Феномены в жизни Диккенса
|
|
"Рождественский гимн" Чарльза Диккенса - самый известный рассказ с привидениями в английской литературе. Ч. Диккенс написал 20 таких рассказов, пять из них вошли в роман "Посмертные записки Пиквикского клуба", опубликованный в 1836 г.
|
|
Когда писатель был ребенком, его няня Мэри Уэллер рассказывала ему сказки про всякую нечисть. В "Дэвиде Копперфилде", произведении, которое в значительной степени автобиографично, герой говорит: "Няня утверждала... что у меня есть дар видеть привидений и духов". Его жизнь изобиловала психическими феноменами. В канун нового, 1863 г., играя в шарады со своими детьми, романист был обеспокоен каким-то предчувствием. Для игры понадобился кусок черного полотна, закрепленный на палке, и этот траурный жезл напомнил Диккенсу о "мрачных предметах", виденных за несколько дней до этого на похоронах его собрата по перу, романиста Уильяма Мейкписа Теккерея. На следующий день его 22-летний сын Уолтер внезапно умер в Калькутте, Индия, от аневризмы аорты.
|
|
Диккенс рассказывал также о нескольких встречах с духами. Он любил Мэри Хогарт, младшую сестру своей жены. После ее смерти писатель признавался: "В течение года я видел во сне, как она всюду следует за мной... иногда как привидение, иногда как живое создание".
|
|
Однажды ночью Чарльз Диккенс, проснувшись, увидел призрак своего отца у постели. В другой раз Диккенсу приснился сон, в котором он познакомился с мисс Напьер. Он запомнил, что на ней была красная шаль. Спустя день или два мисс Напьер, закутанная в красную шаль, посетила писателя.
|
|
Психический накал жизни Диккенса и его мрачные настроения наводят на мысль, что он мог быть подвержен маниакальной депрессии и, возможно, сам не знал, где заканчивается вымысел и начинается реальность. Однажды он сказал литературному критику Джорджу Генри Льюису, что отчетливо слышал "каждое слово, произнесенное его персонажами".
|
|
Кракен и гигантские кальмары
|
|
"Удивительные создания поднимаются из пучины, чтобы взглянуть на нас, - хозяева океана". Это слова старой песни "Возвращение адмирала". Некоторые мифические существа уже внесены в зоологический каталог.
|
|
Легенды о кракене, огромном скандинавском морском чудище, основаны на встречах с гигантскими кальмарами. Весьма драматичный случай произошел 30 ноября 1861 г., когда французская канонерка "Алектон" преследовала огромное существо. Это было в 120 морских милях (около 190 км) от Канарских островов. Судовая команда загарпунила животное, но оно было столь крупным, что его не смогли поднять на борт. Существо кирпично-красной окраски, измеренное от конца щупальцев до кончика хвоста, имело длину около 7 м.
|
|
Многоголовая гидра из древнегреческого мифа также могла родиться из гиперболических рассказов о крупных спрутах, однако существует неопровержимое свидетельство того, что огромные существа, снабженные щупальцами, - реальность, а не выдумки.
|
|
30 ноября 1896 г. на берег около города Сент-Огастин, штат Флорида, США, были вынесены останки огромного морского животного. Когда Эдисон Верилл, профессор биологии Йельского университета, исследовал находку, он пришел к выводу, что это был громадный осьминог с размахом щупальцев до 60 м. Для сравнения: размах щупальцев наиболее крупного из признанных в мире видов осьминога достигает 7 м. Утверждение Верилла было встречено скептически, и он был готов признать, что эти останки принадлежали кашалоту. Тем не менее, когда в 1957 г. двое американских биохимиков, Джозеф Дженнер и Рой П. Макэл, сделали анализ проб ткани из туловища животного, хранившегося в Смитсоновском институте, было обнаружено, что структура ее клеток и химический состав наиболее характерны для осьминогов. Первоначальная идентификация Берилла оказалась, по-видимому, правильной.
|
|
Духовная фотография
|
|
К духовной, или психической, фотографии никогда не относились серьезно, и получалась она редко, с тех пор как вышли из употребления аппараты, использующие фотографические пластины.
