12 лет до этого Мэри умерла в возрасте 18 лет, измученная припадками.
|
|
Ларенси идентифицировала себя с Мэри и успокоилась. Она больше не признавала Веннумов своими родителями. Семья Рофф согласилась принять ее. Ларенси-Мэри сказала, что ангелы позволят ей оставаться у них до определенного дня в мае.
|
|
В течение трех месяцев Ларенси была Мэри. Она узнавала друзей и родственников Мэри, "помнила" каждый предмет в ее доме и сотни случаев из детства Мэри. Однако она продолжала впадать в транс, иногда отказывалась от пищи со словами, что будет обедать на небесах. 21 мая 1878г. Ларенси вновь стала сама собой, но Мэри возвращалась очень часто. Когда Ларенси вышла замуж и должна была родить, Мэри погрузила ее в транс, с тем чтобы роды прошли без боли.
|
|
Ричард Ходжсон, который изучал этот случай по поручению Общества исследования психических явлений, верил в то, что в Ларенси вселился дух Мэри. Он допускал также психологическое объяснение этого феномена: вероятно, Ларенси ухватилась за возможность покинуть дом ради более близкого по духу окружения, где к ней относились бы как к дорогой гостье, а не как к трудному подростку. Ларенси Веннум окрестили Уатсекским чудом.
|
|
Зодиак 16,2005
|