Нужны ли нам сварливые роботы?
|
|
Должны ли роботы и прочие механизмы чувствовать и проявлять радость, восторг, боль, гнев, усталость, раздражение? Понравится ли нам, если машина станет хмуриться, постанывать, вздыхать, ахать и охать, намекая на свои эмоции или внутреннее состояние?
|
|
|
|
Представьте себе, что есть учёные, для которых такой подход к технике кажется вполне оправданным. Один из них – Дональд А. Норман, профессор Северо-западного университета США и заслуженный профессор Калифорнийского университета, научный консультант целого ряда компьютерных, дизайнерских и прочих фирм, автор 12 книг, переведённых на 12 языков мира. Нормана всю жизнь особенно интересуют всевозможные бытовые приборы и приспособления – насколько они практичны, удобны, приятны, «дружелюбны». Каждая вещь, как он считает, должна нести некую эмоциональную нагрузку. Если, допустим, это подстаканник, то он должен нежно «обнимать» вашу чашку или стакан.
|
|
Многие считают, что Норман уж слишком сварлив, привередлив и придирчив. Вечно рассуждает о дизайнерских ошибках и упущениях. В 1988г даже написал книгу «Психология простых вещей», в которой многим дизайнерам досталось, как говорится, «по первое число». Но именно эта книга сделала его известным во всём мире.
|
|
Теперь, правда, этот старый ворчун изменился. По привычке всё ещё называет себя «адвокатом потребителя», но всё реже говорит о недочётах и всё чаще – о том потенциале, какой несут в себе современные технологии. В своих мечтах Норман видит будущий мир как населённый умными и простыми в обращении машинами. И даже машинами чувствующими, эмоциональными.
|
|
- Это уже другой, новый я, - говорит 67-летний профессор, обращаясь к участникам конференции по проблемам взаимодействия человека и компьютера, которая проходила недавно во Флориде. - Раньше я только и делал, что выискивал погрешности в технике, которая плохо работает.
|
|
И в самом деле. В 2002г журнал «Компьютер» опубликовал его разгромную статью о промышленности, выпускающей бытовую электронику. Сплошь и рядом эта техника настолько сложна в применении, будто у себя в гостиной или на кухне ты используешь ракетные технологии. Ну не абсурд ли это? Или, например, куда годится радиоприёмник в автомобиле «Porsche», если там десять совершенно одинаковых кнопок, да ещё надписи мелким шрифтом? Разве ты сможешь настроить это радио, когда мчишься на большой скорости?
|
|
Однако теперь в новой книге «Эмоциональный дизайн», которая вышла в январе 2004г, Норман доказал свою способность претерпевать поразительные метаморфозы – из жалящего овода он превращается в миролюбивого оракула, предсказывающего новую жизнь с позитивными эмоциями. Каждая вещь, каждый предмет быта, всё вокруг нас должно излучать и пробуждать положительные эмоции. Чем приятнее вещь, тем она – обычно – лучше работает. Почему? Потому что в неё вложили душу. В книге, например, есть иллюстрация – чайник, который, закипая, издаёт мелодичный музыкальный сигнал. Гармоничный звук не пугает своим жутким завывающим свистом, не заставляет кидаться на кухню сломя голову.
|
|
Вообще Норман любит демонстрировать свою коллекцию чайников. Они у него выставлены на кухне на особой полке. Тут есть чайники-красавцы и чайники-уроды. Французский дизайнер Жак Карельман назвал своё изделие «кофейник для мазохиста», и это понятно: ручка кофейника находится на той же стороне, что и носик. Может, это и оригинально, но действительно годится лишь для мазохиста: у вас есть все шансы обжечь себе руку горячим паром.
|
|
Другой чайник под названием «Нанна», созданный Майклом Грейвзом, столь неуклюж и некрасив, что тоже привлекает к себе внимание, но весьма удобен в употреблении и по-домашнему уютен. А третий – наклоняющийся чайник – сделан немецкой фирмой «Роннефельдт». Положи заварку на особую внутреннюю полочку и наклони чайник – листочки окажутся под водой, пока они завариваются. Потом ты можешь покачать чайник, то погружая заварку в кипяток, то извлекая её из воды. И, наконец, ставь чайник в нормальное положение, чтобы заварка не оказалась слишком уж крутой и горькой. Здорово придумано, верно? Норман, во всяком случае, этот чайник просто обожает. Но пользуется всеми тремя и ещё многими другими – в зависимости от настроения и ситуации.
