Бабушка музыкальной революции
|
69-летняя пенсионерка изобрела безнотную запись музыки.
|
|
Все началось с того, что женщина решила научиться играть. «Вроде не дурочка, научусь сама», - подумала Виктория Петровна Майорова и попробовала осилить нотную грамоту самостоятельно. После долгих попыток разобраться во всех этих кружочках, палочках, крючочках, она поняла, что нотная грамота очень похожа на китайскую.
|
|
|
|
У фортепьяно 88 клавиш и столько же звуков. Каждый звук имеет собственное название, но может иметь еще два наименования, итого - три. Например, до-диез и ре-бемоль - близнецы братья. Для белых клавишей существуют свои обозначения, для черных - свои. Уже только в этом можно запутаться новичку. О, сколько нам открытий чудных готовит нотно-крючкотворное письмо!
|
|
Запомнить все эти премудрости было весьма непросто, и Виктория Петровна забросила это дело, осознав, что надо семь лет посвятить музыкальной школе, чтобы научиться читать ноты. Но поскольку ее работа была связана с вычислительной техникой, мозг привык все систематизировать, и в один прекрасный январский месяц на прогулке с фокстерьером Мартой ее осенило. Она решила просто пронумеровать все клавиши фортепьяно!
|
|
Зачем человеку запоминать всякие ре-бемоль-мажоры, когда есть простые цифры? Каждый звук получил свой порядковый номер, но на этом преобразования не закончились. Цифровой реформе подверглись также октавы, которые тоже назывались совершенно нелогично: малая, большая, первая, вторая, третья… Сам черт ногу сломит. Недолго думая, Майррова присвоила им цифры от 0 до 8. А звуки обозначила тремя цифрами, где первая - номер октавы, а две последние - индивидуальный номер звука.
|
|
Клавиши стали похожи на клавиатуру пишущей машинки. Кстати, если бы на клавиатуре не были написаны буквы, то желающие научиться печатать должны были бы запоминать, где находится зона правой руки, какие клавиши входят в октаву среднего пальца левой руки, а что печатается мизинцем правой. В этом случае люди никогда не научилось бы печатать. То же самое происходит и в музыке, где дети учатся по семь лет в музыкальных школах. По мнению Майоровой, они учатся лишь для того, чтобы научиться играть ноты.
|
|
Музыканты встретили ее изобретение в штыки. Зачем все это надо? За 400 лет использования нотной грамоты сложилась стройная система, и кому нужно, все ее понимают. Лишь один ее знакомый музыкант сказал: «Ноты - ерунда, за десяток лет я их выучил. Самое сложное - длительность звучания». Оказывается, мало знать, какую клавишу нужно нажать, нужно еще знать, сколько времени держать ее нажатой.
|
|
Например, если просто назвать музыканту ноту, он ее не сможет воспроизвести. Нужно еще обозначить ее длительность. Целая нота обозначается кружочком, половинка - кружочком с палочкой, а есть еще четвертушки, восьмушки и т.д. Виктория Петровна придумала простое обозначение длительности звучания. Взяла и разделила линейку на равные части. Если нота находится к отрезке 1\4, то играть ее нужно соответственно. Затем появился еще более простой способ записи. Например, 407\4 означает, что в четвертой октаве седьмая нота длится одну четвертую. Человеку не надо запоминать многочисленные нотные премудрости. Он может сыграть эти ноты даже с нулевыми познаниями в музыке.
|
Как-то к Майоровй пришел знакомый, который когда-то играл на трубе, но многое подзабыл. «Сколько нужно времени, чтобы научиться играть на фортепьяно?», - поинтересовался он. «Полчаса», - ответила Виктория Петровна. И через тридцать минут человек свободно играл на новом для него инструменте.
|
|
Совершив музыкальную революцию, Майорова погрузилась в работу, оставив музыку в покое. Лишь в 1984 году, когда седина уже ударила в голову, а бес в ухо, она записалась в заочный институт народного творчества, в 52 года решив выучиться нотной грамоте. Ей выслали книжку, в которой было шесть заданий. До нее никто не справлялся со всеми. Женщина решила проверить свою систему на практике, и все музыкальные задания подвергла двойному переводу: нотную запись она перевела в цифровую, решила задачи и снова перевела на ноты. В таком виде и отправила в институт.
|
|
Преподаватели были восхищены, решив, что среди учеников появился опытнейший музыкант. За все задания Майорова получила пятерки, ей даже предложили пойти учиться дальше, но она отказалась. Работала в Мостотряде, строила мосты, в том числе и Октябрьский через Волгу, трудилась в вычислительном центре Ярнефтехимстроя.
|
|
И только через четверть века после открытия цифровой записи она решила представить ее возможности широкой общественности, для чего приняла участие в конкурсе «Ярославна-2000». Дальше второго этапа Майорова не прошла, но ее заметила заместитель мэра Людмила Сопотова: «Вам нужно идти в патентное бюро, я вам помогу». И действительно помогла: Виктория Майорова оформила заявку и подала ее на получение патента.
|
|
На сегодняшний день проблемой является то, что существует множество нотных записей, но их цифровой перевод имеется лишь для нескольких песен. Если бы программисты разработали программу для перевода нотной грамоты в цифровую и обратно, это был бы большой шаг в распространении безнотной записи музыки. Благо, ничего сложного здесь нет – такая задача по силам даже студенту. И тогда наверняка, появятся альтернативные музыкальные школы по методу Майоровой, а в стране начнется музыкальный бум.
|
|
|
|
Владимир Кобылинский
|
|
На грани невозможного 1,2005
|