|
|
Уильяму Мамлеру из Бостона, штат Массачусетс, США, приписывают первенство в области фотографирования духов. Первый из них появился на автопортрете, который фотограф сделал в 1861 г. Он также был автором самой знаменитой фотографии этого жанра, на которой Мэри Тодд, вдова Авраама Линкольна, снята вместе с призраком Линкольна, стоящим позади нее, а его руки покоятся на ее плечах.
|
|
Попытки уличить Мамлера в обмане всякий раз оказывались несостоятельными, и, когда несколько лет спустя он был обвинен в мошенничестве, иск отклонили.
|
|
Эдвард Уилли открыл собственную фотографию в городе Пасадена, штат Калифорния, США, в 1886 г. С детства обладавший даром телепатии, он пользовался своими способностями, "производя" сверх- духов в 60 процентов случаев. На снимках духи выглядели слишком реально, чтобы в них поверить.
|
|
Когда Общество исследования психических явлений попросило Уилли сфотографировать кого-нибудь, несведущего в спиритизме, он выбрал Чарли, местного китайского рабочего прачечной. На фотографиях рядом с Чарли было другое изображение - крошечный портрет его сына, которого он не видел три года, а также послание на китайском языке. Чарли не знал, что к тому времени его сын уже умер.
|
|
На снимках работы француза Эдуарда Бюге присутствовали узнаваемые образы людей, которые умерли до изобретения фотографии. Хотя Бюге был осужден за мошенничество в 1875 г., судебное разбирательство сочли недобросовестным, и вера в Бюге осталась непоколебленной.
|
|
Один из последних активных духовных фотографов, англичанин Уильям Хоуп, оказался в центре дискуссии, развернувшейся в 1921 г., когда охотник за привидениями Гарри Прайс уличил его в преднамеренном надувательстве. Обвинения не подтвердились. У Хоупа были сторонники, а фотография "души" американского поэта Уолта Уитмена выдерживает сравнение с его реальным портретом.
|
|
Покинутый корабль
|
|
5 ноября 1872 г. "Мария Селеста" вышла из Нью-Йорка в Геную с грузом денатурированного спирта.
|
|
4 декабря бригантину заметили с барка "Божья Благодать" на полпути между Азорскими островами и побережьем Испании. За штурвалом никого не было. Капитан "Божьей Благодати" снарядил досмотровую команду. Она обнаружила, что корабль покинут и единственная спасательная шлюпка исчезла. Передний люк был открыт, такелаж слегка поврежден, компас разбит, а в носовой обшивке по обеим сторонам зияли отверстия на расстоянии около метра выше ватерлинии. Однако на корабле оставался достаточный запас питьевой воды и провианта. Груз был не тронут. Личные вещи экипажа лежали в матросских сундучках, ценные вещи были заперты в сейфе. Исчезли лишь судовой хронометр, секстант и документация, относящаяся к грузу, а с ними корабельная команда из семи человек, капитан Бенджамин Бриггс, а также его жена и двухлетняя дочь.
|
|
Спасательная команда с "Божьей Благодати" доставила "Марию Селесту" в Гибралтар для расследования. Версия о пьяном бунте отпала, так как на "Марии Селесте" действовал сухой закон, а недостающий спирт был промышленного назначения и в сущности непригоден для питья. Мысль о сговоре между капитаном Бриггсом и капитаном "Божьей Благодати" с целью дележа вознаграждения за спасение судна была также отвергнута. Выдвигалось множество причин случившегося, включая спорынью (грибок, вызывающий галлюцинации) в хлебе, взрыв спиртных паров в трюме и столкновение с гигантским спрутом. Более правдоподобной выглядит версия о том, что на корабль обрушился водяной смерч и залил насосное отделение. Команде показалось, что образовалась такая огромная течь, с которой помпа не справится. Только столь критической ситуацией можно объяснить, почему опытный морской капитан покинул корабль. В течение последующих 13 лет право собственности на "Марию Селесту" 17 раз переходило из рук в руки, пока корабль не затонул, наскочив на рифы у побережья Гаити.
|
|
Зодиак 15,2005
|