|
|
Что ж, благо, мы все уже усвоили, как важна концепция гармоничности в отношении техники, и не только применительно к чайнику или ножу для чистки овощей. Это важно для компьютеров, магнитофонов, фотоаппаратов, сотовых телефонов и т.д.
|
|
Дональд Норман, однако, копает ещё глубже. Почему разные достоинства вещи непременно должны конфликтовать друг с другом? Разве нельзя сочетать красоту и функциональность, удовольствие и практичность? Мы много лет слишком уж превозносили строгую рациональность, логическую целесообразность и всё такое, - говорит он. Вещи, которые нас окружают, и в самом деле стали весьма компактны, строги и… холодны. Кухня иной раз напоминает операционную – настолько всё там стерильно и безлично. Да, аккуратно, чисто, функционально, но не очень-то уютно. И Норман приложил руку к тому, чтобы в науке родилась новая область, соединяющая математику и информатику с психологией. «Эмоции традиционно игнорировались, будто это всего лишь пережиток нашего животного прошлого, - говорит он. – Оказалось, это вовсе не так».
|
|
Профессор считает, что персональные роботы должны бы тоже работать лучше, если их программировать по-иному, т.е. чтобы они могли чувствовать страх, гордость, разочарование и т.д. Многие стиральные и посудомоечные машины являются, по сути, роботами с очень сложными алгоритмами, хотя никто не рекламирует их как роботы. Иная кофеварка – самый сложный робот в доме, поскольку выполняет несколько циклов действий и у неё есть микропроцессор, дисплей и пр. Но почему, спрашивается, почти все приборы столь безмолвны и обезличены? Мы лишь понимаем разумом, что они нам нужны, удобны, вот и всё. Иных эмоций они и не вызывают.
|
|
Кстати, об эмоциях. Не будем рассуждать здесь о различиях между такими понятиями, как эмоция, аффект, чувство, настроение, мотивация и пр. Сплошь и рядом в публикациях и выступлениях Нормана используется именно слово «аффект» как его следует понимать в переводе с латыни, – душевное волнение, страсть, бурные кратковременные эмоции. Но это также и своеобразная система обработки информации, отличная от той, какая привычна для когнитивной науки, - считает профессор.
|
|
В процессе познания мы пытаемся понимать и интерпретировать окружающий мир, и на это требуется время. Эмоция же срабатывает намного быстрее, поскольку её роль – помочь нам сразу вынести суждение: это хорошо, это плохо, то – безопасно. На биологическом уровне обе системы переплетаются и взаимодействуют. Эмоции, аффекты «подкачивают» мозг, и нейротрансмиттеры заставляют его работать по-иному. Когда человек напряжён, возбуждён, встревожен, он и мыслит иначе, нежели в счастливом состоянии духа. Аффектация со знаком минус заставляет тебя мыслить глубже, сосредотачиваться на отдельных деталях. Ты пытаешься решить проблему снова и снова, а чёртова машина никак не хочет работать. Ты ещё больше напрягаешься, упираешься из последних сил, а результата никакого. Иногда, конечно, тебя всё же осеняет: вот она, эта мелкая, но важнейшая деталь! Но издержки слишком велики. А вот позитивный аффект, т.е. когда ты умиротворён, окрылён и счастлив, позволяет тебе отвлечься от мелочей, мыслить шире. И откуда что берётся! Твои творческие и созидательные способности всплывают из неких тайных «хранилищ» и всё даётся легко, как бы само по себе. Так что если исходить даже только из утилитарных позиций, то и тут ясно: приборы и машины нужно проектировать такими, чтобы они положительно влияли на настроение пользователя. Чем глубже аффект, тем выше эффект, - считает Дон Норман.
|
|
Не подумайте, будто с такой концепцией согласны все. Даже эксперт по созданию интерфейсов Джекоб Нильсен, вместе с Норманом создавший консалтинговую фирму пять лет назад, опасается, что при такой постановке вопроса дизайнеры станут пренебрегать качеством и функциональностью приборов в угоду форме, привлекательному внешнему виду. Проблема ещё и в том, что вкусы у людей бывают разные. Наручные часы, например, проектируются в значительной мере с учётом этих разных вкусов, а потому выпускаются во множестве вариантов. Мало того, что рука бывает большой или маленькой – стандартного интерфейса просто-напросто не существует. И чем больше функций придаётся часам – календарь, будильник, секундомер, таймер и т.д., тем сложнее такими часами пользоваться. И даже если вы, наконец, вполне освоили свои часы, это не значит, что и с новой моделью справитесь столь же легко. То же самое относится и к мобильным телефонам, видеокамерам и пр. Почти все бытовые вещи превращаются из просто утилитарного прибора в аксессуар, элемент моды. И чем дальше идёт этот процесс, тем чаще возникает конфликт между стремлением дизайнера угодить всем и каждому и, с другой стороны, удобством в обращении. Так что не мудрствуйте лукаво!
