Создатель был пиротехником
|
|
Рассматриваю миниатюры художника Виталия Кабаченко. Они привлекают не только ярким своеобразием стиля (сличив две его работы, третью узнаешь «за километр»), но и особенностями мышления атора, и тематикой. Скажем, одна из картин иллюстрирует теорию эрруптивной (взрывообразовательной) эволюции Солнечной системы, созданную известным астрономом профессором С.Всехсвятским.
|
|
|
|
Кабаченко – не только самобытный живописец, график, скульптор и дизайнер. Он еще и исследователь: его гипотеза эволюции Земли и образования планет из звездной материи вызывает интерес геофизиков и астрономов.
|
|
- Виталий Васильевич, принято считать, что наука требует от человека одного способа мышления, искусство – иного. Их совмещение встречается крайне редко, особенно в нашу эпоху чрезмерно узкой профессиональной специализации. В вашем творчестве словно восстанавливается утраченное единство. Как это получается?
|
|
- Сначала я осознал себя художником (произошло это в детстве), а научными поисками занялся во взрослом возрасте. Коллеги-художники удивляются и в общем-то не принимают мой «научный» метод работы. Ученые в свою очередь недоумевают: как можно добывать научную информацию с помощью осязания и художественного воображения? Такая вот двойственность – никуда от нее не денешься. Вдвойне непонятная специалистам еще и потому, что ни художественного вуза, ни физического факультета я не оканчивал.
|
|
Я никогда не пишу с натуры, не делаю предварительных зарисовок и эскизов. Пробовал как-то выйти с этюдником на пленэр – только зря потратил время. Но это вовсе не означает, что я далек от натуры.
|
Необычно для моих коллег и понятие модуля в живописных и графических произведениях. Травинка, завиток цветка, часть веточки или просто темное пятно становятся модулем. Его закону подчиняется вся композиция. Дальше я только достраиваю пейзаж в соответствии с избранным принципом формообразования и тональностью. Я как бы расшифровываю записанные в подкорке образы. А модуль – найденный ключ.
|
|
- Видимо, свойство вашего мышления лежит и в основе научных поисков?
|
|
- Разумеется. Гипотеза появилась вследствие игры в фигуры Роршаха. Только информационным массивом послужила географическая карта. Обычная физическая карта со всем известной паутиной береговых линий, архипелагов, возвышенностей впадин. Когда-то я, как, наверное, все в свое время, сличал контуры Южной Америки и Африки. Но приблизительным сходством не удовлетворялся. А уверения мобилистов (ученых – сторонников гипотезы дрейфа материков) об общей природе этих континентов не подтверждались моими наблюдениями над картами.
|
|
Тогда же пришла мысль, навсегда отъединившая меня от мобилистов: почему же они «складывают» только поверхности материков – ведь если опуститься ниже уровня моря, очертания станут другими?
|
Так родилась идея: нарисовать несколько карт одной и той же местности, но на разных по высоте уровнях. Я начал мысленно рассекать участки Земли горизонтальными плоскостями и тщательно зарисовывать контуры.
|
|
Получались своеобразные изобаты – высотные сечения поверхности Земли. Изображая их на прозрачных пленках и затем накладывая друг на друга, я получил кинаграмму данного участка земной поверхности. Листая ее, я словно просматривал увлекательный мультфильм, в котором на моих глазах формировалась структура планеты. В «мультике» показано, как более тяжелые породы опускаются вниз, деформируя вязкую поверхность, как следы такой пластической деформации сохранились при остывании некогда горячей расплавленной массы. Это была уже половина обнаруженного эффекта.
|
|
Вторая половина – волнообразный каркас планеты. Его я заметил, изучая срединно-океанические хребты. Длинный, многие тысячи километров, гребень горной подводной гряды имеет поперечные разломы. И кусочки гребня сдвинуты друг относительно друга.
|
|
Я попытался совместить сдвинутые фрагменты гребня и получил картину океанского дна более упорядоченную, чем на карте. Отчего могли нарушиться структура, возникнуть волны? Например, от взрыва.
|
|
Наконец, я стал замечать волны, буквально прощупывать их руками на всей поверхности Земли. Волны эти оказались не случайными, а в строгом порядке, словно некие невидимые ребра жесткости перевиты двойными спиралями. Это заставляет предположить существование на древней Земле процесс интерференции – наложения волн.
|
|
Совместив идеи пластической деформации и взрыва, я пришел к единственно отвечающей на все вопросы модели формирования Земли.
|
|
В какой-то момент (если взрыв, то непременно момент), отдаленный от нас 4,5 миллиардами лет, наша планета, поверхность которой была однородной горячей плазмой, претерпела мощный взрыв. В этот самый момент образовались все материки, гравитационное и электромагнитное поля.
|
|
Развивая гипотезу дальше, я объяснил мгновенность происшедшей деформации коллапсом – схлопыванием Земли после взрыва. Планета освободилась от лишней массы, вытолкнув ее через гигантское отверстие, образовавшееся в районе Северного полюса. Эта освобожденная масса и есть Луна.
|
|
При всей фантастичности гипотеза увязывает между собой множество фактов: геоидную форму Земли (с легкой грушевидностью), следы воронки в районе Северного полюса, сходную структуру Земли и Луны, наличие так называемых морей только на видимой, ближайшей к Земле стороне естественного спутника.
|
|
- Виталий Васильевич, вы развиваете гипотезу и при этом остаетесь художником? То есть по-прежнему используете свое умение видеть то, чего другие не замечают?
|
|
- Уточню: не замечают только до тех пор, пока не обратишь на это их внимание. Сейчас волнообразность и каркас Земли признают многие. Я продолжаю исследования: рассматриваю снимки нашей планеты, сделанные в космосе. На многих видна системность в структуре облачных образований, отвечающая структуре данного участка рельефа. Изучаю снимки Венеры, Марса, Солнца. Признаки каркаса, волны как следы мощных взрывов замечаю всюду. Значит, найден модуль для построения общей картины мироздания.
|
|
Предложенная Виталием Кабаченко гипотеза, естественно, не может претендовать на роль научной теории. Гипотеза должна, во-первых, не противоречить уже установленным наукой фактам, во-вторых, давать логически приемлемые объяснения сведениям, находящимся на рубеже познания. С этой точки зрения гипотеза Кабаченко очень интересна.
|
|
Кандидат гаографических наук В.В.Пиотровский отмечает, что глаз художника выявил структурные особенности космических объектов, которые затем были обнаружены с помощью космической съемки. Гипотеза волн и взрывных процессов, считает ученый, заслуживает пристального внимания и тщательного изучения. Высказанные Кабаченко идеи о роли волновых процессов в развитии материи вполне согласуются с идеями многих современных исследователей, изучающих микромир и космос.
|
|
|
Даниил Земляк
|
|
На грани невозможного 21,2004
|