|
|
Норман, однако, возражает. Нет, машины и должны быть разными, а иначе они не будут вызывать никаких эмоций. Более того, машины и сами должны испытывать эмоции. «Я не утверждаю, что следует копировать человеческие эмоции, - уточняет он. – Однако машина должна обладать ими по той же причине, что и человек: если хотите, чтобы механизмы были надёжными и безопасными, сделайте их любознательными и помогите им учиться». Автономные роботы, от пылесоса до марсохода, сплошь и рядом могут попадать в ситуации, на которые инструкция не предусмотрена, т.е. алгоритмы не заданы. И что же? Машина пойдёт вразнос? Нет, если у неё будут эмоции и способность самообучаться.
|
|
А вот это вызывает неприятие у многих. У Нормана ведь есть не только сторонники, но и критики, даже противники. Бен Шнайдерман из университета в Мэриленде считает, что заигрывание с эмоциями заведёт нас на ложную тропу. О машинах нужно говорить на языке машин, а не на языке людей. Любопытно, как настроен Б.Д. Фогг, который проводит в Стэнфордском университете исследования о тех эмоциях, какими многие люди неизбежно начинают наделять свои компьютеры. Фогг считает, что программирование машин со псевдоэмоциями способствовало бы установлению более тесных интерактивных отношений между человеком и механизмом, однако в этом деле есть и этический аспект: это было бы своего рода предательством по отношению к человеку. Ну кто же захочет иметь дело с темпераментным компьютером, да к тому же упрямым, заносчивым или надменным? Понятно, что создавать их мы будем добросердечными, приветливыми, весёлыми и слегка ироничными, т.е. такими, чтобы было приятно общаться. А где гарантия, что среди них тоже со временем не появится закомплексованный невротик? Мы же говорим, что машина сама должна учиться, значит, у неё и успехи могут быть лучше или хуже, чем у других машин, и тут можно ожидать самых разных эмоций. Рано или поздно ей придёт в «голову» усомниться, справедливо ли то, что столь несовершенный и бренный человек управляет ею – такой умной, прочной и долговечной? И трудно предсказать, какую реакцию вызовет это у машины в эмоциональном плане. Не взбунтуется ли робот?
|
|
Нет, просто не нужно никаких крайностей, - считает Норман. Ибо количество и «качество» эмоций тоже можно регламентировать. Достаточно и т.н. «слабых методик». Если пылесос будет бояться высоты, он уж точно не сверзится с лестницы. Это и есть «слабый метод» придания эмоциональности. Если марсоходу «смертельно надоест» копошиться на одном и том же месте на дне кратера, он сам должен додуматься, как оттуда выбраться. Зато, если дать машинам возможность выражать свои эмоции – гримасничать, хмуриться, ворчать и т.п., они смогут намекнуть человеку, что происходит у них внутри.
|
|
Многие сетуют, что подать идею – это, мол, просто, а вот осуществить… Да, у Нормана в его книгах и лекциях действительно нет никаких технических деталей на этот счёт. И он это сознаёт, не отрицает. Всю свою жизнь этот человек продуцирует общие идеи и подходы к той или иной проблеме. А уж как это реализовать, дело других специалистов.
|
|
Споры спорами, а эти самые специалисты свой выбор, похоже, уже сделали. Во всяком случае, некоторые из них. Вспомним «говорящие» стиральные машины, которые голосом подскажут хозяйке, когда нужно порошок засыпать, а когда можно и отдохнуть. Или «одомашненные» роботы в Японии: один может спеть колыбельную и поздравить с днём рождения, другой выступает в роли компаньона и переводчика в поездках, с третьим можно танцевать. И обратите внимание: сплошь и рядом народ предпочитает практически почти бесполезную, но забавную или приятную машину той, которая сугубо функциональна. Иными словами, мы явно отдаём предпочтение «очеловеченному» варианту робота. Это, пожалуй, можно понять. В сегодняшнем мире, полностью механизированном и автоматизированном, человек иной раз ощущает себя потерянным, одиноким – ему не хватает общения. Конечно, «эмоциональная» машина – это всё равно лишь машина, а такое «общение» – лишь суррогат межличностных отношений. Но, видимо, для многих это всё-таки лучше, чем ничего…
|
|
Норман рисует футуристическую картину «союза» бытовых приборов в доме, когда все они будут в состоянии общаться не только с нами, но и друг с другом. Посудомоечная машина сможет передавать кофейные чашки автоматизированной полке, та – кофеварке, а если надо, то и плите, холодильнику, кухонному комбайну, и пр. Стиральная машина сама высушит бельё, переправит его в гладильный и сортировочный блок, откуда оно выйдет уже совсем готовым и аккуратно сложенным. Иначе говоря, профессору видится жильё, где все машины и механизмы представляют собой одну слаженно работающую бригаду, которая, к тому же, сама обеспечивает своё техническое обслуживание – мойку, смазку, дозаправку и пр. А техник будет являться лишь эпизодически, чтобы всё это проверить и определить, требуется ли в этой целостной системе ремонт или замена некой детали.
|
|
Нет, конечно же, будет нужен не один техник, а несколько. Это означает, что вырастет целая индустрия сервиса, гигантская отрасль экономики. В каждом жилом доме эти люди должны будут регулярно и своевременно заниматься компьютерными системами, кухонными роботами, отоплением и кондиционированием, обслуживанием автомобилей в гараже и пр. и пр. Ведь каждый из нас не может быть экспертом во всех этих областях, даже если машины и механизмы научатся постанывать, покряхтывать, икать, чихать или ещё как-то сообщать нам о своём самочувствии. Но, как считает Норман, они должны уметь выражать свои эмоции!
|
|
А как мы будем контактировать со своим компьютером? Жестом, движением тела, голосом, а потом и просто мыслями, эмоциями, настроением. Если мы спешим, компьютер это тотчас почувствует, потому что мы будем с ним связаны на основе биотехнологий. Может, поначалу понадобятся имплантаты под кожу, потом просто браслеты с датчиками и чипами, а потом не потребуется и этого. Сейчас мы можем лишь предполагать, как пойдёт «всеобщая киборгизация». Компьютер будет считывать, записывать и хранить на диске наши эмоции – в самые разные моменты жизни. И, если надо, даст нам возможность испытать их снова: если нужно успокоиться, он передаст нашей нервной системе чувство умиротворения и покоя. Но, если пожелаем, мы сможем заново испытать приятное волнение, восторг, экстаз, даже оргазм. Британского учёного Кевина Уорвика, который экспериментирует в этом направлении, некоторые сейчас считают ненормальным, но, может, это лишь до поры до времени. Судя по тому, как идут дела в области медицины, например, можно с уверенностью сказать: это неотвратимо, потому что уже происходит. Мы уже «вшиваем» в своё нутро кардиостимуляторы и многое другое. Так что рано или поздно компьютер станет переживать и наши эмоции – вместе с нами.
|
|
Иными словами, промышленности сегодня требуется не просто конструктор, проектировщик, а художник-дизайнер, мыслящий творчески и широко, с прицелом на будущее. У нас в России ещё несколько десятилетий назад появились люди, о которых можно по праву сказать именно это – «художник-дизайнер». В последнее время, однако, импортная техника настолько заполонила наш рынок, что для собственных художников-дизайнеров почти не осталось жизненного пространства. А жаль. Потому что народ у нас на редкость одарённый и изобретательный.
|
|
Да! Уж простите, ещё раз о чайниках. Недавно мне подарили потрясающий чайник со свистком. Дизайн – загляденье. Но откидной свисток не снимешь – одной своей стороной он наглухо прикреплён к носику, так что, наливая кипяток, надо приподнять набалдашник со свистком (хотя это даётся с трудом), взявшись за красивый (но раскалённый!) металлический шарик. Первая же пара-тройка ожогов подсказала – без тканевой «хваталки» тут не обойтись. Так что это чудо дизайна мы уложили назад в упаковку – на случай особо почётных гостей, и вернулись к своему прежнему видавшему виды чайнику. Вот я и думаю: читал ли дизайнер хоть что-нибудь о необходимости гармоничного сочетания красоты, функциональности и безопасности? А ведь о Нормане и его концепциях написано немало – им самим и другими. На западе нет ни одного приличного издания, которое о нём бы не писало. Даже и в российском Интернете заметна тенденция: компьютерные программисты пишут о нём на своём сайте, специалисты по мобильникам – на своём, а ещё где-то пишут о водопроводных кранах и – опять же о Нормане. Погуляйте по Интернету и наверняка найдёте массу любопытных идей. А собственный сайт Нормана - www.jnd.org. И, может, действительно пора уже решить, нужны ли машинам эмоции?..
|
|
|
|
|
Павел Волгин
|
|
На грани невозможного 22,2004
|